| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
96odyvanchik69
17 May 2021
1
Приехала лямбда. Фишка с рожками подошла,ничего несрезал.
Показания такие,забыл стереть ошибки по нерабочей лямбде.
Svetlepivo
1 July 2021mobile
Добрый день, может кто-нибудь подскажет нормально датчик работает?
Вот не большое видео, это через Car Scanner, поездка по городу домой.
https://youtu.be/RX_Vhq7k_uc
Зараствайте ребята необходим совет по лямда зонд у меня Европеец 1,6 FYDA только одна мастер сказал что надо менять какая лучше брать mobiletron OS-B466P delphi ES20318-12B1
Varka-1822
У delphi ES20318-12B1 сопротивление нагрева 12 Ом,а должно быть 9 Ом.Check не загорится,но сканером покажет ошибку про сопротивление нагрева.Посмотрите какое сопротивление нагрева у старого лямбда-зонда(между белыми проводами).Я параллельно цепи нагревателя поставил лампу на 1 Вт. и ошибка пропала.Про mobiletron OS-B466P не подскажу.Мерьте мультиметром сопротивление нагревателя старого зонда.
Мастер сказал что лямбда умерла двигатель работает четко и ровно нет потери мощности только стал кушать больше топливо.
Сегодня поменял лямбда зонд нашел VEMO V25-76-0034 за 3500 р очень лехко открутлился.
bonuskiller
29 August 2021
столкнулся с интересной проблемой. Горел чек, установил, что неисправен 2 датчик кислорода, купил датчик бошевский. после катализатора нашел второй датчик, а вот фишки не могу найти. У датчика оборваны провода, а рядом примерно в районе сидения водителя из отверстия свисают ДВА проводка, не четыре!! Может кто знает где эта фишка? фокус немец 2001 год двухдверка.
96odyvanchik69
18 November 2021
В общем продолжение с не каталожными форсами 135сил в мотор 115 сил и китайским датчиком. До промывки лавром датчик постоянно показывал 0.92 вольта и висела ошибка по богатой смеси и через там какой та пробег вываливалась другая. Сначала 0132 потом заменялась на 0172.
После промывки лавром свечи и цилиндры не смотрел, проехал 250 км по трассе. И только потом глянул свечи, были в красном нагаре(типа железо?) заправку не менял. Ну и самое самое, кислородный датчик стал показывать значения 0.1 - 0.76 вольт (ошибки пропали).
А вот что случилось. Что та с форсами? Или закидало кислородный датчик?
На заметку тем кто будет промывать лавром.
sgarmas73
10 January 2022mobile
-1
Всем привет, сколько датчиков кислорода у 1.8 zetec ? И где они стоять ?
Oleg_KRSK
11 January 2022mobile
sgarmas73
Один на российской сборке, два на европейской
sgarmas73
12 January 2022mobile
-1
Oleg_KRSK
Получается один перед каталиком на выпуске что с под капота, а другой после ката ближе к ККП)?
Oleg_KRSK
13 January 2022mobile
sgarmas73
Да, всё правильно.
ediksultanov38
11 April 2022mobile
Здравствуйте, просветите пожалуйста ситуацию, у меня форд фокус 1 зетек 2.0 американец 2003 год, на машине заглушена егр и нет датчиков егр, ошибка по егр есть, эбу не родное без прошивки, на второй лямбе стоит обманка, катализатора нет, хочу спросить нужна обманка или нет
Majestic_999
13 April 2022mobile
1
Взял denso dox-1371 на Duratec 1.6, все подошло, работает нормально
Клизма
17 April 2022mobile
ediksultanov38
Если не перепрошито или нет датчиков, то все остальное бессмысленно.
Amadeos
20 June 2022
Всем привет!
Где-то на просторах форума видел скрин, будто лямбда при нажатии на газ должна рисовать прямую горизонтальную линию.
чет у меня такого не получается, машина прогрета.
Полез туда изза увеличенного расхода топлива.
Хотя на холостых вроде норм.
Amadeos
Прямая линия это на второй лямбде (если она есть) которая катализатор контролирует, а на первый как раз такая
filk
Спасибо, понял.
У меня одна лямбда.
получается расход повышенный не из-за нее... Попробую Бенз фильтр сменить и форсы промыть.. надеюсь поможет... А то расход за 15 литов выходит((
как проверит лямбду рабочая или нет. зитек.2.0 европеец. и что нить под замену если не рабочий. спасибо
БК сам определит неисправность датчика и выдаст ошибку, есть сканеры на али (недорого стоят) программа на смартфон FORScan бесплатная, если интересно там можно все посмотреть.
Sirega
какой сканер более нормальный не дорогой который точно подойдет
GarriBad
21 August 2023mobile
Ford F4ZZ9F472B. Кто нибудь себе ставил такой? Какие отзывы? Он с разъемом идёт?
GarriBad
29 August 2023mobile
На светофоре повышенные обороты ( до 3000), может заглохнуть. Явного расхода топлива не замечено. Двигатель как бы подстраивает. 1 лямбду заменил на ngk92107. Куда рыть? Как восстановить работу?
sultan0ff.e
29 October 2023mobile
Здравствуйте, подскажите пожалуйста номера верхних датчиков кислорода на зетек 2.0 американец акпп 2003 год, оригиналы и аналоги, может есть у кого информация какие подойдут без переделок
Xc2z9f472ba подскажите такая подойдёт? На верх
serdukovv880
20 November 2023mobile
Люди добрые выручайте, приобрел фокус 1, ситуация такая, что с проводкой начудили не плохо и проводов на первую лямбду нет совсем, подскажите, как откуда брать провода? С эбу, какие пины? Не могу запитать лямбду
Zired
17 December 2023mobile
Доброго времени суток. Заезжал на комп. диагностику проверить некоторые параметры, заодно проверили все подряд. Датчик выдает такую картинку
Диагност, увидев диаграмму, сказал, что датчик в принципе рабочий, но слегка некорректно работает. Пролистал ветку и вроде такая диаграмма и есть норма. Увидев напряжение, которое иногда заскакивает ниже предела, диагност якобы подтвердил свои слова
. Так все-таки диаграмма в норме или что-то с ней не так?