В начале мая по традиции в Крыму объявили о начале туристического сезона. Только вот каким он будет? Российские СМИ соревнуются в прогнозах; одни уверяют, что сезон будет провальным и никто не поедет отдыхать в новый регион. Другие – что организованно и дикарями туда приедут до 6 млн жителей России. Кому верить? Чтобы лично посмотреть, как сегодня можно добраться до курортного полуострова, я отправился в Керчь. Не знаю, как насчет 6 млн потенциальных российских туристов, но большую часть из 4 млн украинцев, что отдохнули здесь в прошлом году, в этом Крым явно не увидят. Правительство России собирается решить курортную проблему, в первую очередь, путем ценового демпинга. Обещают, что стоимость отдыха в пансионатах, санаториях и профилакториях будет датироваться так, чтобы цена не превышала 1,5 тыс. руб. в сутки на человека. Кроме того, в Симферополь полетят самолеты из всех крупных российских городов, при этом цена перелета в оба конца будет более чем щадящей — 7-8 тыс. руб. Если возникнут проблемы с железнодорожным сообщением через территорию Украины, придумали обходной маршрут: россияне поездом доберутся до Краснодара или Анапы, оттуда автобусом до крымских курортов. Причем в качестве проездного документа предлагается единый билет, и тоже недорогой. Например, плацкарт Москва-Анапа плюс автобус до Симферополя обойдется всего в 3,5 тыс. руб. Но тут рисуется одно очень-очень узкое место, а именно – Керченский пролив, разделяющий Крым и Кубань. Он вроде бы неширокий (в самом узком месте чуть более 4 км), но связь между двумя берегами осуществляется только с помощью паромов. И если раньше с тоненьким потоком грузов и автотуристов (большинство из которых выбирало сухопутные маршруты М2 и М3) вполне справлялось два или три парома, то теперь на них ложится нагрузка небывалая. Ведь по данным Министерства туризма Украины, львиная доля (69%!) туристов из России добиралась до Крыма по железной дороге. Второе место занимали автомобилисты (22,4%), причем только каждый десятый из них использовал паромную переправу. Летали самолетами лишь 6,2% отдыхающих. Представляете, какая нагрузка может лечь на паромы Керченской переправы?! Я переправлялся из порта Кавказ в порт Крым и обратно в мае несколько раз, еще до того, как на маршрут поставили большой греческий паром, способный вместить сразу 160 легковых автомобилей, десяток автобусов и 800 пассажиров. Каждый из трех старых паромов вмещал до 200 пассажиров-пешеходов и до 30 автомобилей; интервал движения – полчаса. Стоимость переправы – 160 руб. с пассажира, 1600 руб. — с машины. Сама переправа занимает не более 20 минут, плюс примерно полчаса на загрузку. Для пешеходов вообще проблем нет: заплатил и хочешь – любуйся морем с открытой палубы, хочешь – через иллюминаторы из салона. А вот для тех, кто приехал на автомобиле, есть проблема, и серьезная. В конце апреля и начале мая, в канун открытия сезона-2014 в порту Кавказ стояла огромная очередь желающих пересечь пролив. Организация, по наблюдениям наших коллег, была отвратительной. Местные жители быстро отработали свои маршруты – и для того, чтобы самим нагло проскочить без очереди, и для того, чтобы с хорошей прибылью продать место в голове колонны любому желающему. Средний показатель ожидания в начале мая составил 5,2 часа, максимум — 15 (!) часов. Очередь растянулась на 10 км! Это по направлению из Кубани в Крым; обратно очередей серьезных не было. Говорят, по этому поводу прошло экстренное совещание в Кремле, где и приняли решение срочно арендовать большегрузные паромы за рубежом, а также привлечь Минобороны. Дело в том, что в обоих портах маловато причальных мощностей даже для существующих паромов, а новые причалы быстро не построить. На этой неделе должны запустить дополнительную переправу, которую организовали военные. С новых понтонных причалов будут регулярно ходить четыре больших танковых парома, каждый из которых способен перевозить по 20 легковых автомобилей за рейс. Возможно, еще запустят дополнительные рейсы и будут возить пассажиров прямо из Анапы в порты Крыма – Феодосию, Ялту… Не могу гарантировать, что очередей на паромы летом, в разгар сезона, не будет, но уже к середине мая ситуация стабилизировалась. Относительно. Со стороны Крыма очередей не было вовсе, с Кубани колонна легковушек растянулась на несколько сотен метров. По словам водителей, чтобы попасть на палубу, приходилось ждать около трех часов (в первой половине дня), чуть меньше – ближе к вечеру. Но это было еще до запуска греческого и военных паромов. Кстати, вдоль дороги через каждые 300-500 м установили синенькие кабинки туалетов, а по рассказам водителей, если скапливается очередь – им раздают питьевую воду. И на том спасибо. Настоящим прорывом для полуострова должен стать мост через Керченский пролив. Сроки строительства обозначены жесткие: три года, включая исследования и проектирование. Указ о строительстве перехода через Керченский пролив Владимир Путин подписал сразу после присоединения полуострова к России. Каким он будет – сегодня пока не скажет никто. Во всяком случае, ни один из почти полусотни членов экспертного совета, который собирался в Керчи, сделать этого не мог. Хотя бы потому, что не определен окончательно еще ни маршрут (первоначально было четыре варианта), ни тип перехода. Может, это будет тоннель, а может – мост (или два моста?). Теперь из всех вариантов транспортного перехода через Керченский пролив остались два. Изначально оптимальным по экономическим показателям называли Жуковский вариант (5,7 км), который предполагалось проложить от поселка Жуковка в Керчи до косы Чушка в Краснодарском крае. Вроде бы самый короткий маршрут получается. Но есть несколько «но». Во-первых, строительство грандиозного моста парализует работу паромной переправы (на косе как раз находится порт Кавказ). Во-вторых, с одной стороны у Чушки — природоохранная зона, и расширять ее некуда. «Повесить» же на существующие однопутную железную дорогу и двухполосную автомагистраль и работающую переправу, и строящийся мост невозможно без расширения косы. Это грозит обернуться противостоянием с экологами. В-третьих, в таком случае мост (тоннель?) упрется в город Керчь и надо будет строить недешевую объездную дорогу. Есть и второй вариант — провести путепровод от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи. Если все-таки выберут этот маршрут, то будущий путепровод станет самым длинным в России — 11,7 км. Но большей частью он пройдет по косе (ее надо будет расширить и укрепить); два участка косы и крымский берег соединят пролетами мостов (или тоннелями?). Окончательно решение по маршруту должны принять в правительстве в июне, а уже к ноябрю пройдут изыскательские работы, будет готова вся проектная документация, и начнется строительство. Уже известно, что к проекту проявляют большой интерес китайские и корейские строительные компании, представители которых тоже побывали в Керчи. При этом переход будут, скорее всего, строить российские компании, а азиатские поучаствуют технологиями. |