Уровень безработицы в России держится на исторически низкой отметке. По данным Росстата за июнь, этот показатель равен 4% — 3 млн человек. Осенью ситуация на рынке труда может стать хуже, говорится в исследовании Центра макроэкономического анализа и краткосрочной конъюнктуры, на который ссылается Forbes. Главные причины — это ограничение экспорта и импорта и отток высококвалифицированных кадров.
Рост безработицы ожидают в регионах, где основной вклад в экономику вносят автопром, полиграфия и печать, ювелирные изделия, леспром и изделия из дерева: главным образом в Курганской, Ульяновской и Костромской областях, Коми и Карелии. В зону риска попали также оптовая и розничная торговля. Но ситуация внутри секторов экономики явно неравномерная. В одних компаниях увольнения уже начались, в других, напротив, расширяют штат сотрудников, рассказали Business FM представители отраслей, которым предрекают кадровый кризис.
Гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов: «Производство потеряло свои основные рынки в Западной Европе и Северной Америке. Больше 50% продукции, которую производили российские фанерщики, вывозилось по этим направлениям. Соответственно, эти предприятия в серьезной ситуации, были сокращения. В Ульяновской области фанерное предприятие загружено на 40% от своего потенциала, а когда такая загрузка, речь идет о выживаемости. Вынужденные сокращения могут приобрести не то чтобы массовый, но очень значимый характер. Про мебельное производство: уровень продаж на уровне, позволяющем избегать серьезных сокращений, но этот уровень значительно ниже, чем в 2021 году».
Коммерческий директор типографии «Константа» в Белгороде Юлия Богатырева: «Очень большая проблема с поставкой бумаги. Бумаги в России производится совсем немного. Один завод производит мелованную бумагу, он некоторые позиции ограничивает. Соответственно, если у тебя нет сырья, ты ничего не можешь напечатать. Есть проблемы с макулатурным картоном, половина из которого производилась раньше в России, а половина — на Украине. Украинский завод не поставляет, а в России завод ограниченной мощности. Он находится в следующем состоянии: краски нет, самоклейка — под санкциями, переплетные материалы только европейские. Выживаем на чем можем. У нас не было сокращений, неплохо держимся. Это, наверное, связано с самим собственником: когда было совсем плохо, он просто выплачивал зарплату — и все работали. Многие маленькие компании закрылись, мы сохранили объем за счет этого и людей».
Владелец и президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев: «Российский рынок — это 240 млрд рублей, показатель среднегодовой. Из него 120 млрд рублей занимали западные бренды, которые сейчас приостановили свою деятельность. То есть освободилась значительная ниша. Эта ниша люксового сегмента составляет практически половину любого рынка. Она состоит из украшений стоимостью от 100 тысяч рублей до 2 млн рублей. На этом рынке российские бренды вообще практически не представлены, потому что ранее этот сегмент занимали Cartier, Bvlgari, Van Cleef, Tiffany. И что мы сейчас видим? Клиенты остались здесь, люди вполне расположены тратить деньги. Если говорить про нас, у нас в компании около 100 человек. Для нас это колоссальные возможности, мы полностью сейчас загружены работой. Мы сейчас ищем возможности для расширения, берем на работу ювелиров. Еще мы ищем возможность развить розницу, запускаем новый бренд. Мы полны энтузиазма, у нас все очень хорошо».
По данным исследования, в меньшей степени безработица возможна в металлургии, добыче угля, нефтегазовой отрасли, страховании, несмотря на то, что они подверглись санкциям. А самыми защищенными выглядят финансовый сектор, рыболовство и добыча полезных ископаемых.
Такой расклад сил на рынке занятости близок к истине, считает гендиректор компании Changellenge, член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Андрей Алясов: «наиболее стабильно все то, что связано с государством. Это действительно все добывающие отрасли, потому что там о...
x