Вроде не баян:
За I квартал сборы от экспорта нефти снизились более чем вдвое, газа — на 25%, а рубль — укрепляется, фондовый рынок стал чемпионом мира по росту с начала года. На наших глазах выстраивается глобальная пирамида, главной пострадавшей от которой будет Россия.
Осенью прошлого года американские банкиры, стоявшие на грани банкротства, были вынуждены принять правительственную финансовую помощь в размере $250 млрд. Но это были не долгосрочные беззалоговые кредиты от государства и Центробанка, как это принято нынче у нас. Деньги предоставлялись в обмен на 15% привилегированных акций банков, причем с фиксированными дивидендами: в первые пять лет — 5% годовых, после истечения этого срока — 9% годовых. Ставки для США запредельные. Особенно в сравнении со ставкой рефинансирования ФРС, составляющей сегодня 0,25%.
Если в России национализация воспринимается и населением, и бизнесом как манна небесная, то для Америки это стыд, который стоит на одном из первых мест в списке страшных снов. Вынужденно приняв госфинансирование, американские финансисты тут же начали размышлять, как побыстрее отдать долг государству. Поскольку крупнейшие производители США близки к разорению, ипотечный рынок рухнул, а массовые дефолты по кредитным картам до сих пор ждут банкиров где-то за углом, надеяться на прибыль внутри страны для многих из них бессмысленно. Но деньги для отдачи долгов брать откуда-то надо. Похоже, что американцы обратили свои спекулятивные взоры на развивающиеся страны, и прежде всего — на Россию.
Наше правительство, неоднократно заявлявшее об отказе от валютных ограничений и потратившее на собственноручно устроенную первую волну девальвации более $200 млрд. резервов, до сих пор располагает огромными валютными запасами — почти $384 млрд. Дальнейшие действия для американцев — дело техники: пришли, надули фондовый и финансовый пузыри, а где-нибудь через полгода ушли, прихватив как минимум вдвое больше вложенного.
Доказательства строительства финансовой пирамиды, цель которой — освободить Россию и россиян от излишнего долларового груза в закромах, очевидны. За I квартал ВВП страны снизился на 9,5%, а рост фондового рынка в рублях к середине мая составил 52,7%. Добыча газа снизилась на 14,7%, а акции газовой монополии выросли к середине мая на 65,7%. Обвал в обрабатывающей промышленности по сравнению с IV кварталом прошлого года — 23,6%, а индекс РТС пробивает отметку в 1000 пунктов.
Российские правительственные чиновники нагло рассуждают о “дне кризиса”, и тут их политические интересы полностью совпадают с экономическими устремлениями мировых спекулянтов.
Откуда средства для стремительного фондового роста? Финансовое топливо для российских акций все последние годы на 70% было зарубежным. Сегодня это соотношение стало еще более “иностранным”. Российские компании, задыхающиеся от недостатка свободных средств и отсутствия бюджетного финансирования, не могут вкладывать деньги в фондовый рынок. Банки? Отчасти да, но они играют по тем же правилам, что и заокеанские инвесторы. Население? Это просто смешно, учитывая данные по инфляции, безработице и снижению доходов населения.
Рост цен на нефть в последние недели — такой же финансовый пузырь, но в международном масштабе. Сравним: 31 декабря прошлого года цена барреля нефти Brent составила $36,2 (российская нефтяная смесь Urals стоила еще меньше), а 13 мая этого года — $58,1. Рост — 60,5%. Причины могли бы быть такими: холодная зима, подъем западной промышленности, резкое снижение нефтедобычи. Но ничего из перечисленного не было и нет. И здесь обвал неминуем: на рынке нефти сейчас затоваривание, а цены растут.
А что же Китай? Неужели там не видят, что их также вовлекают в новую финансовую пирамиду? Действительно, рост фондового рынка там с начала года составил 42,3%, но в данном случае картина с вложениями в китайские ценные бумаги противоположна российской. Если в России в первом квартале ВВП снизился на 9,5%, то в Китае вырос на 6,1%. Если мировые финансовые институты в 2009 году предрекают России спад в 6,5%, то Китаю — такой же рост. Но главное — в России финансирование антикризисных мероприятий ведется по известным лишь узкому правительственному кругу правилам, а в Китае программа стимулирования экономики ценой в $585 млрд. уже дает ощутимые результаты. Хотя что нам до Китая...
Российская действительность не дает никаких оснований для укрепления доверия народа к рублю. В стране свирепствует бюджетный дефицит, налоговые и таможенные поступления снижаются, а социальные обязательства растут. И то, что в январе население купило валюты на $9,5 млрд. больше, чем продало, а в марте реализовало на $0,5 млрд. больше, чем купило, на руку лишь все тем же финансовым спекулянтам. И еще — родному правительству: мол, смотрите, рубль укрепляется, фондовый рынок растет, спад замедляется — скоро вновь все будет хорошо! А невдалеке опять те же грабли — “плавная” девальвация, растрата резервов и улыбчивые лица российских и иностранных банкиров. Даже срок, до которого новые пузыри должны лопнуть, примерно известен — это 1 октября, начало нового финансового года в США. Схема проста: подогреть стоимость акций российских компаний, затем на пике их продать, конвертировать полученные “крепкие“ рубли в валюту и скрыться с миллиардными прибылями за океаном. Где полученным в России кэшем выплатить долги американскому государству и вернуть себе должный статус.
Знают ли обо всем этом в Правительстве РФ и Центробанке? Скорее всего, да. Косвенным свидетельством информированности наших властей стало недавнее заявление Кудрина о второй волне банковского кризиса, которая накроет нас осенью этого года. Выходит, что в правительстве знают о том, что нас ждет, — просто ничего сделать не могут.
Потерпевшим во всей этой истории может стать и Россия в целом, и каждый из нас в отдельности. Если россияне поверят сладким речам чиновников о том, что наша экономика выздоравливает и кризис скоро закончится.
Рост мировых фондовых рынков с 31 декабря 2008 г. по 7 мая 2009 г.
(в национальных валютах), в %
США (Доу-Джонс) -3,0
Япония 1,5
Германия 1,5
Франция 2,0
Италия 3,3
Австралия 4,9
Индия 23,9
Бразилия 37,1
Китай 42,3
Россия 52,7
Первоисточник