В ночь на понедельник, не долетев полтора километра до взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово, в лесу упал и разрушился самолет Ту-204-100 ульяновской авиакомпании "Авиастар-Ту", на борту которого находились только восемь членов экипажа. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков и второй пилот Алексей Михайловский. За последние три дня этот самолет дважды побывал в ремонте, тем не менее эксперты связывают происшедшее скорее с действиями экипажа, чем с неполадками в технике.
За минувшие двое суток борт N 64011 стал участником двух инцидентов. В воскресенье в четыре утра этот же Ту-204-100, выполняя рейс Москва—Хургада, вылетел из Домодедово с 210 пассажирами. Когда борт подлетал к Орлу, в кабине авиалайнера произошло задымление и экипаж принял решение вернуться обратно. Через два часа самолет совершил аварийную посадку в столичном аэропорту. По словам представителей Росавиации, причиной ЧП стал "отказ электрического обогревателя ног экипажа". После устранения неисправности самолет с пассажирами на борту, которые некоторое время протестовали, но все-таки решили продолжить полет, отправился в Египет.
Через сутки Ту-204-100 с восемью членами экипажа возвращался в Домодедово, выполняя так называемый технический рейс N 1906 Хургада—Москва. В понедельник в 2.54 при заходе на посадку самолет неожиданно исчез с радара. Через полчаса спасательные службы обнаружили разрушенный авиалайнер примерно в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы: машина совершила посадку прямо на березовую рощу, прорубив в ней широкую просеку. Самолет буквально разломился пополам, у него отвалилось левое крыло, а также образовались трещины на фюзеляже. При этом возгорания, обычного для подобных посадок, почему-то не произошло. Пожарные объяснили "Ъ" это профессионализмом пилотов, которые, по их словам, успели выключить двигатели и обесточить самолет. Только после этого экипаж самостоятельно покинул борт. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков, у которого черепно-мозговая травма и перелом ключицы, и второй пилот Алексей Михайловский — у него черепно-мозговая травма, перелом грудины и шейки бедра. Объяснить, почему они не дотянули до полосы, члены экипажа Ту-204-100 не смогли. По их словам, все произошло слишком быстро и для себя они с версией инцидента еще не определились.
Причину ЧП сейчас устанавливает специально созданная комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Федерального агентства воздушного транспорта и следственных органов. На месте приземления самолета обнаружены бортовые самописцы, которые уже доставлены в МАК для расшифровки. По факту происшедшего Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП РФ возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Пока никаких версий относительно причин авиапроисшествия официально обнародовано не было. Заместитель председателя МАК Олег Ермолаев заявил "Ъ", что "при расследовании комплексно будут рассматриваться абсолютно все условия — и погодные, и условия эксплуатации самолета, и состояние авиатехники, и состояние экипажа, и работа наземных служб". Неофициально же обсуждаются две версии происшедшего.
По одной из них, авария могла произойти из-за потери пилотом ориентации в условиях плохой видимости — над аэропортом стоял густой туман. Подтверждением этой версии может служить и то, что посадка совершалась в штатном режиме. "Это не аварийная посадка, поскольку экипаж ее не запрашивал,— заявил "Ъ" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.— Несмотря на сложные метеоусловия и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Экипаж и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета, в том числе и при заходе на посадку". Он также отметил, что "погодные условия действительно были очень непростые — облачность на высоте 60 м, видимость по дальности у земли менялась от 450 до 700 м".
Еще одна версия связала происшедшее с тем, что экипажу Ту-204-100 якобы могло не хватить топлива, чтобы долететь до Домодедово. По версии источников "Ъ", полет в Хургаду и обратно самолет выполнял на одной заправке, произведенной еще в Москве. Топлива у него было впритык, но обратный рейс выполнялся без пассажиров, что существенно экономило горючее. Именно из-за отсутствия топлива в условиях плохой видимости экипаж не пошел на второй круг или на запасной аэродром. "Возможно, они даже шли на посадку уже с неработающими двигателями",— сообщил "Ъ" один из пилотов, работающих в Домодедово, ссылаясь на слова диспетчера, якобы не слышавшего никаких посторонних шумов при последнем общении с экипажем. Побывавшие на месте аварии спасатели и пожарные говорят, что там было разлито топливо и сильно пахло керосином. Однако данные подмосковного управления МЧС о том, что вытечь из баков самолета и разлиться на месте аварии могло до 8 тонн топлива, они назвали оценочными.
В свою очередь, летный директор ООО "Авиастар-Ту" Александр Потапов с топливной версией категорически не согласен. "Это чепуха, этот вопрос я сегодня сам проверял, выяснял заправку в Хургаде, время полета — могу сказать точно, что это исключено",— отметил он. А другой источник "Ъ" в авиакомпании добавил, что тот же самый борт N 64011 и без топлива мог совершить благополучную посадку. 14 января 2002 года этот же Ту-204, следуя из Франкфурта-на-Майне, не смог сесть в Новосибирске и был вынужден следовать в Омск, где была более приемлемая погода. Но за 17 км до Омска закончилось топливо, и выключились двигатели. Тем не менее самолет успешно спланировал с высоты 2 тыс. м и смог приземлиться.
Стоит также отметить, что три дня назад этот же Ту-204 находился на ремонте в Ульяновске на заводе-изготовителе в ЗАО "ЦТОиРАТ "Авиасервис"" (в составе самолетостроительного завода ЗАО "Авиастар-СП"). Исполнительный директор ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев пояснил "Ъ", что на самолете производилась замена шасси в связи с выработкой ресурса. "Никаких вопросов не было, иного обслуживания на самолете не производилось, в Москву он улетел без замечаний",— пояснил господин Дементьев. По его словам, самолет Ту-204-100 с номером 64011 был произведен в 1993 году, его налет составлял 18 тыс. часов при ресурсе в 24 тыс., борт имел около 4800 посадок из 8 тыс. по ресурсу, его же календарный ресурс истекал только в 2013 году. "Но календарный ресурс таких самолетов обычно продлевается до 30 лет, поэтому по планеру вообще не было никаких вопросов",— добавил исполнительный директор. Он подтвердил, что именно этот самолет совершил посадку, не предусмотренную заданием, в воскресенье утром и причина возврата в Домодедово была в "плохом контакте в системе обогрева лобовых стекол, что и привело к частичному задымлению". Впрочем, то происшествие и воскресная посадка в лесополосу, по словам господина Дементьева, никак не связаны друг с другом. Заместитель гендиректора ООО "Авиастар-Ту" Александр Потапов, воздержавшись от конкретных версий, сказал, что Ту-204-100 довольно надежная машина — "тем более, она только что вышла с завода". В ОАО "Пермский моторный завод" уверены в надежности двигателей, установленных на Ту-204. "Наши специалисты оценили эту аварию, они уверены в качестве наших двигателей и в том, что они никакого отношения к происшествию не имеют. Межремонтный ресурс этих двигателей ПС-90А — 6-6,5 тыс. часов. На одном из тех, что были установлены на этом самолете, было чуть больше тысячи часов, на другом — чуть более ста",— сказала представитель ОАО Юлия Ворожцова. Директор ЗАО "ЦТОиРАТ "Авиасервис"" Геннадий Семочкин также считает, что техника в данном случае ни при чем. "Меня другое удивляет — почему экипаж не ушел на запасной аэродром, когда за два часа до происшествия в связи с плохими погодными условиями всех уже отправляли на запасные",— сказал господин Семочкин.
Между тем Росавиация с 22 марта запретила авиакомпании "Авиастар-Ту" совершать пассажирские перевозки. "После авиапроисшествия у них остался один пассажирский самолет, а по российским авиационным правилам, если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки",— отметил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1341319[/CUT]