Ответ Кучерены редакции Лайф ньюс:
Правозащитник прислал в редакцию свою версию скандала на дороге с гаишниками.
Анатолий Кучерена, известный адвокат и общественный деятель, оказавшийся в центре скандала с ГИБДД, прислал в редакцию Life News свое заявление. Орфография и пунктуация автора.
(в порядке ст. 46 Закона РФ «О средствах массовой информации»)
ПО ЗАКОНУ ИЛИ «ПО ПОНЯТИЯМ»?
Недавно интернет-издание Life News сообщило, будто бы я, возвращаясь домой на своем автомобиле по Минскому шоссе, увидев растянувшуюся перед железнодорожным переездом колонну машин (цитирую) «вырулил на встречную полосу, обогнал все стоявшие авто и проскочил перед самым поездом». Остановившим меня сотрудникам ДПС я будто бы предъявил некую «непроверяйку» (документ прикрытия для секретных агентов, выполняющих спецзадания спецслужб), стал кричать на них и угрожать увольнением с работы, а затем звонить их начальству. В результате два сотрудника ГИБДД будто бы были несправедливо наказаны.
Вышеуказанные сведения не соответствуют действительности.
Это сообщение было затем воспроизведено рядом интерент-изданий и газет, причем без всякого критического анализа, как будто речь идет о выступлении Папы Римского, произнесенного с кафедры, которое у католиков считается непогрешимым.
Почему-то у многих «продвинутых» граждан при чтении подобных сообщений сразу «отключается» критическое мышление. Смею предположить, что наша «элита» в лице ее отдельных представителей действительно сильно «достала» российский народ, так что в любом конфликте сколько-нибудь известного человека с «простыми людьми» общество встает на сторону «простых».
Но давайте все-таки попробуем это логическое мышление «включить». Обогнать стоящую колонну и проскочить перед самым поездом я не смог бы даже в том случае, если бы вдруг сошел с ума. На железнодорожном переезде стоит шлагбаум и ограничитель движения в виде массивной металлической плиты, которая поднимается задолго до подхода поезда. Функцией вертикального взлета мой автомобиль не обладает.
Что было в действительности? Я проехал железнодорожный переезд, следуя в колонне машин, и никого, естественно, не обгонял. Как раз вслед за этим раздался сигнал, предупреждающий, что шлагбаум закрывается. Далее я увидел двух людей в форме сотрудников ДПС. Один из них жезлом показал в сторону движущихся машин, но четко не указал, какой конкретно автомобиль должен остановиться. Я, как законопослушный водитель, решил, что это сигнал по каким-то причинам может быть адресован и мне, и потому остановился. Мало ли что, может, проверка по какому-нибудь плану «Перехват»…
Человек в форме подошел ко мне со словами: «Уважаемый, приветствую вас». Это мне как-то сразу показалось странным.
Дело в том, что в Административном регламенте МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, обязательном к исполнению сотрудниками ДПС, сказано: «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения».
Ничего этого человек в форме сотрудника ДПС не сделал. Когда я вежливо попросил его представиться (что абсолютно законно и логично), он отказался, заявив, что он в форме и этого, мол, достаточно. А поскольку этого не достаточно (были случаи, когда в милицейскую форму переодевались преступники) я попросил его показать удостоверение. Он опять отказался. Тогда я вышел из машины и подошел к другому человеку в форме сотрудника ДПС. Тот стоял у бензоколонки и безмятежно курил. Я спросил его, кто старший и попросил представиться. Он сказал: «Я вам представляться не буду».
Создалась странная ситуация. Ни на какие привилегии я не претендую. Если я что-то нарушил, сотрудники ДПС должны составить протокол. Но для этого они обязаны сначала представиться и объяснить суть своих претензий. Убедившись, что ничего этого не происходит, я набрал номер начальника ГИБДД Московской области Сергея Сергеева и попросил его вызвать на место ответственного дежурного. Опять же в этом нет ничего недозволенного. Любой гражданин, который полагает, что действия сотрудников ДПС неправомерны, вправе жаловаться на них вышестоящему начальству. Иное дело, что не всякий имеет возможность позвонить начальнику ГАИ области, но я знаком с ним по работе в качестве председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы. В итоге была проведена проверка и сотрудники ДПС, действовавшие с нарушением регламента, были подвергнуты административному взысканию. Было также установлено, что никаких правил я не нарушал.
Вот, собственно, все, что было. Ни на кого я, естественно, не кричал и никому не угрожал, такой стиль общения мне вообще не свойственен, это скажут все, кто меня знает.
А теперь предлагаю тем, кто меня критикует и осуждает, подсказать, как мне следовало бы поступить в данной ситуации. Я не только адвокат, но и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы. Законы я знаю. В составлении регламента для сотрудников ДПС сам участвовал. И если я вижу, что сотрудник этот регламент не выполняет, я, естественно, прошу его представиться и предъявить удостоверение. Как иначе я должен действовать? В том числе, осуществлять свои «контрольные» функции?
И чего мы вообще хотим: жить по закону или по каким-то «понятиям»? Я, конечно, понимаю, что я мог бы действительно предъявить им свое удостоверение председателя комиссии и поехать дальше. Но это как раз и был бы пример правового нигилизма, когда общество делится на тех, кому «все дозволено» и тех, кто «всегда виноват». Я так поступать не захотел и попытался, причем в соответствии со своими общественными обязанностями, добиться именно исполнения закона. И что получилось? Получилось, что по закону жить вредно для здоровья и репутации. Зачем мне все эти дрязги? У меня что, других дел мало?
Но, допустим, я лицо в какой-то мере известное. Как-нибудь переживу. Но каково рядовому водителю, который зачастую не знает своих прав и к тому же боится людей в форме? Он чувствует себя в полной власти надменных «стражей порядка» и зачастую готов на многое, лишь бы от них «отвязаться». Никоим образом не хочу бросать тень на всех сотрудников ГИБДД, но, вероятно, некоторые из них подумали, что обсуждение закона «О полиции» будет означать превращение России в полицейское государство, где полицейский всегда прав, а гражданин всегда виноват. Хочу заверить их, что этого не случиться. Те, кто по роду службы обязаны охранять закон, сами должны подавать пример его исполнения.
Кстати говоря, я совершенно не считаю, что остановившие меня сотрудники ДПС заслуживают какого-то наказания. Вероятно, начальству следовало бы просто обратить их внимание на необходимость соблюдения регламента, тем и ограничиться.
А вообще, я – не Папа Римский, на статус непогрешимости не претендую. Быть может, мои действия и рассуждения в чем-то неправильны. Тогда давайте это обсудим. Давайте придем к какому-то выводу, как действовать водителю, когда его остановил сотрудник ГИБДД: настойчиво требовать соблюдения своих законных прав и в случае необходимости жаловаться на их несоблюдение или каким-то образом «решать вопрос на месте»? Я готов выслушать любые доводы.
С уважением, Анатолий Кучерена
http://www.lifenews.ru/news/40798