Ситуация на «Форде» во Всеволожске вновь обостряется, несмотря на двухнедельный простой конвейера. К борьбе за права трудящихся подключился теперь и второй созданный полгода назад профсоюз, возглавляемый Алексеем Гуценко. «Первичка» при МПААП уже подготовила открытое письмо к Владимиру Путину и Борису Грызлову с просьбой вмешаться в ситуацию. Также в качестве одного из рецептов сохранения условий труда профсоюзники предлагают уволить 400 человек, нанятых специально для планировавшегося ранее расширения производства.
К 8 июня на ЗАО «Форд Мотор Компани» во Всеволожске должны вновь запустить конвейер после двухнедельного простоя и перейти на 4-дневную рабочую неделю. Против данной меры, обусловленной возможным дальнейшим падением продаж и необходимостью корректировать производство, уже протестовала 15 мая первая созданная на предприятии профсоюзная организация, возглавляемая Алексеем Этмановым и входящая в межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА).
Теперь, похоже, знамя борьбы решили подхватить и во втором намного менее многочисленном профсоюзе «Форда» - первичке при Межрегиональном профсоюзе работников автотранспорта и автомобильной промышленности (МПААП). Эта организация была создана полгода назад по инициативе депутата Всеволожского городского собрания Алексея Гуценко и объединяет в настоящее время около 30 работников предприятия.
Однако использовать «этмановские методы борьбы » - организовывать забастовку - в «первичке» Гуценко пока не готовы. В условиях кризиса, полагают они, она будет малоэффективной и «только может спровоцировать репрессии против рабочих после запуска».
«Это было эффективно в условиях экономического роста. Но сейчас, когда работодатель сам останавливает конвейер на две недели, забастовка вряд ли будет действенным методом »,- поясняет сам Гуценко.
Да и вообще в «первичке» в действиях господина Этманова видят в основном самопиар, «поскольку эта профорганизация склонна решать вопросы путем протестных действий и забастовок, к контактам местными властями не стремится, а их методы вполне можно сравнить с дубинкой».
Напомним и то, что само по себе создание второго профсоюза на «Форде» также сопровождалось громким скандалом. Как посчитал тогда лидер первого профсоюза Алексей Этманов, основной целью его создания была борьба с действующим профессиональным объединением, которое в прошлых годах проводило на предприятии громкие акции протеста, одной из которых стала остановка на сутки конвейера в 2007. Предполагалось также, что появление второго профсоюза, намного более лояльного к руководству, должно было сгладить конфликты между руководством предприятия и рабочими. Поговаривали сторонники Этманова и о том, «хотя вряд ли все-таки профсоюз создается по приказу директората, «скорее всего такая инициатива исходит от региональных властей». Итог дискуссии подвел тогда глава федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин, подчеркнувший, что «по закону, на предприятии может действовать несколько профсоюзов, но силу иметь будет лишь та, в составе которой 50% + 1 от общего числа рабочих».
Вот и сейчас в первичке Гуценко честно признаются, что наладить контакты с МПРА по-прежнему не удается, а потому решают идти своим путем – налаживать контакты с местными и федеральными властями. А по сему уже даже подготовили открытое письмо к высшему руководству страны председателю правительства РФ Владимиру Путину и спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову (а заодно и губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, который, напомним, ранее отказался вмешиваться в ситуацию на предприятии, считая, что это дело собственника и профсоюза). В нем профсоюзники предлагают организовать для решения вопроса о 4-дневке и «недопущения социального взрыва» трехстороннюю комиссию, куда предлагается включить представителя правительства РФ.
«На наш взгляд, эта комиссия должна выработать пути выхода из кризиса отдельного предприятия, в который оно попало из-за эгоистической корпоративной политики, которая не учитывает интересы страны, в которой находится производство , и рабочего коллектива»,- говорится в обращении «первички».
При этом, однако, в этом же документе отмечается и то, что « руководство завода фактически отказалось принимать государственную поддержку и концентрироваться на выпуске дешевой модели «Ford Focus Ambiente», в то время как она выпускается в ограниченных количествах и на нее в автосалонах на нее огромные очереди».
«Другие же модели, ценой от 380 тысяч, продаются свободно. Таким образом, получается, что по каким-то причинам, неясным нам, руководству завода выгоднее выпускать более дорогие модели, нежели направить свои силы на удовлетворение спроса населения и сохранение рабочего коллектива»,- заявляют в профсоюзе и предлагают увеличивать производство бюджетной трехдверки «Ford Focus», которую можно было бы, по логике «первичке» производить в пятый сокращенный день. (Напомним, что это предложение отнюдь не ново, с ним уже выступала ранее МПРА).
Кстати, в качестве еще одного метода, который поможет сохранить условия труда на предприятии, в первичке Гуценко предлагают и увольнение 400 рабочих, специально нанятых в конце того года для планировавшегося ранее расширения производства «Форда» по линии новой модели « Ford Mondeo». (Переход на 4-дневку приведет к сокращению зарплату на 20% с 22 тысяч рублей до 15-16 тысяч, сейчас с 25 мая до 8 июня рабочие получают две трети от зарплаты).
« С самого начала на «Форде» планировали выпустить в 2009 году около 83 тысяч автомобилей. Теперь же план уже снижен до 63 тысяч... а «Mondeo» собирается пока в тестовом режиме. Мы хотим, что работодатель нам объяснил, почему в угоду сохранения всех рабочих мест ухудшаются условия труда всего коллектива. Значит, надо уволить тех людей, которые набраны для расширения производства Увы, это законы экономики. Что поделать - им не повезло»,- мотивирует свою идею Гуценко.
В свою очередь, в руководстве «Форда» таким идеям несколько удивленны и не понимают, «чем эти 400 человек отличаются от остальных». Тем более, что по данным руководства «Форда», всего в рамках рекрутинговой компании по расширению было нанято около 1000 тысяча человек. Что же касается выпуска дешевых моделей, то здесь ситуацию объясняют просто - на них сейчас спроса.
Комментариев же от Алексея Этманова редакции 47News по поводу данных действий второго профсоюза «Форда» получить не удалось - он оказался недоступен.
На вопрос же что будет, если никакой реакции от федеральных властей не последует, в «первичке» МПААП отвечают с неохотой. Тогда все-таки единственным выходом станет забастовка, соглашаются профсоюзники. А ее инициировать в соответствии с отечественным законодательством сможет лишь профсоюз большинства- профсоюз Этманова.
Светлана Коваленко, 47News
P.S. Кстати, по информации Гуценко, к 8 июня «Форда» вынуждены будут уйти около 90 человек. Как пояснил лидер первички, в связи с переходом на новый график, руководство предложило рабочим новые места, однако они на изменение условий труда не согласились и предпочли уйти с завода.
В свою очередь, на «Форде» подтверждают, что к настоящему времени руководству предприятия поступили официальные заявления от 69 человек, которые отказались работать в режиме 4-дневной рабочей недели, а также отказались от предложенных им новых мест. «Им будут предоставлены все выплаты, предусмотренные в таких случаях трудовым кодексом»,- подчеркнула она.
http://www.47news.ru/2009/06/02/039/