есть история, которая очень меня, если честно, поразила, - это первый указ президента Путина, который он опубликовал, будучи президентом. И это указ о грядущей приватизации ряда государственных компаний. И как вы думаете, какие это компании? Вполне логично было бы предположить, что эти компании – ну, это какие-то там старые завалящие ФГУПы еще брежневского времени. Отнюдь нет. Это компании «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» и «Ростехнологии». Здрасьте, я – ваша тетя.
Все эти корпорации – они не во времена Ельцина и не во времена Горбачева созданы. ОСК и ОАК были созданы в 2006-м и в 2007-м году Владимиром Владимировичем Путиным, личными его указами. И вот посмотрите, как интересно. Допустим, вот есть компания «Ростехнологии», или, допустим... У меня осталось не очень много времени, сначала расскажу про ОАК. Та самая, которая сейчас делает Sukhoi SuperJet, который съел 7 миллиардов государственных долларов и который... Там мы не смогли продать Италии, потому что Италия – единственная из зарубежных стран реально была готова ее купить (друг Сильвио хотел помочь другу Владимиру), но самолет оказался еще не готов и Италия не смогла его купить, пришлось покупать чего-то другое.
Так вот. «Объединенная авиастроительная корпорация», которая объединила в себе абсолютно все, что имеет отношение к российскому авиастроению. А российское авиастроение имеет тяжелый анамнез – это советское авиастроение, это, в основном, военное авиастроение, военные самолеты отличаются от самолетов гражданских по ряду параметров. Там, например, они не думают об экономии топлива. Поэтому наши гражданские самолеты тоже топлива не экономили. Они не думают о долгосрочной службе деталей, потому что, в общем, самолет в бою живет недолго и там первые российские гражданские самолеты, приходилось ремонтировать двигатель чуть ли не через каждый полет, потому что они были почти такие же, как военные.
Ну ладно. Значит, со всеми этими недостатками российское авиастроение сначала умерло, потом к концу 90-х начало немножко возрождаться. Пошли какие-то горизонтально интегрированные холдинги, был Иркутский авиастроительный завод во главе с замечательным менеджером Федоровым, владельцем, совладельцем завода, который, кстати, был «красный директор», никакой не олигарх (вот он из этих самых директоров). И Иркутский авиазавод уже поставлял «Сушки» в Индию, он уже проводил какую-то модернизацию этих самолетов, что было вдвойне трудно, потому что советская система заключалась в том, что был КБ, который что-то модернизировал, и серийные заводы, которые что-то производили. И интерес серийных заводов был всегда в том, чтобы ничего не модернизировать, потому что это портит план.
Соответственно, Иркутскому авиазаводу пришлось кардинальным образом менять все способы интеграции, он построил горизонтальную интеграцию, был хороший завод. Там, КБ «Авионика» и еще несколько таких вещей появилось.
Вдруг в 2006 году, раз все объединили, господину Федорову сделали предложение, от которого он не мог отказаться, ему предложили сдать его частные акции в государственную компанию и возглавить эту государственную компанию. Государственная компания, как мы видим, занялась вместо горизонтальной интеграции и реального роста и рынка созданием самолета Sukhoi SuperJet (самый ее мегапроект). Мегапроектом этим руководил не Федоров, мегапроектом этим руководил господин Погосян. Мегапроект этот нельзя назвать удачным, иначе как с точки зрения освоения бабок. Но что интересно, Федоров некоторое время назад был уволен с главы корпорации, а стал главой корпорации как раз господин Погосян. Видимо, некоторые аспекты Sukhoi SuperJet (не те, которые рыночные) были признаны удачными. Значит, теперь ОАК, видимо, будет приватизироваться, как и ОСК, как и «Ростехнологии».
Очень странно, потому что получается тогда, что даже нельзя сказать, что, вот, частные компании забрали в государственную собственность. Оказывается, государство было использовано только как инструмент передела этих частных компаний и получения государственных денег с целью дальнейшей их приватизации. Потому что у нас сейчас говорят, что, оказывается, Sukhoi SuperJet – он будет конкурентоспособен. Каким образом? Извините, только одним. Если у вас будет частная компания его продавать, деньги будет класть в собственный карман, а 7 миллиардов спишут. Вот тогда даже если они будут продавать по 2 миллиона долларов, то каждые 2 миллиона долларов будет прибыль, да? Корешки и вершки поделят – вершки останутся государству, корешки заберет частная компания.
x