| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
да ты тупа загони на диагностику тачку. отдай от 300 до 800 руб. они тебе на выхлоп повесят датчик да и скажут. работает кат или нет. так еще вдобавок проверят зажигание, провода и всякую хрень
Доброго времени суток. У меня FF1 2.0 USA Zetec-E. Расход при довольно низких температурах порядка -30 градусов почти под 20 литров на сотню. Считаю не позволительно много. Сегодня решил выбить катализатор. На второй лямбде стоит обманка в виде трубки. Вопрос вот в чем - ка продиагностировать первую лямбду, может быть расход из за неё такой. Сразу оговорюсь самодиагностика ошибок не выдает, свечи новые, филтра новые, ВВ провода новые. сетки чистил, бензонасос в порядке.
nehemiah
еще небось АКПП у машины. Если так, то зима + пробки + прогревы дают такой расход. Вторая лямбда - диагностическая, и на расход практически не влияет, первая лямбда больше влияния оказывает. Самодиагностикой врядли вы определите работоспособность лямбд. Нужен осцилограф, им можно увидеть медленную реакцию на изменение смеси и т.д.
Очень меня сегодня удивил расход топлива после поездки на дачу.Туда и обратно 25 км. по не загруженному шоссе.При обгонах 110-120, температура за бортом +10С, солнышко светит и вдруг расход 11,3. Лямбду есть планы поменять , а что еще может так круто влиять на расход?
цитата: |
Сразу оговорюсь самодиагностика ошибок не выдает, свечи новые, филтра новые, ВВ провода новые. сетки чистил, бензонасос в порядке. |
да и давление в колесах нормальное.
Опять удивил расход: вечером поехал за дочкой через весь город, по светофорам, пробкам с включенным светом, печкой, магнитолой и т.д.Но на этот раз ехал плавно, не медленно а именно плавно.С обязательным включением 5-ой передачи, использованием наката и очень плавным нажатием на газ расход составил - 10,3 л/100км.
Теперь посещают сомнения -а, может это не лямбда?
Но всё равно могу сказать точно - таких сумашедших цифр расхода (по "Престижу") на 1 и 2 передачах , при не полном нажатии на педаль газа у меня никогда не было (30-50л/100км).Да и средний расход вырос.
Oleg_KRSK
27 December 2010
Да многоват все равно, лямбда конечно не факт, нерабочая лямбда давала бы расход куда больше, вплоть до 17 литров, я думаю.
Oleg_KRSK
Я так понимаю,лямбда умирает долго и мучительно, а не как лампочка-раз и всё.Может это начало конца?
Energ
раз и все может подогрев. А чувствительный элемент потихоньку дохнет
Slasher
Значит всё правильно:чувствительный элемент из моей лямбды умирает долго и мучительно и его надо срочно менять.
Energ
не факт. Хорошая диагностика может помочь определиться... Хоят сдругой стороны дешевле зонд поменять... )))
Slasher
10-точный зонд у нас 1100руб. универсальный бош 2200.Кроме того - на что ещё грешить?
Energ
посмотри лучше универсальный зонд NGK(NTK) дешевле боша, и точная копия оригинала
Slasher
Безусловно NGK это лучший вариант, но пока я го не нашёл,а привезут его через месяц.
Energ
через экзист быстро привезли
Чем черевата 0141 ошибка - обрыв цепи нагрева второй лямды на работу машины в целом и расход в частности? Спасибо.
YAROVIT
просто лямбда будет поздно включаться в работу. В это время эбу будет работать по средним параметрам... ну естественно будет влиять на расход
В очередной раз посмотрев на расход бензина по городу
Надоело с этим мириться.Да, я всё понимаю -зима (у нас, кстати +3С), постоянно включенные фары и т.д...Не было у меня никогда такого расхода.Достало...
Короче, единственную лямбду которую сегодня нашёл.
Сейчас буду ставить.Результат опубликую.
MotoLive
12 January 2011
Уважаемые, так что с обманками
, кто нибудь здесь есть кто её использует? У меня провода от 2-й лямбды под корень оторваны, могу я сделать обманку на разъём, а то очень ошибка достаёт
Имел ввиду что то такое: сама лямбда стоит в глушаке как заглушка без проводов, а к разёму подключена обманка, которая будет давать какие нибудь средние значения и при этом не будет гореть ошибка 141.
Podvodnik1
13 January 2011
3
MotoLiveСхема очень простая, только это не обманка, а эмулятор второго лямбда зонда. Цепляется на оба разъёма.
Если новый лямбда зонд покупать не хочешь и дружишь с паяльником, то соберешь без проблем. Сама статья расписана полностью
ТУТ, если голову забивать себе долгим описанием процессов подготовки не интересно, то начинай сразу с оглавления "Рабочее решение". Не забудь отписаться по результатам. Удачи.
P.C. а если у тебя лямбда рабочая, а провода оторваны только на подогрев (согласно твоей ошибке) можешь просто просто эмулировать подогрев двух ваттным резистором 200-300 ом. Короче если вопросы будут, пиши в личку.
Podvodnik1Спасибо друг, выручил!
У меня вообще оторваны- такую уже купил.
Podvodnik1
13 January 2011
MotoLive
Отписаться не забудь как получится.
Люди добрые помогите ради христаради!!!
Сплит Порт 2.0. После фирменного центра сказали заменить катушку и кислородный датчик на выпускном коллекторе. Заменил сначала только катушку зажигания. С ноября ездил нормально, а тут появился глюк. На холостых оборотах двигатель сильно троит - пару раз даже глох. Но это не всегда то есть то нет, может ни разу за день такая бодяга не приключится, а может целый день так троить. То пропадет то появится может прямо на ходу глючить и перестать глючить. Когда троит, в салоне звук как печка на еденичке работает и в машине пахнет выхлопом, это я так понял все таки помер этот датчик?
Vovan_mail
28 January 2011
serdjosp
При таких симптомах это не датчик кислорода.
serdjosp
какую катушку зажигания поставил?
Я поставил какую то не родную за 1300 рублей на Экзисте купленную... (но не самая дешевая конечно) Средненькая...
Думаете я какашку купил, да?
Из за нее чахотка началась у ласточки моей?
serdjosp
это как вариант. Уж больно симптомы похожие.
Ну я не знаю. Троит без закономерности...
И только на прогретой машине... Сам черт ногу сломит - надо новую покупать.
serdjosp
то, что только на прогретой машине это и есть главный симптом неисправности катушки. А сто старой катушкой что случилось?
а катушки BERU с экзита... никто не ставил? нормальные али нет?
Старая трещиной пошла. Купил катушку Эра за 1300 рублей все нормально работало до недавнего времени. Но я тут еще в одном разделе спрашивал и мне посоветовали проверить шланг из головы в впускной коллектор. Я проверил, шлангу и правда ег... Купил шланг для печки "Нивы" заменил - завтра оценю...