Ни машины, ни денег
От обманутых покупателей Forda отвернулись суд, милиция и прокуратура.
Челябинский облсуд, рассматривающий дело магнитогорских "ждунов", клиентов автосалона "Магтехноцентр", признал: институт "официального дилера" в России не работает.
Оказалось, российскому представительству компании с мировым именем "Форд Мотор Компани" выгоднее публично откреститься от "официальных дилеров", свести к нулю сам принцип работы через дилерские сети, чем признать ответственность перед их (и своими?) клиентами.
Миф об "официальном дилере"
Челябинский областной суд отказал в надзорной жалобе обманутым клиентам бывшего дилера Ford в Магнитогорске. Они требовали удовлетворить иск к ООО "Магтехноцентр" и ЗАО "Форд Мотор Компани", обязав международную компанию отдать им купленные у официального дилера автомобили. Суд встал на сторону "Форд Мотор Компани". Стратегия защиты представителей Forda в суде строилась на том, чтобы раз и навсегда отделить свое имя от имени российских дилеров. Мы - это мы, а они - это они. Вас обманул не "Форд Мотор Компани", вас обманул наш официальный представитель. Пусть он и отвечает, а мы - ни при чем.
"ЗАО "Форд Мотор Компани" не являлось по отношению к N (имя клиента. - Прим. авт.) ни продавцом, ни уполномоченной организацией, ни импортером, ни изготовителем товара, а потому доводы жалобы <…> не состоятельны", - так написано в определении суда. Согласившись с такой версией Forda, признав ее правоту, Челябинский областной суд по сути отменил понятие "официального дилера" в России. Оно и раньше существовало лишь условно, поскольку российское законодательство не определяет термин "дилер". Но теперь мы знаем, что дилерского института нет и на практике, это лишь коммерческий миф, заимствованный из зарубежной экономики. И в случае следующего конфликта ничто не помешает той же "Форд Мотор Компани" снова заявить, что за действия и промашки "дилера" она не отвечает. Потому что дилер для нее - никто.
Число "бывших официальных", между тем, растет. "Ведомости" обнаружили пять таких дилеров Ford - кроме магнитогорского "Магтехноцентра", это новосибирская "Автолэнд-Сибирь", вологодская "Автоцентр Щеглино", а также "Стерлитамак-моторс" и "Сургут-моторс". Недавно в этот список вошел "Форд - Улан-Удэ". Все они находятся в процессе банкротства или ликвидации. И в каждом случае юристы российского представительства "Форд Мотор Компании" в судах постарались, чтобы предсмертные судороги дилеров не донеслись до их компании и не обернулись для нее финансовыми потерями в виде возврата долгов армии обманутых клиентов.
"Схема" номер три
В ответ на письмо магнитогорских "ждунов" директор российского представительства "Форд Мотор Компани" Марк Оувенден просто предложил "приобрести новые автомобили у нового дилера со скидкой 33 процента".
- В этом письме господин Оувенден оправдывает действующую схему продаж и говорит, что она была рассчитана на добросовестных партнеров. За то, что ООО "Магтехноцентр" оказалось недобросовестным, по всей видимости, должны отвечать покупатели. То есть риски и поставщика, и дилера несут на себе клиенты, - комментирует один из пострадавших Константин Одинцов.
Схема продаж - этот как раз главный сюжет многочисленных судебных процессов по делу клиентов Forda. Напомним, с чего все началось. Статус официального дилера ООО "Магтехноцентр" получил еще в 2004-м, директор компании - Николай Ошманин. Весной 2009 года клиенты компании забили тревогу: полностью оплатив покупку нового автомобиля марки Ford часть из них не получила паспорта транспортного средства, другая - ни ПТС, ни самого автомобиля. В такой ситуации оказались 63 покупателя (40 из них - с автомобилями без паспорта, еще 23 - с пустыми руками).
Взаимодействие поставщика и дилера в России обычно строится по двум схемам. Первая - комиссионная: когда автопроизводитель сначала поставляет в салон дилера автомобили (вместе с ПТС), а после их продажи получает свою выручку. Как в комиссионном магазине. Вторая - когда дилер выкупает авто у импортера вместе с документами, а затем продает его уже от своего имени. Именно эта схема официально заложена в дилерском договоре между "Форд Мотор Компани" и "Магтехноцентр". Оба пути для покупателя безопасны при условии, что стороны следуют договору.
Но в ходе судебных разбирательств выяснилось, что в деле "ждунов" ни одна из безопасных схем в чистом виде не работала. Партнеры, так сказать, общались скорее "по понятиям", нежели чем по договору. То есть "Форд Мотор Компани" поставляло на склад дилера не выкупленные им автомобили, оставляя у себя ПТС в качестве залога. При этом автомобили оставались собственностью Forda до того момента, пока дилер не перечислял деньги. В конце 2008 года "Форд Мотор Компании" подбросил на реализацию в Магнитогорск аж триста автомобилей, не выкупленных дилером. Снова закрыл глаза на дилерский договор?
Понятно, что соблазн по-своему использовать деньги покупателей для Ошманина был велик. И он этому соблазну частенько уступал: вкладывал взятые за авто средства в возведение дилерского автоцентра, погашение кредитов, другие расходы, не торопясь выкупать у Forda ПТС на проданные машины. И однажды Ford просто вывез из Магнитогорска уже проданные автомобили, реализовав их в другом месте.
- Одним из условий действия такой схемы было неразглашение особенностей коммерческих связей "Форд Мотор Компании" и его официального дилера, - комментирует Константин Одинцов. - Причем в суде представители Forda подтвердили "комиссионный" принцип взаимодействия с дилером.
Из аудиозаписи заседания в Челябинском областном суде:
Суд: А вообще какая была схема поставки, оплаты? Что было вперед, что потом? Поясните.
Представитель "Форд Мотор Компани": Уважаемая коллегия, после получения денежных средств от розничного покупателя "Магтехноцентр" обязан был не позднее 3-х дней перечислить их в ЗАО "Форд Мотор Компании". В ответ ему высылался паспорт транспортного средства. <…> Но денежные средства, которые истцы заплатили, осели у "Магтехноцентра" и не вернулись к покупателям, и не дошли до нас.
Суд: Но вы же не возражали против такой вот… системы продаж? Что сначала именно машины поступают, а потом деньги к вам поступают.
Представитель "ФМК": Да, но деньги не поступили, и поэтому ПТС…
Суд: Вы же против такого порядка реализации машин не возражали?
Представитель "ФМК": Да, какое-то время существовала такая схема работы, но, как оказалось, она приводит вот к таким действиям со стороны розничного продавца…
Суд, однако, нечаянное признание представителей Forda о наличии третьей, неофициальной, схемы продаж пропустил мимо ушей. Он оправдал действия мирового гиганта, признав "недобросовестность" лишь со стороны дилера-банкрота. По мнению суда, "Магтехноцентр" в одиночку, обманывая партнера, намеревался передать покупателю чужой товар. Благо, в его помещениях как раз стояли неизвестно для чего пригнанные Ford триста автомобилей.
Теперь ясно, почему "Форд Мотор Компани" проигнорировал суды первой инстанции: мировым гигантам проще решать свои проблемы наверху. Чем выше - тем проще. А суды первой инстанции обманутые покупатели выиграли - в Ленинском, Правобережном и Орджоникидзевском районных судах Магнитогорска. Позиция судей была такой: невыполнение официальным дилером обязательств по перечислению денежных средств "Форд Мотор Компани" - не основание для лишения покупателей приобретенного имущества. Так следует из закона "О защите прав потребителей".
- Нам казалось, здесь все очевидно: сделки по продаже автомобилей были совершены компанией "Магтехноцентр" во исполнение указаний ЗАО "Форд Мотор Компани" и по его воле. Согласно статье 308 ГК РФ, за нарушение обязательства перед кредитором отвечает должник, - считает Константин Одинцов. - И то, что "Форд Мотор Компани" изъял купленный мною автомобиль, нарушает мои права. По сути, за грехи "Магтехноцентра", о которых поставщик знал и рисковал осознанно, отвечать приходится мне своими деньгами. В результате серых бизнес-схем пострадали добропорядочные покупатели, имевшие несчастье выбрать автомобили марки Ford.
Отменяя все решения районных судов Магнитогорска, Челябинский областной суд указал, что дилерский договор между "Форд Мотор Компани" и "Магтехноцентр" "ни в коей мере не создает между сторонами отношений агента и принципала", что "стороны лично отвечают по своим обязательствам". И, соответственно, суд не нашел оснований для возложения ответственности за грехи дилера на "Форд Мотор Компани". Это историческое решение мы и называем отменой института "официальных дилеров".
Кстати, в отличие от челябинских коллег, Верховный суд Башкортостана встал на сторону обманутых покупателей, оставив решение судов первой инстанции в силе.
Где деньги, Коль?
Магнитогорские "ждуны" ждут ответа и на этот вопрос. Ответить должно следствие, которое рассматривает дело Ошманина уже по второму кругу.
В прокуратуру и УВД клиенты "Магтехноцентра" обратились еще весной 2009-го. Им было отказано в возбуждении уголовного дела. После коллективных жалоб в вышестоящие инстанции, вплоть до Генпрокуратуры РФ, местная прокуратура начала вяло шевелиться. В следственном управлении при УВД по Магнитогорску началось предварительное расследование уголовного дела по факту мошенничества. Ошманины в нем проходили только как свидетели.
В мае 2010 дело было закрыто "за отсутствием состава преступления". Это значит, что следствие ничего "такого" в бюджете "Магтехноцентра" не нашло - то есть "налево" не ушло ни копейки. Видимо, огромные суммы денег, взятые в качестве платы за авто и не переведенные компании Ford, растаяли в воздухе. "Нецелевого расходования либо присвоения денежных средств Ошманиным и распоряжения ими в личных целях выявлено не было", - гласит постановление о прекращении уголовного дела. Что же тогда выявлено? Куда делись миллионы? Молчок. Но сегодня все имущество дилера - это несколько поезженных автомобилей и оборудование для автосервиса. А долги перед кредиторами составляют примерно 100 млн. рублей, из них перед "ждунами" - около 12 млн. рублей.
После нового взрыва коллективных жалоб магнитогорцев и резонанса в СМИ прокурор Ленинского района С. Горшков вынужден был направить дело на доследование - снова в следственное управление. Однако тем, кто знаком со следственными процессами, ясно, что это лишь попытка прокуратуры оттянуть время и переждать новый виток информационного скандала. Прокуратуре не нужно отправлять материалы на очередное доследование, чтобы возбудить уголовное дело. У нее есть все на то полномочия. Но почему-то она не желает ими воспользоваться. И играет в футбол.
Обманутые жители Магнитогорска остались один на один с огромным мировым гигантом. И это не их, а его коммерческие интересы защищены российскими судами и прокуратурой, и это его собственность священна. Поэтому он спокойно и уверенно вытирает ноги о российские законы.
…В Интернете нарастает протестная волна тех, кто устал бороться с сильными мира сего. Мощная антифордовская кампания. Ее сторонники пишут: "В случае дальнейшего бездействия ЗАО "Форд Мотор Компани" планируются всероссийские акции протеста против действий самой компании и дилерской сети, продолжающей вести обман покупателей".
Вместо эпилога
Из аудиозаписи телефонного разговора с оператором "горячей линии" Ford:
- "Горячая линия" Ford. Добрый день.
- Здравствуйте. У вас можно получить информацию по дилерам? Я из Магнитогорска звоню. У нас сейчас кто в городе ваш официальный дилер?
- В вашем городе открылся дилер "Т-Моторс".
- Да, все правильно, значит, я туда и ездил. У меня такой вопрос. Я "Форд Фокус" выбрал и хочу приобрести, но сейчас они там без ПТС. Мне предлагают заключить договор, и через несколько дней после оплаты придет ПТС. Это как? Это ваш официальный дилер? Там все нормально будет? Дело в том, что в городе уже были проблемы. Дилер был "Магтехноцентр". Людей обманули. Деньги взяли, а вот машины люди не получили.
- Да, как правило, в дилерских центрах ПТС появляется только после проведения дилером полной оплаты за автомобиль. То есть, иными словами, после выкупа автомобиля.
- А какие сроки? Сколько времени от того, как я заплачу, и до того, как придет ПТС?
- Вы этот вопрос можете согласовать только с официальным дилером…
x