Кредит лохов любит
Один из таких автосалонов – «Быстр авто» (название изменено — ред.) в Москве, куда обратились Григорий Костин с супругой за вожделенным «Ниссан Альмеро», прочитав завлекательное объявление в журнале. Встретивший покупателей менеджер Иван слегка разочаровал их, сообщив что «Альмеры» в нужной комплектации нет, но предложил взамен «Ниссан Тида». Недолго подумав, супруги согласились, тем более, что как сообщил менеджер, в автосалоне шла акция на эту марку авто – они продавались по 485 тыс. рублей. А у официальных дилеров эта машина стоила 545 тыс. рублей – разница весьма ощутимая.
Милая девушка по имени Наталья охотно оформила документы на получение займа в «Кредит Европа банке», в котором у клиентов уже имелась хорошая кредитная история. В общем, все было готово практически в считанные минуты, осталось только оплатить первоначальный взнос и выбрать автомобиль. И тут началось непонятное…
Григорий решил оплатить 30% стоимости, но менеджер Руслан предложил ему другой вариант: 200 тыс. рублей первоначального взноса, 30 тыс. рублей за дополнительные опции и 2,5 тыс. рублей за оформление документов. Причем 200 и 2,5 тыс. пойдут через кассу, а 30 тыс. – наличными из рук в руки. Потому что, якобы, автосалону запрещается брать деньги за установку дополнительных опций. Так как Григорий покупал машину в кредит в первый раз, его ничего не смутило, тем более, что человек, делающий столь значительное в своей жизни приобретение, находится в состоянии легкой эйфории и мало обращает внимание на детали.
Супруги заплатили деньги в кассу, а остальную сумму отдали наличными в кабинете офиса. Кстати, среди «дополнительных опций» оказалась и предпродажная подготовка машины, за которую ни в одном приличном автосалоне денег не берут. Тем временем машину готовили к выезду, и покупателей периодически отвлекали различными вопросами, так что сосредоточиться на финансовых вопросах было весьма трудно. Да и нужно ли, ведь дело решенное – машина уже в руках.
Оказалось, что было нужно. Когда Григорий приехал домой и, наконец, отдышавшись, взял в руки документы на кредит и договор купли-продажи, то оказалось, что он купил машину вовсе не за 485, а за 632 тыс. рублей. То есть, гораздо дороже, чем 545 тыс. у дилеров. Таким образом он переплатил от обещанной автосалоном цены 147 тыс. рублей, а также заплатил салону 87-тысячную «премию» от цены дилеров. Вот так распродажа!
Сам виноват?
Расстроенный покупатель понял, что его просто кинули на деньги, и решил не обращаться в автосалон, а пойти сразу к адвокатам. Григорий позвонил в адвокатскую контору. Там пообещали помочь. Подготовили документы и начали суд да дело.
Самое интересное, что второго экземпляра договора купли-продажи, который положено выдавать на руки покупателю, автосалон не дал. И Григорию пришлось добывать его всему правдами и неправдами, сказав в автосалоне что он нужен для оформления дополнительной страховки. Правда, ему дали лишь копию, без печати автосалона. Но ему еще повезло – его собрат по несчастью, еще один покупатель автосалона, с которым Григорий познакомился в процессе дела, вообще не получил экземпляра на руки, и так и не смог его выбить у продавца. В результате он до сих пор так и не смог подать в суд на авто аферистов.
В Таганском районном суде, где рассматривалось дело, чудеса продолжались. Представители автосалона заявили, что покупатель сам виноват в том, что невнимательно прочитал договор купли-продажи, и что никаких 485 тыс. рублей ему никто не обещал и обещать не мог – ну очень смешная сумма. Кстати, если бы Григорий покупал машину за наличные, он бы не смог не заметить разницы. Но, как выяснилось, этот автосалон работает только с кредитами, и если покупатель приезжает с деньгами, ему говорят что нужного автомобиля просто нет. Об этом пишет не один клиент на сайте «потерпевших» покупателей автосалонов «Быстр авто», который уже образовался в Интернете. Схема «кидалова» у всех похожая: деньги за первоначальный взнос и оформление документов через кассу, а за дополнительные опции из рук в руки в кабинете, и без всяких квитанций.
Но, как оказалось, квитанции – вовсе не гарантия, что деньги прошли официально. Во-первых, при ближайшем рассмотрении квитанции к приходному ордеру выяснилось, что суммы в 200 и 2,5 тыс. рублей проведены по разным бумагам, но под одним и тем же номером, что сразу навело на подозрения. Далее оказалось, что эти суммы через кассовые документы вовсе не проходили. Когда Григорий обратился в 9-ю налоговую инспекцию с этими квитанциями, сотрудники службы «сняли кассу», и установили факт ухода от налогов. Однако никакого наказания автосалон не получил, потому что, как пояснили в налоговой, истек «срок давности» этого налогового преступления – два месяца по существующему закону. А то, что бюджет не получил денег — дело третье, либерализация однако…
Дальше – больше, выяснилось что девушка, оформлявшая кредит, никакого отношения к «Кредит Европа банку» не имеет. А под документом стоит подпись совсем другого человека, который, якобы, был болен. Мало того, служба безопасности «Кредит Европа банка» не дала ей добро на работу с его клиентами.
Самое удивительное, что суд на все эти «мелочи» внимания не обратил, и отказал покупателю в иске к «Быстр авто». Но и это еще не все: суд принял решение, что покупатель «незаконно обогатился» за счет автосалона. Он, дескать, обратился в суд не имея на это никаких причин, поэтому должен выплатить автосалону 15 тыс. рублей. Вот такое фантастическое решение проблемы. Адвокаты только развели руками.
Полицейский эпилог
Отчаявшись найти правосудие, Григорий даже обращался в Роспотребнадзор, который провел проверку автосалона и тоже выявил ряд нарушений, в том числе, что на автомобилях отсутствовали ценники. Но никаких видимых действий в отношении нарушителя произведено не было – автосалоны «Быстро авто» работают по прежнему. А в Роспотребнадзоре незадачливому покупателю выдали бумагу о том, что нарушители наказаны, но как именно, рассказать отказались. Сказав, что меры наказания нерадивых продавцов – государственная тайна, и разглашаются они только по запросу суда. Но суду это оказалось неинтересным, как и все прочие «мелочи» автомобильного дела.
Правда, осталась еще надежда на решение дела УБЭП и прокуратурой Басманного района, куда Григорий вместе с другими обманутыми покупателями подал документы, но и она, скорее всего, «умрет последней». В полиции, когда принимали заявления, им сразу сказали, что это дело «бесперспективное». Однако уголовное дело на автосалон все же было заведено, Григория вызывали в УВД Басманного района к следователю и сообщили его номер, дали соответствующий документ, который теперь ему «душу греет». Это случилось полгода назад. Но 15 тыс. рублей автосалону по решению суда все-таки пришлось заплатить судебным приставам – куда деваться.
Как себя обезопасить
— Это вовсе не единичный случай, а скорее массовое явление, — пояснила «СП» адвокат Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова. — Порядка 60% денег в так называемых «черных автосалонах» проводится мимо кассы, и люди там попадают на такие суммы, по сравнению с которыми 147 тыс. рублей – просто копейки. Например, недавно был случай, как покупатель заплатил за самый дешевый иностранный автомобиль «Рено Логан», купленный в кредит, миллион рублей. Оказалось, что ему выдали кредит под 35% годовых. И это еще не потолок. Люди, покупающие дорогие иномарки попадают и на несколько миллионов, то есть, богатые тоже плачут.
А то, что уголовное дело открыто, вовсе не значит, что оно чем-то завершится. Потому что, как правило, УВД и УБЭП, которые находятся на территории, где расположен «черный автосалон», затягивают следствие до бесконечности. У нас в ОЗПП таких жалоб тысячи, но мы ничего не можем сделать. Обманутым покупателям остается только самим тормошить прокуратуру, жаловаться на затягивание дела и надеяться на чудо.
Единственное, что можно посоветовать тем, кто еще только собирается купить машину в кредит – не покупаться на низкую цену и ни в коем случае не обращаться в «черные автосалоны». В результате вы заплатите дороже и получите кучу проблем в придачу.
Кстати, «Быстр авто» — неофициальный дилер и однозначно «черный автосалон». Для того, чтобы это узнать, нужно просто набрать название в поисковике в Интернете и посмотреть данные. К примеру, у них продается 14 марок автомашин – ни один официальный дилер с таким количеством работать просто не может, потому что дилерские соглашения не позволяют этого. Могут быть только два-три наименования, но никак не десяток. Это первое, а второе – любого дилера можно проверить через представительство данной марки, в нашем случае это «Нисан» в России. И это тоже можно сделать через Интернет, позвонив на телефон «горячей линии» «Нисан», где вам скажут, официальный дилер или нет.
В принципе, этих двух мер вполне достаточно, чтобы подстраховаться от «серых дилеров», но можно еще попросить показать ПТС до покупки. Там должно быть максимум два посредника: после отправителя автомобиля должны идти дистрибьютор и дилер, а третьим должен стать покупатель машины. Но если указаны четыре посредника или больше, значит дело нечисто: это может быть все что угодно, вплоть до того, что машина окажется под залогом.
Подробнее:
http://news.mail.ru/society/6756374/?frommail=1x