"Как городов на свете много,
Но самый лучший без прикрас
Лежит в отрогах гор высоко
Зелёный город Шахрисабз...
Шахрисабз, Шахрисабз
Наполнен радостью и светом!
Шахрисабз, Шахрисабз
Тебе пою я песню эту!" (с) "Ялла"
Мелодию этой песенки, на которой выросло моё поколение, я насвистывал в то утро, направляясь от гостиницы к центру города. Мысль посетить Шахрисабз - четвёртый по величине город Узбекистана, родилась ещё в Москве. Во - первых, от Самарканда это недалеко - около сотни километров через Зеравшанский горный хребет на юг, в сторону Афганистана. Во-вторых, Шахрисабз - родина Тимура и, в - третьих - исторический центр города внесён в список объектов ЮНЕСКО. В общем, поездка обещала быть интересной. Но до Шахрисабза ещё следовало добраться.
На остановке автобуса интеллигентный узбек огорошил меня заявлением, что никакие автобусы ни с какого автовокзала в Шахрасабз не ходят по причине того, что и сам автовокзал с недавнего времени закрыт. Остальные присутствующие на остановке дружно поддакнули и велели мне отправляться к Регистану - там, дескать, пасутся междугородные таксисты, лишь с помощью которых можно попасть к моей цели.
Таксисты действительно имели место быть. Как только я брякнул единственное слово: "Шахрисабз!", на меня налетело с десяток человек, наперебой предлагая свои извозчичьи услуги в стиле: "Твоя садиса, моя - поехала!", или "Маса, моя "Нексия" отправляесса через пять минута!"
Поясняю: "Нексия" - универсальный термин, обозначающий в Узбекистане не столько марку авто, сколько междугороднее такси. По одному человеку вас в другой город ни кто не повезёт, если только вы не заплатите за всю машину. Таксисты набирают четыре человека, алкающих уехать и только после этого трогаются с места.
В моём случае в Шахрисабз из водил ехать не хотел никто. По разумной цене, разумеется. Все "Нексии" шли только до Китаба. Забегая вперед скажу, что это не страшно, поскольку Китаб и Шахрисабз расположены в нескольких километрах друг от друга, и между ними бегает автобус, проезд в котором стоит всего-то 200 сумов. Фактически, конец одного города - это начало другого. Потому "Самарканд - Китаб" - это устоявшийся маршрут.
Вроде все просто, да? А теперь вносим жизненные коррективы: между первым пассажиром и прибытием последнего, четвёртого, может пройти и 10 минут, а может и 2-3 часа. Патологическая жадность таксистов до денег заставляет ждать последнего четвёртого пассажира до последнего (пардонте за тавтологию). Да и ехать в забитой под завязку машине без кондиционера по жаре - удовольствие сомнительное.
Но правила есть правила. Таксисты "держали масть" до последнего, традиция, так сказать.
Я был пассажиром первым. Через 30 минут нарисовался второй человек. Поняв, что при таком темпе заполняемости машины мы отправимся в путь лишь через час, я сунулся к обычным таксистам, курсирующим лишь по Самарканду. Но те лишь картинно возводили руки к небу и клялись Аллахом, что Шахрисабз - это совсем нехороший гешефт:nea: и не моргнув глазом называли сумму до 50 000 сумов, а я уже вошел в азарт и не собирался субсидировать деньгами чью-то жадность. Никакой отчаянный торг не помогал
Тогда я сделал хитрый ход, как мне казалось: тормознул первую попавшуюся развалюху и велел отвезти меня к выезду из города в направлении Шахрисабза. Миновав окраины Самарканда, водила высадил меня на перекрёстке четырёх дорог. Алчные междугородные таксисты и здесь окопались, основали свою точку - четыре колымаги торчали вдоль обочины. Всё правильно: ни один ушастый лох, вроде меня, не должен окольными путями выехать из Самарканда бесплатно.
Быстро послав водил с их сомнительной офертой в известном направлении (уж тут ждать момент, пока машина заполнится я точно буду до потери пульса), я решил ловить попутку. Через некоторое время возле меня тормознул древний дед в тюбетейке на "Нексии". До Шахрисабза он не ехал, но с радостью согласился бесплатно подкинуть меня до трассы Ташкент - Термез. Это был первый и единственный человек за все время моего нахождения в Узбекистане, который не хотел слупить с меня денег. Ехать было около пяти километров. По дороге бабай рассказал, что жизнь в Узбекистане не рахат-лукум и не халва: работы практически нет за пределами Ташкента, средняя заработная плата - 50 000 сумов (около 35 $) "А что на эти деньги купишь! Да ничего!", - вздохнул бабай. Налоги драконовские: чем выше з/п, тем выше налог, поэтому приходится крутиться. Многие уезжают на заработки в Россию. Так вот и живем, сынок!, - завершил бабай свою речь, - ладно, вылезай, шахрисабовские а/м - это 18-й регион на номере, может кто и остановится!"
Я вылез и огляделся. Вдали виднелись горы, вдоль дороги тянулись посадки винограда. Такая вот пасторальная картинка, нехватало лишь пастушек и козочек. М-да! Попадалово!
http://s49.radikal.ru/i126/0906/31/604c3c3c574a.jpg
Тормознуть подходящее авто мне удалось минут через сорок. До этого остановился лишь один мужик, но он ехал совсем в другую сторону - до Навои. Грузовики были редки и не останавливались вовсе. Наконец на обочину свернул красный микроавтобус.
Сидевшие в нем трое джигитов лет по 25 радостно распахнули мне дверь: "Шахрисабз? Давай, залезай, дорогой!" Уф, тронулись! Сидеть в микрике было жутко неудобно: "Дамас" и без того рассчитан на недоразвитых лилипутов, а тут ещё ребятки везли полный салон жигулёвских подкрылков. Однако это не помешало им по дороге подхватить у обочины ещё двух теток с баулами и одного мужика с сумками. Мотор "Дамаса" выл и захл...лся на максимальных оборотах, у меня родилось нехорошее подозрение, что Зеравшанский горный хребет мы и вовсе не преодолеем, а покатимся назад, до самого Самарканда. Однако добрались удачно.
В Шахрасабзе главный ориентир - памятник Тимуру. Возле него я и выскочил, выдав весёлым джигитам 5000 сумов, как и договаривались.
"Ты слыл жемчужиной востока,
Ты Меккой был для мудрецов,
И слава о тебе далеко
Стрелой неслась быстрей гонцов" (с) "Ялла"
Шахрисабз встретил ещё большей жарой, чем Самарканд. Понятно - я на 100 км. южнее. Пекло было адово. Всё живое старалось спрятаться в тень и не делать резких телодвижений. Мне такой сценарий категорически не подходил и я направился к каменному Тимуру.
http://s42.radikal.ru/i097/0906/de/415f983fbe56.jpg
За спиной "Железного хромца" высятся развалины Ак - Сарая. "Белый дворец" в действительности совсем не белый. Однако прилагательное "белый" в символике тех лет означало благородство и величие.
Дворец был построен в XIV веке по приказу Тимура. Ныне от дворца остались лишь руины пилонов порталов.
http://s59.radikal.ru/i163/0906/42/82de75db3693.jpg
http://s48.radikal.ru/i121/0906/0b/bd713351a425.jpg
Современная высота руин - 38 метров. Когда - то на Ак - Сарае красовалась надпись: "Если ты сомневаешься в наших силах и могуществе - взгляни на наши дома". Анализ пропорций зданий говорит о том, что изначальная его высота была 70 метров.
http://s53.radikal.ru/i139/0906/3a/2d302ee947de.jpg
На один из пилонов можно подняться за символические 1000 сум (узбекам - дешевле).
Вид на Шахрисабз с высоты Ак - Сарая.
http://s54.radikal.ru/i145/0906/a7/c01e5c54f3e0.jpg
Ещё. Вид на площадь Тимура.
И ещё.
http://i060.radikal.ru/0906/5c/b7dc9bb2c641.jpg
Ак - Сарай разрушился не сам. По легенде, подъезжая к Шахрисабзу, правитель Бухары Абдулла - хан увидел Ак - Сарай. Он послал вперёд своего лучшего скорохода, т. к. подумал, что город уже близко. Однако хан был введен в заблуждение размерами дворца и Шахрисабз был ещё далеко. Скороход, не рассчитав свои силы, умер. Эмир был пацан чОткий и реский, потому в ярости велел разрушить Ак - Сарай. Достопримечательности города расположены достаточно компактно. На осмотр всего города вполне хватит трёх - четырех часов.
На глаза мне попался караван - сарай.
http://s55.radikal.ru/i149/0906/7f/f29a5eae2645.jpg
Внутри караван - сарая.
http://s42.radikal.ru/i098/0906/22/0c3fe8a65ed6.jpg
Продажа национальных кукол в лавке караван - сарая.
Миновав городской базар, я вышел к Дор - ут - Тиляват.
http://s54.radikal.ru/i145/0906/35/a20e39eb02c3.jpg
Формирование этого комплекса связано с суфием Шамседдином Кулялем. Прозвище "Куляль" суфий получил за то, что его отец был гончаром. При жизни Шамседдин пользовался большим уважением. При Тимуре над могилой Куляля поставили сагану из мрамора. Постройки Дор - ут - Тиляват, сохранившиеся до наших дней, возвели уже при Улугбеке. В 1435 году напротив мавзолея Куляля на одной оси с ним Улугбек построил мечеть Кок - Гумбаз. Переводится как "Голубой купол". Построена мечеть с отклонением от направления на Мекку, поскольку строителям показалось более важным поставить мечеть на одной оси с мавзолеем. Такая вот исламская ересь.
Купол мечети Кок - Гумбаз.
http://s51.radikal.ru/i132/0906/fb/1eb40c11dba9.jpg
Кстати, купол мечети - новодел советского времени. Надпись на портале мечети главит, что Улугбек создал её от имени отца своего - Шахруха.
http://s42.radikal.ru/i098/0906/1b/d62de31dea4b.jpg
Вид с территории Дор - ут - Тиляват на мавзолей Куляля.
Сохранность мавзолея оставляет желать лучшего... Обратите внимание на купол.
Во дворе Дор - ут - Тиляват активно идет торговля различными сувенирами: тюбетейками, фигурками из глины. Однако они меня не интересовали. Пройдя небольшой сквер, усаженный деревьями шелковицы, на которых висели мальчишки и ели ягоды...
...я оказался у очередной значимой достопримечатеьности города - Дорус - Сиадат, или мавзолей Джехангира (любимый сын Тимура)
http://i069.radikal.ru/0906/b5/a7518b6c9db1.jpg
Для своего сына, а заодно и для себя в 1380 году Тимур начал строить величественный мавзолей. Здание должно было стать фамильной усыпальницей и местом поклонения умершим. Но из всех Тимуридов здесь упокоились лишь Джехангир и ещё один сын Тимура Омар - шейх. От постройки до наших дней дошел лишь пилон с башней, где находится мавзолей Джехангира.
Пилон мавзолея. На переднем крае фото видны фундаменты постройки.
http://s56.radikal.ru/i151/0906/89/6aa2dfb715cc.jpg
В XIX веке местные жители не помнили, кто похоронен в мавзолее и называли его мазаром Хазрети-Имама. Но никакого Хазрети-Имама никогда не существовало: это имя означает лишь "святой имам". Но словосочетание сохранилось до сих пор в названии более поздней мечети Хазрети - Имам, пристроенная прямо к мавзолею.
http://s40.radikal.ru/i088/0906/88/32443b0f3b1d.jpg
Во дворе мечети растет древний платан (чинара).
http://s55.radikal.ru/i150/0906/fd/929804c7c687.jpg
У ствола чинары таблички на узбекском от президента Каримова.
Вид на Дор - ут - Тиляват со стороны Дорус - Сиадат и мечети Хазрети - Имам.
На улице Шахрисабза.
Ещё.
Обратно в Самарканд я добрался через Китаб, до которого доехал на автобусе.
"Богат коврами, хлопком хлебом,
Цветущий край, зелёный край!
Друзья, кто в Шахрисабзе не был
Мы просим в гости: "Мархаба!" (с)"Ялла"
цитата: |
Ну как же? В Средней Азии базар (рынок) - это целая философия Искусство торговаться, место общения и прочее |
Да, базар среднеазиатский это целая жизнь.
Был в Ташкенте в 1987 году в конце декабря. Добирались с женой на огурце ил-86, поэтому окрестности не видел. У нас было вроде свадебного путешествия. Жена на курсы, а я сбоку припёку.
Погода была прохладная, днем 10-12 тепла, ночью около нуля. На следующий день в центре встретили доходягу русского. Он увидел нас, а мы шли, что-то зябко нам было и говорит вроде такого "Вы еще зимой в Воркуте не были". Мы ему "Вчера почти из тех мест, у нас -30"
А плов ташкенский сказка. В центре Ташкента есть (есть ли сейчас) ресторан Зарафшан, там около него всегда к обеду делали плов в казане. Мы вышли на запах, просим можно ли плова. Нам - уважаемые, через пол-часа подходите, плов подойдет. Приходим. Накладывают плов горкой, нет горой-горищей, отдельно куски сочной бараниниы и салат из редиски и в пиалах зелёный чай. Жена говорит я столько не съем, я тоже смотрю на эту гору с большими сомнениями. В ответ - съешь, уважаемая, и завтра придешь и столько же съешь.
Прав был чайханщик
TVasily ай спасиба, адназначна + топику
SergE
28 June 2010
5
Продолжая разгребать старые съемки я добрался до очень интересной поездки в Узбекистан. Осенью 2008 года там проходила презентация внедорожника Mazda CX9 и мне предстояло отснять пресс-кит. Как обычно мы поехали втроем прихватив с собой немного света и теплых вещей. Шмотки очень пригодились т.к. было очень холодно, иногда приходилось одевать все что было с собой. С погодой тоже как обычно «повезло», мало того, что солнце практически не выходило, так еще дождило практически все время. Ну хватит ныть, расскажу про страну. Главное ощущение, что мы вернулись в начало 90х. Про пластиковые карты люди даже не слышали, машины моют дети на улице тряпками. Если что-то нужно купить, идите на базар. Когда мы искали бумажные полотенца, нам было сложно объяснить что это и для чего они нам нужны. « Это такие рулоны типа туалетной бумаги только длинные)» Еще мы видимо скупили годовой запас средств для чистки шин. А для чего нам вода в баллонах мы им так и не сказали. Думаю нас бы не поняли узнав, что мы питьевой водой моем машину. С гаи было много интересных историй. В Узбекистане запрещено днем ездить с включенным светом, полностью запрещена тонировка, и надо было иметь какой-то эко талон. У Мазды свет горит постоянно по умолчанию, задние стекла затонированны, а экоталон мы покупать не собирались. Зато у нас была замечательная отксерокопированная бумажка на лобовом стекле с печатью на которой было написано Тест-драйв. Поэтому мы вели себя дерзко и со слова вы разве не знаете что здесь автопробег проходит? Вот поглядите а нас и бумага с печатью есть. Гаи республики в курсе, срочно отпускайте нас. В большинстве случаев прокатывало, но если не помогало, был секретный мобильный телефон который решал проблемы. Кстати в Узбекистане принято выходить из машины здороваться за руку с гайцем и уже после этого решать проблемы)). Кстати в Узбекистане действуют двукратные таможенные пошлины на машины, поэтому среди тысяч матизов и нексий мы на CX9, да еще и московскими номерами выглядели пришельцами. Перед выездом нас предупреждали, что движение в Ташкенте опасное и непонятное. Не знаю, нам понравилось. В основном конечно узбеки ездят как бараны, но нам это не мешало. Как нам объяснили зачастую для удобства они едут не между разметкой полос, а по полосам, выглядит забавно. За городом ездить реально опасно т.к. на встречу могут идти коровы или кто-то срезает путь по встречке. Вот забавная картинка с местных дорог
http://s46.radikal.ru/i114/1003/48/9653bbae7d45.jpg Из местной кухни мы уяснили, что в Ташкенте «черный» плов, а Самарканде «белый». Черный мы так и не попробовали, но белый великолепен. Забавным наблюдением было то как они пьют чай. По прикидкам они кладут в 3 раза меньше заварки чем мы, получается подкрашенная водичка. Местная валюта это тоже забавный момент. Когда мы разменяли 400 евро на местную валюту, получилось столько
http://i036.radikal.ru/1003/00/fb93ffd967a2.jpg пришлось носить в рюкзаке. В целом отличная была поездка, осталось еще много историй. Расскажу при встрече. Про съемку не рассказал? Могу еще поныть про то, что картинки надо было отдавать сразу на месте, поэтому снимали без склеек и прочих высоких технологий. Старались поснимать по больше общих планов и нестандартных композиций. Приятного просмотра.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Узбеки
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Вот в такой компании приходилось снимать, у узбеком отсутствует чуство такта.
SergE
А расскажите про местное ГАИ? Действительно ли невероятно докапываются до иностранных(по-ихнему) машин, как пишут на drom.ru?
Летом хочу осуществить мечту - махнуть в Казахстан, и думаю о том, чтобы и в Узбекистан заехать, так есть смысл соваться туда на своей машине, или лучше машину оставить в Казахстане, а в Уз-н двинуть пехом?
И, если в курсе, можно ли взять машину в прокат там?
Kings_Spirit
21 September 2012
1
Интересуясь про Мазду набрел на данный сайт. То что презентация проходила в Узбекистане радует, спасибо. Потихоньку осознают люди что природа Узбекистана рай на земле, с полноценными временами года! а про Коментарии автора на счет дикости населения - скажу бред и утрирования. 1. "Главное ощущение, что мы вернулись в начало 90х" то что вы ездили по кишлакам и видели простолюдинов, не отражает сущности всего народа. Уверен откуда вы родом таких сплошь да рядом. 2. "Про пластиковые карты люди даже не слышали, машины моют дети на улице тряпками." Про пластиковые карты знают даже в тех кишлаках в которых вы были проездом, 50% всей зарплаты по Узбекистану перечисляются на пластик. Заедете в город помоете машину в "американской" мойке. 3. "Когда мы искали бумажные полотенца, нам было сложно объяснить что это и для чего они нам нужны. « Это такие рулоны типа туалетной бумаги только длинные)»" зайдете в любой супермаркет найдете любые полотенца 4. Перед выездом нас предупреждали, что движение в Ташкенте опасное и непонятное. Не знаю, нам понравилось. В основном конечно узбеки ездят как бараны, но нам это не мешало." после кратного увеличения штрафов здесь все ездят как в Лондоне спокойно и неторопливо) так что про баранов не надо горячиться, молчим про Москву где все стоят, так что вам есть чему поучится;) 5. "Из местной кухни мы уяснили, что в Ташкенте «черный» плов, а Самарканде «белый»." Черный плов это чайханский плов, ташкентский плов самый вкусный и самый знаменитый плов в мире а самаркандский плов это так второго сорта плов, можно сказать что Узбекского плова вы не попробовали. 6. "Забавным наблюдением было то как они пьют чай. По прикидкам они кладут в 3 раза меньше заварки чем мы, получается подкрашенная водичка." В областях многие пьют зеленый чай, может вы его имели ввиду;) Про местную валюта согласен 400 евро это много бумаги:) Вообщем приезжайте в гости увидите настоящую узбекскую гостеприимность а которой турмены мечтают!