| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
staras
9 October 2015
3
Скажите пожалуйста, у меня оборвался один из 4 проводков на датчике (лямбда зонд) прямо у основания, наверное ветка, можно ли его припаять, не пострадает ли датчик??
припаять можно датчик не постродает вот только место пайки надо будет хорошо загерметизировать так как вода+постоянный ток =электролиз и соединение очень быстро развалится
Какой лямбда зонд 100% можно поставить так чтобы не хуже родного было и по резьбе подошло. Есть в магазине NTK универсальный и есть девяточно-десяточный BOSCH. Проблем с перепайкой не боюсь главное чтобы вариант был провереный и по парметрам всё совпадало. Десяточный всего 700руб. потому к нему больше склоняюсь. Какое ваше мнение?
IgorGhia
Я на Эскорт не родную с ТАЗа ставил, там 4-х контактная была и по резьбе подошла, только разъем переделать пришлось (это уже должен грамотный специалист делать)
На счет Фокуса: 3 раза тьфу не сталкивался...
Лёха Юричнет не силиконом... контакты неправилно подключили
, а еще бегал там, что-то тестером замерял...
А может кто знает код разъема, чтобы родные провода от датчика не резать.
IgorGhia
Ты для начала узнай можно ли на Фокус не родную лямбду ставить??? Ведь выше было написано про Хогду и Эскорт...
На американец перепаял и поставил второй датчик кислорода(который после катализатора) от ВАЗ2110. Работает нормально. Четыре провода, по цветам совпадают. И "чек" погас.
получается и первый и второй от ваза 16 клапанного подходят?
Вобщем имеем форд фокус 1 рос сборки двиг 1.8 зетек! Накрылся кислородный датчик хочу поменять на форд центре за него запросили 8 тыс что дороговато для меня предлагают поставить универсальный датчик? что можете сказать о нем можно ли его ставить или нет? и еще нужно узнать сопротивление родного датсика кто нибудь знает какое оно?
DEXRINATSTЕсли речь о первой лямбде, то подойдет от любой инжекторной 10-ки (четырёх проводной).
да первый лямда! хотя я просмотрел весь выхлопную систему второй так и не нашел. может не там искал?
Значит говорите подойдет от десятки? а по резьбе он идеентичен и сопротивлению он идеентичен?
DEXRINATST
кто то здесь писал что они все одинаковые и по одному приципу работают. Типа один стандарт)))
Себе тоже собрался менять, буду брать от десятки за 700ре.
U menja stoit Dva Lajmbda zonda!Odin na 4 provoda!Vtoroj na 2 provoda!
Menjal sebe na 4!
Stavil universlnij!
DEXRINATSTА вторая лямбда помнится только на американских фокусах и стоит, искать ее на руфукусе бесполезно - её просто нет в конструкции
Значит стоит одна лямда я так понял она идет четырех проводная? если брать от десятки инжекторной нужно крепление надо будет переделывать? если да то как узнать то можно переделать его?
Кто нибудь может ставил такой датчик напишите!
Всем привет! У меня стоит одна лямда хочу поставить вместо нее от десятки 4-проводной. Подскажите пожалуйста как правильно соединить провода какой к кому?!
И еще смотрел в магазине лямды от 10-ки там сказали есть нового образца и старого какой именно брать?
Привет Всем. Хочу посоветоваться. Не так довно купил ФФ из америки, двигатель SPLIT PORT 2L АКПП. Горит сигналка Чек Инжи. Старий хозяин сказал что навернут кислородный датчик. Диагностика подтвердила. Обрыв накала на датчике, но на каком из двух неизвестно. Если верить монуалам, то про этой неисправности, включается обходная программа. Движок работает нормально. Но раздражает горящая лампочка на панели приборов. Датчика стоит два, один перед катализатором, другой после на выхлопной трубе под двигетелем, если стоит защита движка то её не видно. Перед катализатором стоит 4-х проводная лямбда, а на трубе не помню, по моему тоже. Желательно поменять обе. В салоне даже не срашивал сколько стоит, уверен что на порядок дороже чем Десятошный. Если верить высказываниям на форуме то можно втулить Десятошные. Но тут подымается другой вопрос: во первых, десятошные лямбды расчитаны на пробег 30 тыс.км по паспорту, а во вторых не известно в коком состоянии сам катализатор (говорят на нашем бензине они долго не живут) а пробег Феди 180 тыс.км. Вот я и думаю а стоитли заморачиватся и тратить денги если и так всё работает нормально. Если кто с таким сталкивался поделитесь опытом, буду очень благодарен.
P.s Советы типа: заклей лампочку скотчем или отключи её не приемлемы, поменять пошивку конролера проблема, в салоне не берутся говорят нет оборудования, а в наших краях найти такого спеца проблема.
DARKFLAME
Берите старого образца.
4-х проводной.
Как замена, подойдет только для первой лямбды.
Kvan-7А для второй лямбды можно сделать обманку (это не сложно)
и лампочка гореть не будет.
MATOLAДык, расскажите всем секрет, раз это так просто.
А сколько живет этот датчик при условии что с машину использовали аккуратно и ремонтировали во время? Никто не знает? Ну хотя бы может какое-то усредненное число...
DARKFLAMEпровода соединяются по цветам
менял себе первую лямбду...
там есть трабл ее выкрутить
CDМне уже кто-то из форума сбрасывал инфо в личку, как сделать обманку на 2-ю лямбду, но я не помню кто. Зато инфо у меня осталось, там все доступно расписано. Если кому нужно пишите в личку, я сброшу
но есть риск что от такой обманки может накрыться катализатор
Pierre Скорее наоборот: 2-я лябда выходит из строя от неисправного ката. Да и вообще она стоит не перед ним а за...
MATOLA:
|
CD Мне уже кто-то из форума сбрасывал инфо в личку, как сделать обманку на 2-ю лямбду, но я не помню кто. Зато инфо у меня осталось, там все доступно расписано. Если кому нужно пишите в личку, я сброшу |
Непонимаю... почему здесь не выложить?
MATOLA
16 October 2008
dezruptorЯ могу и здесь выложить, только не знаю как
Информация в вордовском файле с картинками...
| Если размер меньше 100KB, то можно просто присоединить к посту. Если больше - то можно разместить на внешнем ресурсе и дать сюда ссылку, либо разместить на нашем сайте в разделе "Файлы". |
разница между верхним и нижнем лямда зондом на катализаторе??? FF1 американец автомат 2000.