Тогда и я до кучи выложу здесь описание своего проекта, который сделал в конце прошлого года. В принципе, весь проект описан на профильном форуме, даже на двух
, но все же решил поместить его здесь целиком, поскольку не все любят ходить по ссылкам.
ПреамбулаИдея установить компьютер в машину пришла ко мне не сразу. Думаю, я тут не оригинален, многие из здесь присутствующих прошли этот этап тяжких размышлений "а нафига козе баян"
. Вроде бы идея интересная, и в то же время практически все нужные функции, которые можно возложить на комп, у меня так или иначе выполнялись другими девайсами, для этих функций предназначенными. КПК с установленными прогами решал вопрос с навигацией, магнитола с усилками и сабом - ответственна за музыку, фильмы смотреть - да некогда особо, разве что в пробках, которых с каждым днем все больше и больше
, по инету серфить - так нетбук с Ваймаксом с собой почти всегда. Даже видеорегистратор стоял для отдельной задачи. Получается, что моих задач компьютер в машине не был нужен, по крайней мере, не было в нем жизненной необходимости.
Так я размышлял последние пару лет, когда вообще узнал, что люди ставят в машины компьютеры. Тем более у меня перед глазами был живой пример, когда товарищ, тоже рассекающий на ФФ2, поставил себе в машину CarPC. И наверно, я бы так и не решился на этот проект, если бы не видеорегистратор. Нет, сам по себе это вполне неплохой девайс (для справки скажу, что у меня стоял СВК-002 в связке с камерой Logitech QuickCam Pro for Notebooks) и с работой своей он справлялся. Но вот его ТТХ меня не очень устраивали, разрешение снимаемых им кадров в 640х480 было маловато, хотелось бы больше. Но поскольку на рынке из аналогичных решений в том же ценовом диапазоне выбор и сейчас небогат, я с этим девайсом мирился, да и зеленое земноводное мне нашептывало, что более производительный аппарат будет стоить уже под 20 тыс.р, а за эти деньги уже можно и компьютер собрать, который будет не только видеорегистрацией заниматься.
В общем, в один прекрасный момент я наткнулся на упоминание программы
VideoRegistrator, которая работает с веб-камерами и позволяет организовать видеорегистрацию на компьютере. Скачал прогу, проверил, работает, причем на моем не самом мощном нетбуке с Целероном позволяет делать снимки разрешением до 1280х1024 с частотой до 5 кадров/с, что значительно превосходит возможности моего СВК-002. И тут я сломался, всерьез начал размышлять над проектом установки компа в машину и прикидывать бюджет и конфигурацию будущей системы. Для начала расписал свои задачи для CarPC в порядке убывания приоритетов:
1. Навигация (главным образом программы iGO8PC и OziExplorer);
2. Видеорегистрация (уже упоминавшаяся ранее прога VideoRegistrator либо другая аналогичная);
3. Музыка (главным образом, аудиокниги в МР3, прога - foobar2000 или встроенная во фронт-энд);
4. Видео (привык к МРС, но можно использовать и другие плееры);
5. Все остальное - при необходимости.
Вот под эти задачи и начал строить систему.
КонфигурацияСобственно, первоначально салон выглядел так:
http://photos.streamphoto.ru/9/7/0/8d752f0efc6d4e8d0106085ae2b4a079.jpg
Поскольку у меня уже был установлен автозвук на базе довольно неплохой CD-магнитолы Alpine с двумя усилителями и сабвуфером собственного изготовления (если интересно, фотки саба
тут, то решил, что эту систему трогать не буду, а комп буду подключать к магнитоле черех AUX вход, благо такой имеется. Первоначальная идея построить систему на базе нетбука была практически сразу же отвергнута. Протестированная прога видеорегистрации с выставленными максимальными настройками для камеры загружала мой нетбук примерно на 75-80%, а ведь надо было еще заложиться на ресурсы проца, которые потребуются программам навигации, фронт-энда и прочим. По тем же причинам вариант с компактным компом на базе Атома тоже отпал, ведь Атом при его меньшем энергопотреблении не намного производительнее Целерона (заранее надеваю каску, готовясь получать отпор от сторонников Атома
). Попробовал приспособить для проекта свой старый ноут 15" на полноценном десктопном камне П4, но ввиду громоздскости ноута и сложности с его апгрейдом этот вариант также был отвергнут. В конечном итоге, после тщательного изучения вопроса и подсчета цен на комплектующие, выкристаллизовалась следующая конфигурация моей системы, которая и была наконец-то реализована:
Материнская плата - Zotac NF610i-D-E
Процессор - Intel Pentium Dual-Core E5300 (2.60ГГц, 2МБ, 800МГц, EM64T) Socket775
Память - 2ГБ DDR2 SDRAM Kingston "ValueRAM" KVR800D2N5/2G (PC6400, 800МГц, CL5)
Корпус - K3.2.1.o.6 из оргстекла под платы mini-ITX и M2-ATX
Кулеры - на проц установлен Cooler for CPU Akasa AK-CC044 (low profile) (S775), с которого снят вентилятор, а другой вентилятор Cooler Master <R4-SPS-20AK-GP> Fan 80mm (SMART,80x80x15mm, 20дБ, 2000об/мин) установлен на выдув в крышке корпуса. Сюда же добавил два вентилятора Gembird <D50BM-12AS> (SMART, ball, 5см Х 5см, 4500об/мин), работающих на вдув, из которых один уже отключил из-за шума. Вполне возможно, что отключу и второй, шума вообще не будет, а температура проца снизится незначительно, проверял.
БП - Mini-box M2-ATX автомобильный (6-24V) 160W
HDD - HDD 320 Gb SATA-II 300 Seagate Momentus 5400.6 <ST9320325AS> 2.5" 5400 rpm (первоначально планировал установить HDD с расширенным температурным диапазоном от Seagate на 40Гб, но потом, почитав на этом и родственном сайтах отзывы пользователей обычных ноутбучных винтов, решил, что для начала подойдет обычный HDD 2.5", который в целях экономии бюджета был выдран из внешнего переносного харда FreeAgentGo)
Клавиатура - Диалог Slim Mini KP-102BUH <USB> 88КЛ +USB Hub – для удобства настройки вне машины и для редкого подключения в машине
Веб-камера - Logitech QuickCam Pro for Notebooks Carl Zeiss optics
GPS-приемник - GlobalSat BU-353
Монитор - LILLIPUT 889GL-NP/C/T с сенсорным экраном
USB-хаб - Orient <KE-700> USB2.0 Hub 7 port + Б.п
Кабель-переходник для подключения к ГУ - Alpine KCA-235B
Кабели, удлинители и прочая необходимая мелочевка.
С монитором тоже не все решилось сразу. Первоначально хотел обойтись малой кровью и установить 7” 1-din выдвижной монитор в свободное место 2-din панели, поменяв их местами с магнитолой. Но поскольку авто храню на улице под окном, а такой вариант по сравнению с встроенным монитором, на мой взгляд, обладает большей привлекательностью для несанкционированного демонтажа и последующей перепродажи местными нарками, было принято решение инсталлировать монитор в штатное место 2-din. Тем более что по своим габаритам 8” широкоформатный монитор туда идеально вписывается.
Сбор и установка компаКак только конфигурация была определена, начал потихоньку закупать комплектующие. Параллельно с этим решал вопрос с магнитолой. Ее надо было перенести вниз, на место штатной розетки, которой тоже надо было найти новое место. В один прекрасный момент решил: "Что тут думать, резать надо" - взял нож и прорезал отверстие в нижней части торпеды. Тем самым отрезав себе все пути к отступлению. Перенести туда магнитолу было делом техники:
http://photos.streamphoto.ru/8/d/b/9d589a7501c6ee8b72aab09683171bd8.jpg
http://photos.streamphoto.ru/9/6/e/738d5f1649d3d240155cf1291edd0e69.jpg
А вот с рамкой вокруг пришлось повозиться. Выпилил из 16мм фанеры рамку, обтянул ее серым винилом, воткнул, привернул саморезами. Получилось вот так, на мой взгляд, вполне неплохо и выглядит почти как штатное место:
http://photos.streamphoto.ru/d/d/e/cfeaee8b79de9754abb451a03ee6dedd.jpg
http://photos.streamphoto.ru/a/9/9/f8cbf5b043dabf4df60f02a72a14399a.jpg
Там же видна 3-х позиционная кнопка включения компьютера, врезанная в штатную заглушку. Верхнее положение кнопки – питание на комп, а от него на монитор и хаб подается/снимается поворотом ключа в замке зажигания, среднее положение – питания нет, все выключено, нижнее положение – все включено и работает независимо от наличия/отсутствия ключа в замке зажигания.
Розетке нашлось место в кармашке рядом с рычагом АКПП. От попадания мусора в периоды простоя ее защищает штатное резиновое корытце.
http://photos.streamphoto.ru/8/9/2/56000c4b5b3b92d6ca28457873398298.jpg
Корпус из оргстекла под МП Mini-ITX был куплен у Stasik'а. У него же был куплен переходник питания для подключения компа к обычному БП АТХ для удобства установки и настройки софта на столе.
Корпус был слегка доработан, к нему были привинчены лапки для крепления к полу. В итоге после сборки компьютер приобрел такой вид.
http://photos.streamphoto.ru/c/d/b/654e992f819dda0619e4367bd0bc6bdc.jpg
http://photos.streamphoto.ru/f/b/b/d776dc65254a12f277187f41a6daebbf.jpg
http://photos.streamphoto.ru/8/1/9/f4b822db47700e7d6a8a7797e1c7b918.jpg
http://photos.streamphoto.ru/6/b/9/4ae3ab2a716ac48cd5fc1986aff9c9b6.jpg
С самого начала проекта место для компа было определено однозначно – под передним пассажирским сиденьем. Места там в ФФ2 достаточно, рядом проходит силовой кабель для питания усилителей. В районе задней стойки мной в свое время был предусмотрительно установлен дистрибьютор, от которого проводом 4 мм2 через предохранитель 20А и был запитан комп. Для этого пришлось собрать колодку, с помощью которой в корпус были поданы "+" и "-" сети 12В питания машины, "+" и "-" сети 12В питания монитора, "+" и общий с монитором "-" сети 5В питания USB-хаба.
http://photos.streamphoto.ru/6/0/5/47af7a778fa24910358b825dc92a4506.jpg
Для установки самого компьютера из фанеры был сделан подиум, который был обтянут карпетом и установлен под сиденье на липучках. Тем самым обеспечивается надежное крепление компа в машине, воздуховод к ногам задних пассажиров остался на месте, а сам компьютер можно легко снимать и ставить обратно под сиденье, достаточно только отдать 4 барашковые гайки.
http://photos.streamphoto.ru/7/5/a/1e3932f7f2c5a998d5acb81d055afa57.jpg
http://photos.streamphoto.ru/f/b/7/34e1fdc3ff0e707ac40219cf9fedf7bf.jpg
http://photos.streamphoto.ru/6/d/b/ec0e92009f27c24c3374a8de453a6bd6.jpg
http://photos.streamphoto.ru/a/a/9/88ab9d57dfe42c0f76d6806f41c789aa.jpg
Все провода питания, провод VGA и удлинители USB были проложены в разрезных гофрах под ковриком по внутренним сторонам тоннеля и порога, минусовой провод питания также сечением 4 мм2 был дотянут до общей с усилителями точки в багажнике.
USB-хаб нашел свое место в бардачке
http://photos.streamphoto.ru/6/2/b/69cabb831b50557ca8b5e3be59318b26.jpg
GPS-приемник притаился в углу лобового стекла в месте, свободном от нитей обогрева стекла, работает там без проблем
http://photos.streamphoto.ru/9/2/b/56aa5f29a1cdfe09f9868fb5ee03bb29.jpg
Клава, которую подключаю к USB-хабу
http://photos.streamphoto.ru/f/7/3/c88237065a2a8a3801424fa810b6737f.jpg
Веб-камера уже стояла и работала ранее с коробочкой СВК-002, ее пришлось только переподключить к компьютеру. На удивление, заработала без доп. питания на USB удлинителе длиной 3м.
http://photos.streamphoto.ru/f/3/1/db96af164b434b339aa02bb7e110e13f.jpg
Собственно, на этом треть проекта была закончена.
Далее последовал этап установки ОС и софта, их настройки и экспериментов с фронт-эндом. Для этого у сисадминов на работе были взяты на время экспериментов небольшой монитор (мой монитор еще пока только ехал ко мне из далекого Гонконга), БП ATX и нужные провода. Думаю, об этом этапе писать особо нечего, все тривиально, разве что скажу, что в качестве фронт-энда я пока остановился на Centrafuse.
Собранный компьютер был установлен в машину, подключен к сети, к нему был подключен полученный с почты монитор. Первое включение не обошлось без эксцессов. Поскольку трехпозиционная кнопка еще не была установлена на постоянку, к ней были подключены только два провода – управляющий "+" с БП и постоянный "+" 12В сети питания авто. Так вот все установил, щелкаю тумблером кнопки, жду 5 сек – и ничего :-(. Комп не включился. Попробовал еще раз, опять не включился. Тут я начинаю лихорадочно соображать, где я накосячил с проводкой, мог перепутать полярность и что-нибудь пожечь. Наконец в порыве отчаяния щелкаю тумблером в противоположное крайнее положение и – о чудо
– все заработало, комп включился, пошла загрузка Винды. В общем, я просто перепутал крайние выводы кнопки при подключении. В итоге все оказалось в порядке, система загрузилась. Единственное, что меня немного огорчило, так это то, что на экране на темном фоне были видны горизонтальные плавающие полосы. Чтобы избавиться от них, попробовал врезать в цепь питания монитора небольшой дроссель, взятый со шнурка питания монитора от прикуривателя. Полоски остались, но стали практически незаметны. На этом я успокоился и приступил к следующему этапу.
Установка монитораОпять же, после долгих раздумий, оценки своих навыков работы руками и готовности семьи терпеть по вечерам и в выходные шум и пыль от дремеля, ароматы шпатлевки, грунтовки и краски
, было принято решение доверить столь ответственный этап инсталляции монитора в рамку торпеды специально обученным для таких работ людям. Хотелось, чтобы рамка выглядела на все 100%, ведь монитор в рамке всегда на первом плане и должен выглядеть не по-колхозному. Выбор пал на присутствующего на профильном ресурсе
Boch’а, который и выполнил эти работы весьма качественно. Изготовление рамки заняло почти 2 недели, но результат меня вполне устроил. Несмотря на несколько мелких косячков, работа была сделана хорошо.
http://photos.streamphoto.ru/7/2/8/399a8e67a054b4ae145082afab4d3827.jpg
http://photos.streamphoto.ru/d/4/9/099b354510d68760d23336b08b5f494d.jpg
Готовая к покраске рамка
http://photos.streamphoto.ru/b/7/0/cbaccf7b3279313b51508a9569d1507b.jpg
Далее я установил монитор и плату в покрашенную рамку
http://photos.streamphoto.ru/e/0/6/fb19e61b5aa62fe427e2d948df82f60e.jpg
Над креплением платы тоже пришлось поломать голову (в общем, не проект, а сплошная головоломка
). Но благодаря вмурованным по моей просьбе в рамку шпилькам удалось навесить на нее плату на полосках жести. Пока это временное решение, возможно позже переделаю, но в тот момент лучших идей в моей голове не нашлось.
http://photos.streamphoto.ru/e/e/9/b59ebfcc604f02be3d5e82bfe0dfc9ee.jpg
Ну и наконец, после установки рамки с монитором в машину получилось вот что
http://photos.streamphoto.ru/9/d/2/6a80a75122c06e097b72316a967582d9.jpg
А вот компьютер в работе
http://photos.streamphoto.ru/a/e/6/fd10012c3df122dd3cfe0766e1e416ea.jpg
http://photos.streamphoto.ru/6/8/f/8f7fed864821a05b4b8b402f773aef86.jpg
http://photos.streamphoto.ru/f/e/5/e908e6461aace4a793c24167295e45ef.jpg
Ну и общий план
http://photos.streamphoto.ru/f/3/2/e0db24bda3f2e05f744242c75605523f.jpg
Все, на этом проект я посчитал временно приостановленным. Наступил приятный период эксплуатации :-). Хотя есть еще над чем поработать, Центрифуга еще требует некоторой доводки, да программа видеорегистрации еще иногда глючит, в целом считаю, что я добился поставленных целей.
В дальнейших планах замена камеры на более производительную (уже сделал, поставил камеру Microsoft LifeCam Cinema 720), установка второй камеры для обзора назад, вывод фотоприемника монитора на удлинителе куда-нибудь в воздуховод торпеды для возможности управления экраном с ПДУ и, наконец, установка USB-парктроника.
К отчету о создании CarPC могу добавить также небольшой отчет об эксплуатации системы этой зимой. За всю зиму и поездки в Финку на НГ комп зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны. Он не запустился сразу всего лишь раз, когда ночью было под -30С и утром я врубил комп, не дожидаясь, чтобы салон прогрелся хоть чуть-чуть. Пришлось вырубить и повторно запустить комп и хард нашелся и закрутился без проблем. В остальные чуть более теплые дни комп заводился без проблем, хотя, справедливости ради, я включал его не сразу, а спустя минут 5-6 после запуска двигателя. Вот монитор требовал чуть больше времени на прогрев, он работал и можно было уже ехать, но цвета его были весьма блеклые и требовалось минут 15-20, чтобы они стали нормальными.
В общем, готов ответить на вопросы, если у кого появятся.