Даже под гнетом новых законов гастарбайтер выглядит на рынке труда крепче жителя Петербурга. Вопреки прогнозируемому хаосу, иностранцы приезжают и стараются ассимилироваться, а горожане, попавшие под волну сокращений и десятками тысяч вышедшие на поиски работы, воротят нос от свободных вакансий, количество которых с лихвой перекрывает уровень безработицы.
В Петербурге ФМС и служба занятости представили статистику, которая может служить ориентиром на весь год. Несмотря на ужесточение миграционных правил и ослабление рубля, иностранцы по-прежнему едут и трудоустраиваются. А инертность местного населения, накрытого волной сокращений, минимизирует возможность «импортозамещения» рабочей силы, курс на которое взяло государство.
За январь – февраль, по данным регионального УФМС, в Петербург и область приехали почти 200 тысяч иностранцев (минус 13,5 тысячи по сравнению с 2014-м), а снялись с миграционного учета почти 90 тысяч (плюс 14,8 тысячи). «Недостача» составила больше 28 тысяч.
По словам начальника регионального УФМС Елены Дунаевой, отток иностранцев на данный момент составляет порядка 10 процентов (прогноз на год был пессимистичнее – 15-20 %. – Прим. ред.). Менее привлекательным Петербург стал из-за ужесточения с 1 января 2015 года правил трудоустройства. Безвизовые мигранты теперь должны оформлять патент за 3 тысячи рублей в месяц, сдавать тесты по русскому, истории и законодательству за 4 тысячи и проходить медобследование и получать полис ОМС, который тоже стоит 4 тысячи. Итого – 11 тысяч рублей за право претендовать на работу, не считая бытовых расходов.
Добавим, что далеко не все претенденты получают право на патент. С начала года из 58700 иностранцев комплексный экзамен по русскому, истории и законодательству провалили 14 %.
При этом иностранцы своими силами стремятся к ликбезу. Как сообщило 17 марта УФМС, в Петербурге узбекская диаспора, представителей которых львиная доля от общего числа мигрантов, открыла школу для соотечественников. В программе обучения склонение существительных, спряжение глаголов, синтаксис, правление Николая II, Куликовская битва, события Февральской революции, причины распада СССР, правила вызова полиции и скорой. В ней же потенциальных мигрантов проверяют на лексический запас, который по новым правилам должен составлять не менее 850 слов.
В декабре предсказывался хаос на рынке труда в Петербурге и из-за новых правил, и из-за ослабевшего рубля, который существенно сказался на переводах петербургских мигрантов родственникам. Однако пока они держат удар. В 2014 году в Петербург и область приехали на заработки 400 тысяч безвизовых иностранцев. За два месяца 2015-го на патент поданы 58 тысяч заявок, при такой тенденции к концу года город и область недополучат 40 тысяч зарубежных работников – те самые озвученные Дунаевой 10 процентов.
Тиски для мигрантов, с одной стороны, дали петербуржцам шанс снизить планку требований, перейти на менее оплачиваемую работу и не остаться вовсе без куска хлеба. Тем более потеря привычного места – не пугало, а реальность. Претендентов на вылет все больше и больше. Уведомления о сокращениях приняли системный характер. Чиновники именуют эти процессы оптимизацией предприятий, но хрен редьки не слаще – народ все равно оказывается без места.
Статистика подтверждает и рост безработицы (12300 человек на середину марта по сравнению с 10800 в январе), и уменьшение предложений. В декабре 2014 года, по словам главы центра трудовых ресурсов (ЦТР) Марии Суховой, в петербургской базе (в основном, рабочие специальности и неквалифицированный труд) числились 75 тысяч вакансий. К марту их количество сократилось на четверть – до 57 тысяч.
Экономически активное население бросилось на поиски новой работы, но свободные ниши занимать не спешит. За февраль в службу занятости обратились 12563 петербуржца, а за первые 12 дней марта – уже 13561. При этом трудоустроились всего 3582 и 1528 соответственно.
Кроме традиционных мигрантов, из Средней Азии, инертных петербуржцев поддавливают граждане Украины. По словам Елены Дунаевой, с начала года наблюдается их резкий прирост. К марту они по количеству полученных патентов уже опередили граждан Таджикистана, которые стабильно занимали вторую строчку после приезжих из Узбекистана. Украинцы, в свою очередь, имеют на порядок больше преимуществ перед выходцами из стран Средней Азии, и наверняка еще дальше «задвинут» петербуржцев с их взыскательностью.
Пожалуй, в начале года в первую очередь сбываются прогнозы не о том, что Петербург останется без гастарбайтеров, а о том, что государство за ужесточением миграционной политики не увидело риски отсутствия собственной рабочей силы. Вслед за новыми правилами для приезжих Госдума приняла закон о субсидиях работодателям, которые примут на работу не иностранцев, а россиян. Петербургские предприятия уже начали разработку планов по «импортозамещению», но с реализацией не спешат – Мулоджон по-прежнему конкурентнее Ивана.
"Фонтанка.ру"
x