Я не то что держал свечку, а даже участвовал в прелюдии всего этого акта.
Началось всё в 2003 году. РЭП Холдинг, созданный в 2003 году как "Росэлектропромхолдинг" на базе завода Электропульт, собственно до 2006 года только из этого завода и состоял. Еще был филиал в г. Грозном, но серьёзным предприятием он не был.
Учредителями холдинга являлись трое человек из совета директоров Газпрома. В 2003 году часть завода Электропульт была продана Промстройбанку и на эти деньги началась масштабная модернизация завода. Были построены новые цеха, реконструированы старые, закуплены новые технологии и открыты лицензионные производства Сименс и Риттал. Также началась разработка электромагнитного подшипника. К 2006 году Электропульт стал одним из десятки лидеров отрасли в России. Было открыто совместное с Сименс предприятие "Сименс электропривод" по производству электродвигателей большой мощности. Ежегодный оборот достигал 1 миллиарда рублей и завод, отдав все долги и кредиты вышел на полную самоокупаемость.
Всё это было достигнуто под руководством Г.И. Локоткова, являющегося сначала генеральным директором завода Электропульт, а позже президентом РЭП Холдинга. Главным заказчиком завода являлся, как не трудно догадаться, Газпром и его дочки.
Наступил скорбный 2006 год. Акционеры холдинга принимают решение приобрести актив в виде Невского завода им. Ленина, который нужен для производства газовых турбин и компрессоров для Газпрома. Локоткову делается предложение о включении этого завода в состав холдинга и, соответственно, возглавлении всего этого хозяйства. На раздумье дается 2 месяца. В качестве приятного бонуса обещается заказ на 19 электрогазоперекачивающих агрегатов для газопровода от Бованенковского месторождения. Т.о. холдинг должен полностью загрузить свои мощности, поставляя агрегат в комплексе: турбина и компрессор - Невский завод, электродвигатель - Сименс Электропривод, Преобразователи частоты и электрическую обвязку - Электропульт.
Локотков берет отпуск и погружается в изучение турбинной темы. Через 2 месяца он дает положительный ответ.
На конец 2006 года Невский завод представлял из себя плачевное зрелище. Огромная территория хаотично застроенная производственными, складскими, инженерно-техническими и пр. зданиями находилась в ужасном состоянии. Каждый цех представлял из себя чуть ли не отдельное предприятие со своим барином - начальником и собственной охраной ЧОП. Просто пройти по всем цехам было невозможно, надо было в каждый выписывать пропуск и с секретностью это никак не было связано. Убогие помещения, темные замасленные и запыленные цеха - как атрибут 90% оставшихся предприятий. Плюс ко всему еще непрофильные активы как, например, ДК Невский.
Акционеры согласны ввалить некоторую сумму в реконструкцию.
Локотков принимает решение о полной реконструкции завода. Полностью должна быть расчищена территория, кроме основных выпускающих цехов, часть территории, ограниченной Б. Смоленским от Бабушкина к Седова и по Седова до почти переезда должна быть отчуждена и продана, покупателем соглашается стать компания ЛЭК. На эти средства должна быть проведена реконструкция и закуплено новое оборудование в оставшихся цехах.
Параллельно ищется западный партнер для совместного выпуска турбины, т.к. наши технологии безнадежно устарели и приемлемой турбины на 32 МВт нет. Претендентами хотят быть Siemens, Mitsubishi-Toshiba, Rolls-Royce и General Electric. После долгих переговоров, совещаний, согласований и пр. выбирается General Electric.
Завод Электропульт переводится на "военное положение". Для реконструкции Невского завода требуеся большое количество электрощитовой продукции, кабеленесущих систем, металлоконструкций и просто нужны деньги. Вся выручка завода идет в реконструкцию НЗЛ (Невский завод им. Ленина). В промстройбанке берется кредит под залог имущества Холдинга, также кредит берется в Сбербанке. Все платежи поставщикам приостанавливаются. Это кредИт.
Что же с дебитом? С Газпромом подписывается контракт на поставку 19 ЭГПА на сумму 21 млрд. рублей, с ЛЭК подписывается соглашение о намерениях по выкупу территории. По контракту должен поступить авансовый платеж в 3 млрд. рублей. и частями выплата после ввода ЭГПА в эксплуатацию.
Цикл производства турбины - 2 года. Пуск газопровода намечен на 2011 год. Времени в обрез. Не дожидаясь аванса принимается решение о запуске турбин в производство. Согласно контракту с GE первые 3 турбины приобретаются
... изучаются и потом этапами происходит локализация производства с выходом на 100% производство здесь к последним 2-м турбинам. Начинается закупка оборудования. Надо ли объяснять, что суммы закупки исчисляются миллиардами? Аванса нет. Параллельно идет строительство и реконструкция, которые, по сравнению со стоимостью закупки, являются копейками.
Вице президент холдинга по направлению Газпром, не вылезая сидит в Москве с целью выбить авансирование. Постоянны ситуации, когда счет уже подписан и передается в бухгалтерию, но на крайнем этапе следует команда "отменить".
Электропульт находится на грани коллапса. Поставщики прекратили поставки, заказы не выполнены, новые заказы заказчики опасаются размещать, зная ситуацию, а, кто размещает, требует детального отчета о закупках, либо самостоятельно закупает комплектующие. ЛЭК приостанавливает действие договора.
Огромным трудом удается договориться о встрече Локоткова и Миллера. В 2009 году встреча состоится, 3 миллиарда перечисляются. Но долги по закупкам уже превышают эти миллиарды. Спасение лишь в том, что размещенные заказы имеют долгий срок поставки и оплату в рассрочку. Гасятся просроченные долги, начинается продых. Но, поставщики, прошедшие через эти неплатежи уже отказываются предоставлять рассрочку и требуют предоплаты. Принимается решение о переводе производства с Завода Электропульт на территорию НЗЛ и сдаче площадей завода в аренду.
Но 3 миллиарда достались Холдингу не просто так. Требованием руководства Газпрома была передача части акций Газпромбанку и открытие там основного расчетного счета.
В 2009 гоу поставляются первые 3 турбины GE Nuovo Pignone. Идет запуск следующих. Реконструкция завершена, но долги по закупкам растут. К 2011 году они снова составляют серьезную сумму, но Газпромбанк охотно кредитует эти закупки. Первые турбины вводятся в эксплуатацию, должны поступить большие денежные средства, чтобы отдать долги. Но деньги не поступают. Сначала Локоткову откровенно намекают на откат, после его отказа денег нет вообще. Но Газпромбанку всё нипочем, идут кредиты. В апреле 2011 года удается пригласить на НЗЛ Путина. Локотков жалуется Путину на неплатежи и тяжелую ситуацию с кредитом.
Там такие жалобы не прощают.
Дальше наступают самые интересные моменты. Акционерам холдинга делается предложение по передаче своих акций Газпромбанку. Отказаться невозможно. РЭП Холдинг переходит в собственность Газпромбанка. Практически сразу в состав управления вводятся их лица. Но и там не всё просто. В самой структуре банка идёт крысиная борьба кланов и каждый управляющий представляет определенную группу. Все действия Локотков отныне должен согласовывать с этими лицами.
Он же предлагает следующее: для погашения долгов по кредиту продать часть территории, ту самую ЛЭКовскую, кусками, т.к. новой Л1 всё не потянуть, но есть желающие, полностью перевести с Электропульта производство на НЗЛ и сдать всё в ареду Сименсу (Сименс согласен), т.о. через 5 лет, даже при условии неполного платежа от Газпрома, полностью погасить и кредиты и проценты и выйти на прибыль. Предложение отвергается.
К 2012 году долг по кредиту перед Газпромбанкм достигает 15 млрд. рублей и идет охотное дальнейшее кредитование. Старая команда Локоткова практически убирается с завода под разными предлогами. Денег от Газпрома за введенные турбины нет. Локотков делает последнюю попытку выхода на Миллера. В этом же году Г.И. Локоткова с почетом отправляют на пенсию. Все принадлежащие ему акции, выходное пособие и пр. ему прощают, в прессе же появляется статья о том, что он вышел чуть ли не с миллиардными выплатами ему. Также ему запрещают создавать производства на территории РФ и не спрашивайте меня как они это запретили.
Т.о. с 2012 года весь пакет акций РЭП Холдинга переходит в пользование Газпромбанка.
Но! самое удивительное, что выплаты за подключенные агрегаты так и не поступают, а охотно идёт кредитование.
Президентом холдинга становится никчемный Старинков, работающий по принципу "чего изволите", реальное же управление осуществляют ставленники ГПБ.
P/s Так что изначально никакого огромного кредита в Газпромбанке, потраченного на золотые корпуса и стеклопакеты не было. Строители также ждали выплаты долгов, как и поставщики Холдинга.
Запущенная Г.И. Локотковым работа по созданию отечественного аналога турбины GE полностью остановлена на новые турбины также покупаются лицензии.
Конец немного с сумбуром, работать надо.
Есичо непонятно спрашивайте, поясню.
x