1. Заваренный диффер. (его отсутствие, картинг, драг, дрифт, оффроуд например)
2. Дисковая блокировка дифференциала. (наиболее распространенная в спорте с малыми бюджетами)))
По своей сути это обычный дифференциал, у которого полуоси между собой связаны силой трения дисков. (это есть преднатяг и он часто подвергается регулировке, что спортстмены могут себе позволить. Для регулировки преднатяга нужно снимать КПП). Что дает регулировка: если сила трения дисков равна нулю (преднатяг убран) - получаем стандартный, свободный диффер. Если сила трения ОООООООчень велика (максимально допустимый преднатяг) - это то же самое что заваренный диффер. Колеса будут скользить раньше чем проскальзывать диски блокировки.
Коэффициент блокировки постоянно будет меняться в зависимости от крутящего момента на дифференциале от двигателя, силы преднатяга, и силы сцепления с дорогой.
например на сухом асфальте на 1 передаче момент на сателлитах дифференциала очень высок, и в повороте блокировка будет не 100%, одно колесо будет шлифовать. но на 3 передаче например, тяга на диффере уже в разы ниже и преднатяга хватит на 100% так что даже если 1 колесо в воздухе, второе будет нагружено двигателем на 100%.
Недостатки: такие же как на заваренном диффере и проявляются тем сильнее, чем сильнее преднатяг. Постоянно брыкающийся руль (руль тяжело вращается даже при движении накатом) Большая нагрузка на детали рулевого механизма. Постепенно ослабевающий преднатяг, необходимость в постоянной регулировке.
Преимущество относительно заваренного диффера: можно регулировать преднатяг таким образом чтобы это не сильно мешало поворачиваемости но помогало в ускорении.
3. Дифференциал типа квайф, или винтовой или червячный дифференциал. (Торсен по принципу действия - аналог с чуть отличной конструкцией)
Червячные дифференциалы бывают двух типов: С преднатягом и Без преднатяга.
Рассмотрим для начала без преднатяга (Именно такой Квайф стоит у всех на этом форуме).
Червячный диффер это такая вещь, где вместо прямозубых сателлитов как у обычного диффера, применяются винтовые сателлиты (называют их еще червяки) как известно в них при нагружении крутящим моментом растет сила трения и эта сила трения зависит от угла под которым нарезаны винты. Тоесть, пока червяки не нагружены крутящим моментом, колеса между собой вращаются свободно, как на обычном диффере. Таким образом на нейтрали (без нагрузки тягой) такой дифференциал не мешает поворачивать машине в отличие от дисковой блокировки и тем более заваренного диффера.
Но, если нажать на газ при разных моментах на пробуксовку колес то на блокировке появляется крутящий момент от сопротивления колес вращению (трение с дорогой) и от тяги двигателя.
Червяки этим моментом прижимаются к стенкам внутри блокировки и возникшей силой трения (аналог трению дисков в дисковой блоке) передают крутящий момент от колеса находящегося на грязи к колесу на асфальте. В итоге машина разгоняется быстрее, чем с обычным (свободным) диффом.
В червячных блокировках % блокировки не зависит от покрытия. Чем сильнее зацеп, тем выше сила трения и наоборот...
он может сместить баланс 50/50 как у обычного диффера например до 75/25%
Так же у Квайфа или червячной блокировки есть и минус: Если одно колесо висит в воздухе, (наши 2 крайних случая) то, так как крутящий момент в блокировке не появляется - машина ведет себя как на стандартном диффере беспомощно. это главный отстой данного типа блокировки...
4. Винтовой диффер с преднатягом. (Такие только на тазы видел)))
Преднатяг в нем создается силой упругого сжатия "тарельчатых" пружин. Эта сила прижимает полуосевые шестерни к корпусу дифференциала и трением полуосевых шестерен об корпус мешает свободному проворачиванию колес относительно друг-друга.
Это "примерный" аналог дисковому дифференциалу. (примерный потому что преднатяг может отличаться от направления тяги - вперед или назад, так как при тяге направленной назад (движение задним ходом) полуосевые шестерни прижимаются сателлитами не к корпусу, а друг к другу, а там радиус приложенной силы трения меньше чем между полуосевой шестерней и корпусом)
в чем хитрость: хитрость в том что в случае пробуксовки одного из колес ЗА СЧЕТ этого преднатяга появляется ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТРЕНИЕ в червяках, тоесть суммарно блокировка идет из за:
1. Как и в простом винтовом диффере червяки создают трение из за нагруженности от момента на диффере.
2. Преднатяг.
3. Дополнительное трение в червяках из за преднатяга.
3-й пункт здорово улучшает работу такого червяка. Есть люди не понимающие эту хитрость. Они любят орать - "преднатяжной червяк отстой, в нем маленький преднатяг". Действительно преднятяг по сравнению с настоящей дисковой блокировкой слаб. (А слаб он потому что цели делать сильный преднатяг нет)...
Такие парни обычно ставят крутые многодисковые сцепления чтобы стоять в пробках)))
А на самом деле слабость преднатяга в Червячной блокировке является ее достоинством: Когда машина просто вкатывается в поворот, блокировка не сильно мешает колесам проворачиваться и Усилие на руле не меняется. Но она не меняется на сброшенном газу... Если газ нажать то вступление в действие у такой блокировки довольно быстрое - она сразу схватывает, что сказывается на усилии на руле. При нажатии на газ на машине без гидроусилителя, руль надо держать будь здоров)))
5. Дифф с вискомуфтой.
Тут я имею в виду не подключение например задней оси через вискомуфту в лохмобилях (типа Инфинити), а настоящий дифф, передающий 50/50, имеющий дополнительную блокировку не дисками как в дисковом диффе а вискомуфтой.
Срабатывает такой дифф при пробуксовке одного колеса относительно другого. Появившаяся разность скоростей вращения колес начинает работать как насос, накачивая давление масла и тем самым сжимая диски в вискомуфте.Таким образом и блокируется до 50% момента. 75/25% по колесам.
Минус такой конструкции заключается в том, что срабатывает она не сразу. Надо некоторое время ждать, когда одно колесо набуксует и жидкость сдавит диски.
Еще круче если стоит электромуфта. Она срабатывает по желанию электромозга и делает это очень быстро. Для ее работы нужна полноценная независимая от КПП система смазки, со своим насосом и блоком управления. Как правило в овощмобили не ставится (...! и без этой крутизны картошку довезет) а на злых машинках если ставят то настраивают так что оно очень даже хорошо и быстро работает. Некая разновидность такой системы присутствует в Эво :ooo:
6. Еще бывает кулачковый дифф.
это такая вещь ставится например на ГАЗ-66 (вроде) может еще на каких то тракторах или других говномесителях типа субару, еще наверно куда-нить.
там на полуосях зубчатые шестерни и между ними кулачки бродят мешая им проворачиваться. Впринципе тоже работает от трения. Подробностей (по способностям блокировки) не знаю.
7. Комбинированные диффы. Подробностей не скажу (так как это трактат на миллион страниц). Применяются в WRC, Formula 1 и других дорогих видах Автоспорта.
Такие мудрые штуки способны регулировать степень блокировки отдельно на разгон на движение накатом, торможение. У некоторых прямо на ходу. Короче сплошная крутизна
x