Алексей Иванов, партнер компании "Энст энд Янг", руководитель практики консультационных услуг в СНГ.
1. Изначально введение налога на утилизацию автомобилей – не такая уж плохая идея, ведь кто-то должен нести расходы, связанные с утилизацией старых авто. Но при этом необходимо, чтобы реально работала программа, когда владельцы могут сдавать машины в приемные пункты, а специальные компании, за счет собранных государством средств, могли полностью взять на себя все хлопоты, связанные с утилизацией. Но тогда налог должен распространяться на все автомобили поголовно, включая и произведенные на территории РФ. Получается, что такой налог направлен на поддержание как российского автопрома, так и программы промсборки по 166 и 566 соглашениям – то есть локализованных производств иностранных компаний. С учетом того, что такие соглашения должны быть заключены с государством в течение следующего года, ускорение введения такого налога вполне понятно.
2. Цены в результате введения налога должны возрасти, даже несмотря на эффект возможной локализации и, в идеале и по духу режима промсборки, произойдет уменьшение себестоимости производимых в РФ автомобилей – конкурировать ведь придется с подорожавшими в результате налога иномарками, а это может снизить необходимость становиться более эффективными, поскольку структура расходов произведенных в России и за рубежом машинами теперь другая и позволяет добиться той же маржи даже с большими затратами.
3. Несмотря на то, что для потребителя налог, скорее всего, повысит стоимость автомобилей, надо помнить и о позитивных моментах, связанных с этой программой, ведь, опять же, идея сама по себе оправдана, но, как говорится, дьявол всегда скрывается в деталях.
Лысаков Вячеслав Иванович, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». 1. Я, как депутат Госдумы, понимаю, что должна существовать политика, направленная на развитие отечественного автопрома. Однако, если мы будем поддерживать нашу автомобильную промышленность (а мы уже поддерживаем ее, вкладывая огромные средства), пытаясь зачистить рынок от конкурентов, то окажем плохую услуги и отечественным производителям машин, и автомобилистам. Более того, предложение о введении утилизационных пошлин – это не налог, а попытка компенсировать снижение пошлин после вступления России в ВТО. Если говорить строго по теме, то во всем мире подобный налог составляет около 100 евро. Цифры, которые называются сейчас, не имеют никакого отношения к утилизации. Это удавка для иностранного автопрома. К сожалению, законопроект будет принят практически наверняка, так как сейчас конкретных цифр никто не называет. Я считаю введение такого налога ошибочным. Монополия на рынке не приведет ни к чему хорошему.
2. Цены, естественно, будут расти. Спрос упадет. При этом качество российских автомобилей, лишенных должной конкуренции, вполне вероятно, будет падать. Знаете, есть притча о том, как однажды представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его сделать что-то с японцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать».
3. Человек теперь не сможет купить тот автомобиль, что хочет. Его искусственно оградят от, так называемого, «автохлама» . При этом, мы прекрасно понимаем, что называть так, к примеру, 5-летний Lexus – глупость. Зачастую автохламом, не побоюсь этого слова, можно назвать то, что сходит с конвейеров отечественных производителей машин. Многие из подержанных иномарок, например, перекрывают по экологическим нормам наши новые авто. В итоге все это приведет к тому, что усилятся какие-то криминальные схемы в обход таможни. Или, например, автомобили будут распиливать и сваривать заново уже здесь. Кроме того, сильно пострадают от подорожания перевозчики. Примерно 80% автомобилей, состоящих на службе в компаниях, занимающихся грузоперевозками – не новые. Теперь же купить б/у машину такого класса за адекватные деньги будет практически невозможно. При этом, 10-15-летние грузовики вполне годны для работы.
Михаил Чернов, предприниматель, занимается выбором и доставкой подержанных автомобилей из-за границы российским клиентам. 1. Мне кажется, все очевидно. Выгодно это АвтоВАЗу. Таким образом люди просто от безысходности могут начать покупать отечественные автомобили. Слишком велика будет пропасть по цене между подержанной иномаркой и, например, новыми «Жигулями».
2. Безусловно, цены поползут вверх. Неважно на сколько подорожают машины, на 400 000 рублей, как говорят сейчас, на 600 или на 300 тысяч. Это серьезные деньги.
3. Людям стоит попытаться успеть купить подержанный автомобиль сейчас, пока налог еще не ввели. В противном случае, советую подождать годик. Мне кажется, через год этот налог отменят, потому что у кого-то, кто его сейчас проплачивает, закончатся деньги. В любом случае, сейчас рынок б/у иномарок насыщен: года на два этого запаса хватит.
Артур Саруханов, руководитель интернет-отдела газеты РБК daily. 1. Правительство еще ранее, обсуждая финальную версию проекта по вхождению нашей страны в ВТО, упоминало о возможности заменить снижающиеся таможенные ставки иными видами сборов. Очевидно, настало время. Ведь в течение ближайших семи лет мы обязаны по условиям вхождения в торговую организацию сократить текущие ввозные пошлины постепенно до 5%.
Вводя утилизационный сбор, мы решаем две задачи. Первая - мы сводим практически на нет ввоз автохлама на наш рынок (а ведь его последующая утилизация действительно стоит денег, и нежелание владельцев старья избавляться от нажитого - посмотрите на наши дворы - лишь один из примеров). Вторая - мы поддерживаем производство на территории РФ. Я специально не называю это поддержкой отечественного автопрома, чтобы не было разночтений. Речь о всех без исключения заводах, производящих машины и комплектующие к ним на территории страны. Они вложились (и немало) в свое время в организацию бизнеса, поэтому справедливо будет со стороны государства воздать им должное.
2. Другое дело - цены на ввозимую технику непременно поползут вверх, причем, похоже, что новые условия ввоза будут куда хлеще тех, что были ранее даже при обычной растаможке. Что ж, ряд стран (Китай, Корея) уже ходили по этой дорожке и сегодня имеют развитую автопромышленность и растущие (особенно если говорить о китайском) рынки сбыта. Поэтому в долгосрочной перспективе шаг оправдан.
3. Посочувствовать можно лишь малообеспеченным семьям, для которых возможность купить недорогую иномарку была единственной возможностью решить транспортный вопрос. Сейчас, скорее всего, такого выбора у них не будет.
Андрей Леонтьев, телеведущий, руководитель канала Автоплюс. 1. Это неизбежная история. Во всем мире есть налог на утилизацию, который оплачивает производитель. Эта пошлина заранее закладывается в стоимость производителем автомобиля. С тем огромным количеством металла, пластика и стекла, из которого состоит современная машина надо что-то делать. Другое дело, насколько та или иная страна готова к тому, чтобы утилизировать авто максимально технологично. Ведь сам процесс не так дорог. Современная машина состоит из деталей, который утилизируются, в зависимости от производителя, на 80-95%. Более того, каждый элемент автомобиля имеет соответствующую маркировку, которая обеспечивает его прохождение по процессу утилизации, если механизм отлажен. В таком случае цена не выглядит заоблачной. Сама утилизация должна быть выгодна государству, тем кто ее осуществляет и автопроизводителям. Из утилизированных деталей, например, можно произвести до четверти нового авто. У нас в очередной раз происходит бег впереди паровоза, как с электромобилями. Сначала нужно подготовить площадку для того, чтобы житель любого региона мог сдать свой авто на утилизацию. У нас этого нет. У нас сейчас получится, что нужно везти авто на утилизацию из Иркутска в Сургут, например. Абсолютно не понятно, откуда берутся цены. Для меня самый удивительный вопрос. Не сомневаюсь в необходимости процесса и в том что за него надо платить, но сначала должна быть налажена система. Прозрачные правила игры и формула, по которой рассчитываются расходы на утилизацию. Это имеют право знать и автопроизводители и владельцы машин. Пока этого нет. А так, утилизация – выгодный для всех процесс.
2. Что касается цен, то тут я выскажу антинародное мнение. Я двумя руками за то, чтобы автопарк обновлялся как можно быстрее, и чтобы людям было не выгодно покупать б/у машины. К сожалению, наш автопарк по среднему возрасту находится на уровне беднейших стран Латинской Америки и Африки. Высокая смертность на наших дорогах обусловлена в том числе и тем, что автомобили устарели: нет необходимых систем безопасности и т.д. Так что автомобили должны сильно подорожать.
3. АвтоВАЗ сейчас начинает переходить на платформы альянса Renault-Nissan. Первый пример – Lada Largus. Позже появится Nissan Sunny, пока не понятно, как он будет называться в нашей стране. Granta же с точки зрения безопасности вполне неплоха. Что касается «восьмерок», «девяток» и «десяток», то они доживают свой век и скоро исчезнут. То есть как таковых отечественных автомобилей уже нет. Налажено производство Logan, скоро появится дешевая Skoda, Datsun, в конце концов. Все эти машины решают проблему замены парка и безопасности. Единственная проблема – менталитет. У нас человек будет жить в крошечной квартире, но ездить на старом Mercedes-Benz. Сейчас этот менталитет ломают. Экономическими методами.
http://autorambler.ru/journal/events/15.06.2012/560976158/x