Петербургские ученые не отстают от чиновников, покупающих для нужд своих учреждений дорогие машины: конкурсы на закупку комфортных авто объявили уже три научные организации. Судя по техническим заданиям, работники Института мозга человека будут ездить на Skoda Superb за 1,2 млн рублей, сотрудники Института экспериментальной медицины хотят кататься на Ford Mondeo за 900 тысяч, а преподаватели Института машиностроения – на Nissan Teana за 1,4 млн.
Российская наука возрождается, и у нее появились деньги даже на дорогие автомобили. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать на основании условий конкурсов, объявленных тремя петербургскими научными организациями за последнее время. Так, Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), в котором готовят инженеров-машиностроителей, разместил объявления о закупке машины стоимостью 1,37 млн рублей. Точная марка не указана, однако, судя по характеристикам, указанным в документации, речь идет об автомобиле Nissan Teana. Авто должно быть максимально комфортным. Как следует из документов, размещенных на сайте государственного заказа, это должна быть машина темно-синего цвета 2011 года выпуска с кожаным салоном и мощностью двигателя не менее 167 л.с. Салон должен быть оборудован 10-канальным цифровым усилителем звука и 11 динамиками – видимо, чтобы во время поездки специалисты института могли лучше слышать запись докладов, сделанных коллегами на последней научно-практической конференции. Приятно также, что, согласно техническому заданию, макияжные зеркала в солнцезащитных козырьках должны быть обязательно оборудованы подсветкой, так что специалисты в области машиностроения всегда будут выглядеть красиво и смогут подправить потекшую тушь даже по дороге на... симпозиум или на лекцию.
Не отстают от своих коллег по научному цеху и представители знаменитого Института мозга человека: институт разместил объявление о закупке машины марки Skoda Superb (или ее эквивалента) за 1,2 млн рублей. Это авто также должно быть удобным: компания-победитель должна поставить тонированную машину цвета «металлик» с комплектацией Elegance. Элегантной, по мнению составителей технического задания, является машина с хромированной кнопкой включения магнитолы, кондиционера и рычага переключения передач; все тем же хромом должны быть окантованы решетка радиатора, крышка багажника и рамки окон. Любопытно также, что на заднем сиденье должно быть крепление для детского кресла – видимо, для самых юных специалистов в области человеческого мозга.
Самым скромным в этом списке выглядит Институт экспериментальной медицины Северо-Западного отделения РАМН. Это учреждение объявило аукцион о покупке машины «всего» за 900 тысяч рублей. Точная марка не указана, но, судя по техническому заданию, речь идет о Ford Mondeo. Согласно документам заказа, ученые будут разъезжать на седане цвета «черный металлик» 2011 года выпуска, оборудованном двухзонным климат-контролем. При этом авто должно быть оборудовано охлаждаемым перчаточным ящиком, однако «Фонтанка» даже не решается предположить, что там будут хранить люди, занимающиеся экспериментальной медициной...
Справедливости ради нужно отметить, что два автомобиля закупаются за счет внебюджетных источников, причем речь идет о самых дорогих заказах – о Nissan Teana для Института машиностроения и Skoda Superb для Института мозга человека (этот аукцион уже состоялся; заявку подала только одна компания, с которой и был заключен контракт по стартовой цене в 1,2 млн). И только седан для Института экспериментальной медицины будет приобретаться за счет бюджета.
Но в любом случае, вне зависимости от источника поступления средств, речь идет о государственных научных организациях, а российская наука, как известно, последние 20 лет жалуется на недостаточное финансирование. Впрочем, в самих учреждениях не говорят о том, для каких целей приобретаются комфортные машины. Так, в Институте экспериментальной медицины сначала спросили, а почему это «Фонтанка» интересуется закупками института, а потом сообщили, что все ответы дадут только письменно, после получения официального запроса. Запрос попросили прислать и в Институте машиностроения. Правда, на вопрос корреспондента нашего издания, а почему не покупаются, например, более дешевые автомобили (вроде Lada Kalina) или дороже, но отечественные, и.о. ректора вуза Александр Иванов сказал, что от машины марки Kalina они «только что избавились» и что если так ставить вопрос, то ездить можно «хоть на тачке с четырьмя колесами». Подчеркнем также: «Фонтанка» не сомневается, что возле входов в столь уважаемые научные институты обычно стоят и более дорогие машины, нежели те, которые закупаются сейчас.
Отметим, что лидерами по закупке дорогих автомобилей, конечно, являются не ученые, а чиновники, о чем «Фонтанка» уже неоднократно рассказывала. Причем последний скандал в области покупок дорогих автомобилей случился совсем недавно. В конце июня Северо-Западное таможенное управление объявило конкурс о покупке автомобиля за 5,4 млн. Марка машины не была указана, однако в техническом задании было написано, что это должен быть внедорожник 2011 года выпуска c мощностью двигателя в 390 л.с. Однако сегодня стало известно, что транспортная прокуратура возбудила в отношении начальника СЗТУ административное дело: по мнению надзорного ведомства, аукционная документация была составлена таким образом, что под нее подходил автомобиль только одной марки, что повлекло за собой ограничение числа участников конкурса. Любопытно, что больше ничто нареканий прокуратуры не вызвало. Закупали автомобили и представители других ведомств. Например, в 2009 году автохозяйство ГУВД решило приобрести новые машины на 20 млн рублей, причем ездить сотрудники правоохранительных органов хотели на Volvo XC90, Toyota Camry и Mersedes'ах E300. В 2010 году Смольный решил обновить автопарк на 50 млн рублей и купить 44 черных четырехдверных седана. Представительские автомобили активно закупали и чиновники районных администраций.
x