Отдых и наши руки не для скуки. Чего больше - не знаю.
Осторожно - много букв, или очередной приступ графомании. Но, возможно, кому-то будет интересно.
Какое-то время тому назад зародилась мысль покататься по полуострову, например, проехать на станцию Имандра на автомобиле. С северной стороны это сопряжено с некоторыми сложностями, а вот с южной несколько проще. Была предпринята попытка пару лет назад проехать по лесным дорогам со стороны Апатитских дач на гражданской машине, но... Имеющиеся дороги заблокированы доблестными работниками, видимо АО Апатит. В нужном направлении есть лесная дорога, она отмечена на карте, есть следы кроссового мотоцикла, но не проехать т.к. фронтальный погрузчик отсыпал пару ковшей. Бугорок вполне преодолеваем на подготовленной машине, но обычной он был не по зубам. Так возникла идея фикс - приобрести что-нибудь внедорожное со следующими параметрами: а) недорогое, т.к. т.с. предназначено для развлечения, отдыха, а т.к. отдых экстремальный, то т.с. должно быть ещё и потому дешевым, дабы не жалко было утопить или лишиться каким-либо иным способом; б) т.с. должно вмещать пассажиров, не пассажира, а именно пассажиров; в) желательна возможность добираться до лёгкого оффроуда самостоятельно, а не на прицепе/трейлере. Всем этим требованиям удовлетворил замечательный пепелац под названием ЛуАЗ 969М. После просмотра откровенного хлама в ценовом диапазоне 30-50 тыс. руб. был приобретён экспонат несколько дороже в весьма неплохом состоянии. Поначалу привлёк внимание тюнинг, он же вызывал некоторый скепсис. На ЛуАЗе: люстра, дополнительный свет и лебёдка!??? Памятуя о не исполинских 30А родного генератора Г502 всё это хозяйство представлялось бутафорией. Однако, открыв капот, я был приятно удивлён. Одно то, что капот был заперт замком, штатно открылся на родных петлях и зафиксировался упором, порадовало, т.к. осмотренный до этого экземпляр имел "легкосъёмный капот", который просто брался в руки и ставился рядом с машиной. Под капотом оказался дополнительный генератор, что в корне изменило отношение к вещам, считавшимся до этого декором. Место штатного 133-го карбюратора занял жигулёвский, забирающий воздух через фильтр... нулевого сопротивления! Салон блистал штатным торпедо с ностальгическими приборами от грузовика, НО штатными. Не меньшую ностальгию вызвали опять же стоковые, эбонитовые, made in USSR набалдашники рычагов трансмиссии. Плексигласовые розочки по-своему тоже интересны, но мне в этом случае нравится сток, по счастью он и достался. Сидения неродные, однако, нужно признать они гораздо удобнее и в хорошем состоянии, а аутентичность не ставилась во главу угла. Вершиной этого экземпляра в прямом и переносном смысле был и есть новёхонький тент, позволяющий укрыться от дождя или насладиться солнцем. После смертельной схватки за цену пепелаца, аппарат был приобретён. Далее была небольшая доводка до ума. Водрузив "нулевик", Кулибины почему-то забыли про вентиляцию картера. Я догадываюсь почему. Видимо делали не себе, а штатный патрубок был меньше, чем штуцер, вероятно, не хотели возиться. На этом же штуцере, но меньше по диаметру сидит вакуумная регулировка опережения зажигания, которая при наличии рядом дырки вентиляции и отсутствии разряжения, разумеется, тоже не работала. Приобретённым за 14 руб. переходным патрубком и хомутами по 25 руб. обе проблемы были решены. Далее штатный амперметр показывал довольно грустную зарядку. Внешним осмотром, проводившимся в гараже при искусственном освещении в отсутствии понятых
было установлено следующее: камазовский ремень 1250 мм имеет провисание, плюсовая клемма аккумулятора треснула и не обеспечивала необходимый контакт. Болт, гайка, шайба и клемма обошлись менее чем в 100 руб. На средних оборотах ДВС, при подзарядке АКБ амперметр теперь показывает +15А. Далее было развлечение со светом. Т.н. "люстра" работала, чем, кстати, неплохо помогла в осмотре и при манипуляциях в моторном отсеке. Так вот одна из четырёх галогенок перегорела. В автолабазе искомую лампочку оценили аж в 35 руб. Купил набор из двух за 55 руб. Вообще истерический смех не покидал меня каждый раз при покупке какой-либо запчасти. Работоспособность доп. света была восстановлена банальной установкой предохранителя, который отсутствовал по непонятным причинам. Нужно признать, что всё доп. оборудование смонтировано достаточно грамотно и явно прослеживается неплохой уровень подготовки делавшего. Кстати технология вкорячивания доп. генератора народная и описывалась в "За рулём" в декабрьском номере за 1997 год Алексеем Воробьёвым-Обуховым. Сложнее было с головным светом. Затейливую мысль инженеров-электриков Луцкого завода удалось разгадать, и была одержана интеллектуальная победа над притаившейся в недрах электрики неисправностью. Виновником отсутствия головного света оказался подрулевой переключатель. Зачем на него нужно было тащить с выключателя +12В для ближнего света - загадка загадок. Поставив перемычку в разъёме между черным (с выключателя) и фиолетовым (на предохранитель) проводами штатная работа света была восстановлена. Такая же проблема была с дальним светом и тем же рычагом переключателя. Причём не фиксируемое положение на этом же рычаге работает. Т.к. ремонт подрулевого переключателя дело неблагодарное к тому же часто сопровождаемое нулевым результатом было принято решение подать +12В на зелёный провод в разъёме с нештатного переключателя. К тому же таковой имеется, стоит между выключателем головного света и выключателем вентилятора/печки. На него даже приходит +12В с соседнего выключателя (свет) и никуда не уходит. Возможно, ранее был какой-то транклюкатор, но устройство видимо было изъято властями из-за отсутствия лицензии у владельца. В общем, что он включал - история умалчивает, теперь он включает дальний свет. Цена ремонта - 0 руб. 00 коп. Были поменяны два подфарника, правый треснул, а левый потускнел. Цена вопроса 2х70=140 руб. Заменил я и свечи. При замене опять выяснились интересные моменты. В левых цилиндрах смесь зажигалась финвейловскими свечами, и работали они вполне прилично, по крайней мере, самоочищались. А вот правым повезло меньше, там трудились свечи А14, которые, разумеется, не могли работать нормально, поскольку калильное число должно быть - 23. Да и зазор составлял едва ли не миллиметр. Были приобретены четыре свечи А23, зазор выставлен 0,75. При проверке запуском двигателя было ощущение, что двигатель пустился ещё до окончательного поворота ключа, практически уловив желание водителя. Цена вопроса 4х50=200 руб. Ну, и главное приобретение - шины Пирелли 195/65/15 на замечательных легкосплавных дисках 5х114,3. На ЛуАЗе диаметр окружности, по которой располагаются шпильки и соответственно отверстия для крепления колеса составляет 115 мм. Владельцы колхозят японские 14" диски на 114,3 мм - это какой-то дюймовый стандарт, я человек континентальный и их островные размеры мне чужды, я помню близкий мне метрический размер, хотя и догадываюсь, что 114,3 мм это 4,5". Так вот зная эту хитрость, к тому же вылет тоже совпадает, я стал присматривать комплект колёс, поскольку родные покрышки ИВ-167 вещь сильно специфичная и на шоссе могут довести до безумия, а если сошёл с ума, какой уж тут оффроуд? Продолжаем разговор. В объявлениях наталкиваюсь на колёса от старого Нисана (они же, кстати, подходят на Мазду 626), созваниваемся. Выясняется, что продавец приедет на чёрном Фокусе, возникает логичный вопрос: "А на хрена тебе нужны были японские колёса?" - ответ поразил своей простотой и прозаичностью: "Покупал на Фокус, продавец сказал - они все одинаковые"... Трудно комментировать, чтобы не свалиться в сарказм, да, наверное, и не требуется. Сама по себе ситуация - готовый анекдот. А у меня в гараже лежал, ждал своего часа новый комплект Хакки, хотел обуться на это лето, но мерзкое земноводное внутри меня нудило: "добей эти покрышки, они ещё сезон проходят". Раз всё так удачно складывается, предлагаю парню: "А не хочешь поменяться? Причём эти совсем одинаковые - 5х108, встанут на твой Фокус "как родные", после того как сниму со своего. И ведь махнулись не глядя. В общем пепелац раньше "летал только так, а с гравицапой в любую точку вселенной" и никакого безумия. Появилась стабильность по прямой, колёса катятся довольно легко, луноход с ними разгоняется до неприличных 90 км/ч с четырьмя седоками, однако такая скорость на таком авто это... "Волнительно", - как сказал бы Авиард Фастовец. Конечно, внедорожные качества пострадали, но для лёгкого оффроуда несущественно. К тому же поведение на песке и мелкой гальке очень приличное, лучше, чем у зубастой 167-й резины, а путь на Имандру местами пролегает по высохшему руслу реки.
Путешествие.
Сначала решили убедиться, что путь с севера действительно нелёгок. До Ягельного Бора добрались без проблем. Затем путешествие, планировавшееся как разведка боем лёгкого оффроуда стало превращаться в оффроуд средней тяжести. Практически сразу уперлись в болотце, лужа на дороге показалась не заслуживающей пристального внимания. Траектория намечена, дно хоть и с жижей, но видно прекрасно, глубина оценена как незначительная ведь клиренс 280 мм. Движемся малым ходом, задняя ось включена. Перед погружается, погружается... Процесс не прекращается... Удар... Боевая тревога!!! Полный назад!!! Ноги скачут по педалям, руки тоже при деле - блокировка дифференциала, задняя, ГАЗУ-У-У-У!!! Вылезли. Бодрит. Осмотр. Фу-у-у-у-у. Удар пришёлся по защите. Приступаем к промеру глубин. Присмотрелись, форсировали. Далее камни, камни, камни. Вот триал, блин, совсем не прикалывает. Продвигаемся в час по чайной ложке. Спустя четверть часа нам покорился километр. Направление признано не отвечающим лимиту времени. И это ещё без учёта необходимости форсировать водные преграды, на одной из которых не так давно погиб пилот. Возвращаемся.
Через день едем в Апатиты. У недействующего поста сворачиваем налево, мимо дач доезжаем до моста через речку Белую, оказываемся на том берегу. С моста повернули налево, в районе Щучье есть ручей, если ехать по нему налево попадаешь на полуостровок, а направо была дорога на п. Хибины, заблокированная вполне преодолеваемой, как казалось пару лет тому назад, насыпью. Увы и ах! Отсыпку подновили, преодолеть её даже на подготовленной технике крайне затруднительно. Повернули назад, объехали отстойник, убедились, что объезд тоже заблокирован, поехали в Кировск. В Кировске проезжаем весь город, едем на NNW мимо Большого Вудъявра, поворачиваем налево к автобазе, далее опять налево к речушке Вудъяврйок мимо ботанического сада. Далее параллельно Вудъяврйок до перевала Кукисвумчорр. Оказавшись между хребтом Пачвумчорр и горой Кукисвумчорр в голову невольно приходит мысль: "А нет ли здесь "духов" или "чехов"? Не сожгут ли машину?" Дальше продвигались параллельно речушки Кунийок, мимо горы Куэльпорр в сторону озера Гольцовое. Дорога уже начала поворачивать налево, выходя на финишную петлю, но время опять предательски поджимало. Много было потрачено на ориентирование и разведку, пришлось возвращаться. Но ценная информация была добыта. Дорога есть, она есть не только на карте, она есть на самом деле. Дорога достаточно оживлённая, это хорошо. Машины попадаются разношёрстные, от нового Паджерика с московскими номерами на Гудричах тридцать последнего размера до Запорожца на стоковой И-151 пронёсшегося на сверхзвуковой скорости с двумя дедками внутри. Попались три "Буханки", они же "Таблэтки", "Шаха", старенький пикап, на который мы видимо, произвели неизгладимое впечатление т.к. увидели руки с поднятыми вверх большими пальцами. Было и ещё некоторое количество разношёрстного автотранспорта. Вот такое приключение, вот такое путешествие. Отдых ли это? Думаю - да. Лежать в отпуске кверху пузом? Почему бы нет? Но смена занятия, активный отдых, пожалуй, интереснее. Вот и академик Павлов писал: "Всю мою жизнь, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй". Старый автомобильчик дарит прекрасную возможность всё сделать своими руками, в отличие от современных машин. И замечательно затем посмотреть из него на родные горы, а то до абсурда доходит: импортный Истан и Сьерру де лас Нивес видели, а свои собственные -чорры и -йоки не замечаем.
Небольшой фотоотчёт.