Впечатления и размышления.
Был в Москве 3 дня, возил сына на экскурсию. Он там первый раз, я не был 15 лет. Вернее 15 лет назад я там был пару дней, один на ВДНХ, второй у друзей пьянствовал. А до этого по большей части воспоминания еще советские. При СССР в Москве я бывал часто, каждый год или несколько раз в год.
По порядку.
1. Трасса. От Питера до Москвы дорога хорошая, машин не много, пробок нет. Проблема в камерах. Их больше чем километров. Особенно в Московской и Новгородской областях. Меньше всего в Ленинградской, по сути лишь в Любани где их больше чем на всем остальном участке. Москва вся в пробках, МКАД так же. Сегодня утром выехал из Москвы в 7 часов, МКАД уже стоял на двух участках. На первом потерял минут 45-50, второй к Ленинградке был мёртвым и я свернул на М11 - платный участок. По платнику проехал всего 37 км, обошлось это удовольствие в 550 рубл. Не хило. Платная трасса практически пустая, пара-тройка машин на километр. Оно и понятно за такие деньги дураков мало. Раздражали по трассе не столько камеры, сколько непонятные ограничения в скорости в 40, 50 и 70 км.ч. Ни с того ни с сего на лесном участке знак 70 и передвижная машина с камерой. С непонятно какого перепугу в населенном пункте на зебрах то 50, то 40, то вообще ничего. Есть же правила, в населенных пунктах 60, вне их - 90. Теперь приходится внимательно следить за всеми знаками что очень сильно утомляет и раздражает. Еще камеры кое где ставят прямо над табличкой названия населенного пункта, скорость сбросить можно и не успеть. Контроль движения превратился в банальный рэкет на дороге.
2. Дороги в Москве. Движение очень плотное и дурное. Съездов с дороги очень часто нет, например на Ярославке по которой я ехал с ВДНХ. В Питере такого нет. При всех питерских пробках, как-то свободнее и спокойнее, нет напряга. И обзор с дороги получше, кроме исторического центра конечно.И съехать можно когда угодно. В Москве же как у нас на КАДе или ЗСД, если попал, всё, хрен съедешь. Очень много в Москве мотоциклистов, в разы больше чем в Питере. От них тоже дополнительный напряг. Пропустить в Москве не в почете, поворотники включить так же западло. Хотя и в Питере последние пару лет эта мода на маневр без сигнала поворота набирает силу. В местах культурного отдыха в Москве бесплатно припарковаться очень проблематично. Платники кругом. Тариф в среднем 50 рубл в час. В Питере такого нет, по сути такая проблема лишь у Московского вокзала, в остальных местах массовой достопримечательности можно бесплатно припарковаться.
3. городской трансопрт. В Москве все ходит хорошо. Но в целом все дороже чем в Питере. Метро 55 против 45 рубл., маршрутки в Москве и ближайшей области (Реутово) 60-80 рубл, в Питере почти везде стандартные 40 рубл. Электричка так же дороже.
4. цены. В Гиперах очень близкие, бензин в Москве чуть дороже. На Газпромнефти в Балашихе АИ-95 джидрайв 47,75 рубл. В Питере на рубль меньше. И по трассе цены так же в дельте 46-47 рубл. В магазинах шаговой доступности в Москве цены уже выше питерских, например молоко легко уходит за 100-110 рубл за бутылку с жирностью 3.2%. В Питере больше 100 рубл мне не попадалось. Мороженное в Москве меньше 60 рубл за стаканчик я не видел. На улице стаканчик или эскимо на палочке 70 грамм от 100 рубл, на ВДНХ и в центре 140 рубл. В Питере конечно дешевле. Обычно 60-80 рубл.
5.китайцы. Это отдельный пункт. В Москве они везде. Это 3,14здец. В Москве в метро в центре половина пассажиров китайцы. Выполз гид из вагона, поднял флаг и они как муравьи со всех щелей толпой к флагу. По всем экскурсионным маршрутам в Москве китайцы передвигаются пешкодралом и в метро. В Питере такого нет. В метро их вообще нет, нигде. Обитают только вокруг Эрмитажа и еще пары-тройки мест куда их доставляют автобусами и так же автобусами увозят.
6. Туристы. В Москве их очень много и передвигаются как и китайцы пешком и на метро. Просто проигрывают китайцам численно от того и такого напряга от них нет. В Питере дискомфорта от туристов я нигде не ощущал, разве что кроме пары-тройки знаковых мест, типа Эрмитажа или Екатерининского дворца в Пушкине. В городе они не заметны вообще, в транспорте особенно, как будто их нет.
7. забегаловки на счет пожрать. Вся Москва это по сути одна забегаловка. В Питере такого нет, хоть и мест где можно культурно перекусить более чем достаточно. Москва в этом плане меня просто поразила. Охотный ряд это по сути и есть только жрачка разного рода сорта. Особенно нижний минус третий ярус, там кроме жрачки вообще ничего нет. По сути вся Москва это какой-то гигантский макдональдс, причем привокзальный, ибо всё ужасно суетно и тесно. Питер в сравнении это как какое-то небольшое кафе-мороженое в зеленом парке подальше от большой дороги.
8. Красная площадь. Тут одни расстройства. Из Красной площади сделали большую барахоловку. Торгаши рулят. Плюс две сцены под трубадуров и ипподром. Мавзолей не видно, только крыша торчит. Все в заборах и прочих ограждениях типа разной сетки. За Храмом Василия блаженного какая-то стройка, Москвы реки не видно, мост тоже ремонтируется. В общем я плевался и матюкался знатно. Правда посчастливилось на халяву послушать Марию Матье, у неё как раз шла репетиция, удивила её физическая форма, голос всё тот же и так же прекрасен.
За Красной площадью все намного лучше. На месте гостиницы теперь заложен зеленый скверик "Зарядье", это добавило воздушность которой Москве ужасно не хватает. В целом много цветов, все цветы ухожены, увядших бутонов на розах не замечено, всё убирается сразу.
9. Арбат. Так же разочаровал. Художники есть и картины есть, но это слезы от того что было раньше. Сейчас Арбат это бесконечная цепь разного рода жрачки. Не интересно и делать там нечего. Плюс обдолбанный наркоман который во всё горло орал Путин жуйло и прочую непотребную матершину ужасно грязным образом. И ни одного мента или дружинника чтобы его угомонить..
10. кстати о ментах. Везде жесточайший осмотр. Куда бы не пошел. На вокзал, в метро, в музей, в парк и т.д. Устал доставать из кармана ключи, телефон и всё прочее железное. В Питере такого нет. В Питере лишь кое-где магнитная рамка и зевающий полусонный мент рядом.
11. ВДНХ. Здорово. Начали восстанавливать. Последний раз я там был в 2004 году, там была разруха и сплошная барахоловка. По сути до космического павильона вся центральная часть ВДНХ уже восстановлена и туда стоит сходить. Очень красиво. Перед космическим павильоном ракета Восток, ЯК -42, Буран, Ми-8 и МИГ-321. ТУ-134 теперь нету. Далее пока забор и видно что строительные работы идут. Хочется верить что и остальная часть ВДНХ будет восстановлена. В павильонах союзных республик теперь разные тематические выставки. В павильоне Украины например история Руси, я бы туда на пару-тройку дней с удовольствием поселился. Есть что почитать и посмотреть, прежде всего летописи разные. В павильоне РСФСР история платежных систем с рекламой карты МИР. В павильоне Армения армянская кухня с дегустацией напитков завода Арарат (платная) и кое что из древней армянской утвари. В общем и целом вся тематика республиканских павильонов по большей части историческая. Экспонатов мало, скорее стенды агитации, залы полупустые. Промышленные павильоны пока не восстановлены. Очень понравился Москвариум. Это такой огромный павильон с рыбами и морскими животными. Удивило что нет щуки и сома. В советское время были, помню огроменную щуку, метра полтора длинной. Нет и белух. Не есть касатки. Несколько дней в неделю проходят представления с дельфинами и касатками. В остальные дни их можно просто смотреть. Вход на ВДНХ бесплатный, в Москвариум, павильон Космос и еще ряд мест дополнительная плата. Есть и ложка дёгтя. Перед главными воротами на ВДНХ есть пятачок, там естественно поставлена какая-то сцена для трубадуров. В Москве вообще все свободные пятачки заставлены сценами и прочими торговыми ларьками. Торгаши и лицедеи рулят. В общем как раньше панорамным видом на памятник "Мечта импотента" от ВДНХ не посмотришь. Кстати Рабочий и Колхозница очищен и сверкает как новый.
12. Москва сити. Красиво, впечатляет. Новая ветка метро, но дурная. Дурная потому, что выходишь из вагона метро и упираешься в стенку, там примерно всего 1,5 метра до стены. И идешь долго к ценру зала. Тесно. Это я об Международной. Пока там движение полупустое и относительно свободно, а вот что будет дальше... Можно взглянуть на панораму с высоты птичьего полета. Стоит это удовольствие 1500 рубл, детям до 14 лет 750 рубл, других льгот нет.
13. Поклонная гора. Понравилось. Очень красиво и, что больше всего порадовало, там просторно и свободно. Вся Москва очень тесная и в этом плане мемориал на Поклонной горе как глоток чистого воздуха. Если бы не китайцы, было бы совсем шоколадно. Представлена разная военная техника, старая и современная (периода СССР), даже катера на Москве реке. Современную технику посмотреть можно за дополнительную плату, вход в мемориал так же за отдельную плату. Кстати, удивило отсутствие МИГ-3, это так к слову.
14. Кремль внутри. Ухожено, всё цветет и благоухает. На вход всего 2 кассы, очередь пол часа минимум. Посещение церквей и всего прочего по отдельности за отдельную плату. Видел путинские аурусы.
В общем и целом изменения в Москве очевидны. Где-то в худшую сторону, ибо она стала еще суетливей чем была и еще больше давит своими размерами. Где-то в лучшую. Например метро. Метро в Москве конечно очень удобное и развивается невероятными темпами. С другой стороны, удобные выходы и большое количество пересадок предполагают длительные переходы. Мой сын даже спросил, зачем мы заходим в метро, если там ходим больше чем ездим. Москва очень чистая, ухоженная, вся в цветах. Бомжей как в 90-00-е годы замечено не было, кроме вокзалов, где они скорее редкое исключение и уже далеко не те бомжи которые были 15 лет назад.
Но Питер есть Питер. Я планировал побыть в Москве до выходных, но жене трех дней хватило, категорически сказала хватит, едем домой. И сын устал, тоже уже попросился домой...