Вентилятор охлаждения. (Р)

10 years




Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы.

Ситуация следующая. Проходил вчера ТО-1 (20.000км) и механики обнаружили следующую проблему - на пластиковом корпусе блока вентиляторов для обдува радиатора образовались две поперечные трещины, сверху и снизу. В принципе все держится и вроде как не отваливается, пока.. Но посоветовали поменять... Проблема в том что корпус отдельно от хмм.. "механизма" отдельно не выпускается, т.е. блок вентиляторов продается "в сборе" и стоит у дилера (NYM) 316 баксов... что совсем меня не радует... Исходя из это помогите плиз ответить на следующие вопросы:

1. Стоит ли вообще заморачиваться по поводу данной поломки?
2. Если не менять то что макс. может произойти? =))
3. Можно ли купить дешевле оригинальную запчасть и где?
4. Или можно починить самому, например "холодной сваркой"?

И пара правовых вопросов касаемых данной темы... Автомобиль застрахован по-программе АВТОКАСКО. В июле этого года произошла авария следствием которой стала замена крыльев, блок-фар, капота и ОБОИХ РАДИАТОРОВ - двигателя и кондиционера, ВЕНТИЛЯТОР БЫЛ ЗАВАЛЕН И ПРИДАВЛЕН, однако в направлении на ремонт и при согласовании со страховой компаниией о повреждении речь не шла.. Но ведь могла появиться небольшая трещина которую могли не заметить, а в данный момент она увеличилась от вибрации??
1. Можно ли предъявить страховой компании??
2. Или есть возможность оформить НОВЫЙ страховой случай??

Заранее спасибо.. Извините что много всего, пробило...
вентилятор охлаждения, вибрация от вентиляторов, гудит, вентилятор радиатора, система охлаждения

avatar
Icehead
27 October 2005

Вентилятор охлаждения. (Р)
426,8K
views
378
members
1,8K
posts

avatar
short_circuit
9 November 2017


фото казённой части переключателя направления
фото не моё, честно утащено с сайта какой-то разборки
posted image
avatar
max_470
9 November 2017


short_circuit
полез в схемы и американские форумы и понял, что неправ.
это реально датчик подкапотной температуры, чтобы включить вентилятор, если после остановки и глушения двигателя - под капотом сильно жарко.
Эта штука появилась в рестайле Европейском, до 2001 года ее нет, судя по всему, это была уже доработка, видимо на рестайле были жалобы )
Судя по всему, если на выключенном движке замкнуть контакты этого сенсора - включится вентиль

А схема зарядки аккума берет показания температурные с датчика всасываемого воздуха, устанавливаемого в ДМРВ.
jkL
9 November 2017


short_circuit
Ну это сделано для людей, которые ни бум-бум вообще, чтоб у них гарантированно очистило стекла. А те, кто шарит, могут просто чуть-чуть недокручивать крутилку. Поток воздуха все равно будет на стекло, потому что заслонки движутся уже при выводе переключателя из положения стекло/ноги. А кондей включаться не будет.
avatar
short_circuit
9 November 2017


max_470
так точно. Вот и я про то же

jkL

цитата:
Ну это сделано для людей, которые ни бум-бум вообще, чтоб у них гарантированно очистило стекла.


ну вот представьте себе ситуацию: весна-осень. На улице дубак. Машина холодная, печка пока что не греет. А тут ещё и кондей включается. На@#я он мне нужен? Я уж лучше сам, кнопочкой его включу, когда мне надо будет.

кстати, на моём Кряйслере такое же было. Только наипать его оказалось куда как тяжелее
статейка на Драйве
mpuxmip
10 November 2017


Может кто подскажет. ФФ1 1,6 литра. 2005г.в. Один большой вентилятор охлаждения радиатора. На максимальных оборотах, когда машина нагреется очень существенная вибрация. Сначала даже подумал, что двигатель застучал. Что это может быть?
avatar
short_circuit
10 November 2017

1

скорее всего, от крыльчатки отломился кусок нужной пластмасски :=).
Либо мотор имеет сильный люфт.

менять на вентилятор в сборе, можно и сдвоенный. Снимать крыльчатку без крайней необходимости настоятельно не рекомендую: может появиться вибрация и биение, если их не было

если будете искать б-у, то проверяйте прямо на месте
avatar
Svetlepivo
24 November 2017mobile


Скажите от 2.0 подойдет ли на 1.8 весь полностью в сборе вентилятор?
avatar
Oleg_KRSK
25 November 2017mobile


Svetlepivo
Конечно подойдёт
mpuxmip
12 January 2018


Напишу свою проблему и решение.
Около года назад стал замечать, что работая на холостых включается вентилятор охлаждения двигателя. Я это определил по шуму, появился шум, которого раньше не было. Первое рассуждение зафиксировало ситуацию на том, что это нормально. Машина стоит, ветер не обдувает радиатор, включается вентилятор. Далее покажу, что это было ошибочное заключение.
В течении года проблема усилилась. Вплоть до того, что однажды двигаясь со скоростью 60км/ч я услышал странную вибрацию, как от шипованных колес, только сильнее. Изучение причин вибрации показало, что это вибрирует вентилятор. Это мне показалось уже не нормальным, что в движении я услышал вибрации вентилятора. Далее эти шумы стали пугающими. В пробках вентилятор работал громче двигателя.
Я такой человек, что не решаю проблему просто заменой машины или, в данном случае, вентилятора. Цена вопроса стоит того, чтобы разобраться. В данном случае новый вентилятор стоит от 6 до 8,5К рублей. Я должен быть уверен в том, что эти траты необходимы.
Один из этапов решения этого вопроса было замыкание контактов реле. При их замыкании и вращении вентилятора на 2 скорости, вибрации были не существенны. Однако в движении вибрации снова проявлялись. Через какое-то время я сообразил, что в движении напряжение бортовой сети больше на 2 - 2,5 вольта, а мощность и скорость вращения вентилятора пропорционально квадрату этого напряжения. Т.е. вентилятор на заведенном двигателе вращается сильно быстрей, а значит и вибрации могут быть больше.
Еще, раз ест вибрации, значит их что-то обеспечивает. В данном случае это грязь на крыльчатке. Первый раз я тщательно помыл вентилятор тряпочкой с водой не снимая с машины. Однако проблема не исчезла. Все это уже очень сильно подвинуло меня к покупке нового вентилятора. Я даже стал изучать варианты, так как крепление у вентиляторов разное. Однако, мысль о том, что я не все до конца сделал, не дала мне это сделать. Все же я заставил себя второй раз снять вентилятор. Это заняло 5 минут. Осмотр вентилятора в спокойном состоянии, когда не куда не торопишься, когда есть условия, показало, что вентилятор довольно грязный. И крыльчатка и кожух и блок резистора. Кстати, блок резистора для меня был загадкой до самого последнего времени. Хоть я читал форум, хоть и инженер по образованию, как-то не сообразил я понять смысл этого резистора. Теперь, когда я все же его понял, стало ясно, что это не знание меня удерживало от быстрого решения проблемы.
Итак, когда я снял вентилятор, я увидел что он весь довольно грязный. Налет грязи, песок. Я решил его отмыть самым тщательным образом, чтобы вопрос с дисбалансом от грязи исключить. Именно это я и проделал. Снял всю электрику, а пластик засунул в посудомойку. Пока пластик отмывался изучил состав электрической части. Двигатель вопросов не вызывал, а вот назначение блока резисторов меня смущало. К этому блоку идут два провода. Сам блок состоит из спирали и электронной детали. Спираль это явно резистор повышенной мощности рассеивания тепла, но что это за второй элемент. Оказалось, что это термопредохранитель. Когда ток в цепи выше допустимого, этот предохранитель разрушается и размыкает цепь. Он одноразовый. Скорее всего, его ток разрушения гораздо больше тока плавления предохранителя в этой электроцепи автомобиля. Он скорее всего является последним редутом защиты от пожара.
Это понятно, но как теперь все это связать в одну логическую цепь? Я понял, что не понимаю смысла двух скоростей вращения вентилятора.
Но продолжу... Когда я помыл вентилятор и собрал его, все это я поставил на машину обратно. Проверил вращение вентилятора на заглушенном двигателе(нарпяжение 12В в сети), а также на заведенном двигателе(напряжение 14,5в). Замыкал контакты реле вручную. Потом решил проверить все уже в штатном режиме. Т.е. завел машину и ждал пока двигатель нагреется и вентилятор включится сам. Не дождался. На холостых оборотах вентилятор не включился, потому что двигатель не нагрелся. Лишь только тогда, когда я подержал обороты двигателя 2,5К около 10 минут, вторая скорость вентилятора включилась. Далее я снова ждал, пока он будет включатся, уже на холостых, но этого опять не произошло. Все это натолкнуло меня на следующие мысли...
Вибрация вентилятора на максимальных оборотах будет всегда чувствоваться. Если еще налипла грязь на лопастях вентилятора, то эта вибрация будет больше. Однако, на второй скорости вентилятор должен работать лишь в специфических случаях. Он либо вообще не должен работать, либо работать на первой скорости, которой хватает для подавления нагрева двигателя, но не доставляет дискомфорта водителю. Именно в этом смысл первой скорости. Почитал, что раньше такого не было на машина. Да и вспомнил, что на советских машинах действительно не редко было слышно работу вентилятора, особенно летом. В современных машинах с шумом от вентилятора борются наличием двух скоростей у вентилятора. И вторая скорость включается только тогда, когда машина находится в чуть ли не аварийном режиме работы двигателя, к примеру буксует или стоит в жаре в пробке.
С учетом такой гипотезы, я понял, что все же у меня была какая-то неисправность, потому что второй режим у меня включался когда машина просто стояла и работала на холостых. Блок резисторов был покрыт грязью. Грязь покрывала спираль. Возможно, во влажных условиях этот налет становился гораздо более токопроводящим и по сути резистор мог уменьшать свои свойства, т.е. на первой скорости вентилятор вращался как на второй. Возможно радиатор был забит, хотя я слежу за машиной и до такой степени не запускаю технику. В этой части вопрос еще открыт, так что буду наблюдать.
avatar
short_circuit
12 January 2018

1

mpuxmip

всё верно, но есть пара маленьких поправочек:

1. напряжение от скорости не зависит. Точнее, не должно зависеть при исправном генераторе
2. спиралька, да, балласт, включается последовательно, чтобы получить малую скорость. Одноразовый термопредохранитель нужен для недопущения возгорания, если вентилятор подклинивает и спиралька раскаляется докрасна в горючем пластике.
3. Жёстко пускать вентилятор на полную скорость плохо ещё по электрическим соображениям: ток пуска достигает 150-250А, и вся проводка встаёт на дыбы от такого издевательства. На ино практикуется 2-скоростной 3-щёточный вентилятор, или последовательное-параллельное переключение 2х вентиляторов, либо балласт, для получения малой скорости.

ну так вибрацию удалось победить помывкой, или нет?
mpuxmip
12 January 2018


цитата:
ну так вибрацию удалось победить помывкой, или нет?

По предварительной оценке - удалось. Нужно еще понаблюдать в разных ситуациях.
Все же я хочу проверить гипотезу о том, что вторая скорость вентилятора это не основная. Заведу сейчас машину, открою капот и посмотрю, включается ли вентилятор в первом режиме или сразу включается во второй. Судя по вашим словам, первый режим может быть нужен, чтобы ограничить стартовые токи и с первой скоростью вентилятор никогда не вращается постоянно. Предпусковая скорость... Позже сообщу что увидел по факту.
avatar
short_circuit
12 January 2018


у меня, 2я (полная) скорость включалась за лето всего пару раз
mpuxmip
12 January 2018


short_circuit
Я тут подумал, что ни разу не видел как вентилятор на первой скорости вращается. Более того, видел как на нагретом двигателе вентилятор из положения покоя включался сразу во вторую скорость. Вот такое я видел. Хотя по идее должен сначала включиться на первой скорости, а уж потом на вторую переходить, если эффект не достаточный.
Сегодня не получилось, завтра попробую провести эксперимент по нагреву двигателя и попытаюсь поймать первую скорость. Если этого не произойдет и включится сразу вторая, придется мою гипотезу корректировать.
avatar
short_circuit
12 January 2018


вторая (полная) скорость включиться без первой, может только в случае неисправности первой скорости.

Ну или в случае обрыва датчика температуры двигателя, когда комп не знает температуру двигателя, и, чтобы его не закипятить, врубает вентилятор навсю и напостоянку.

лично я отлично слышу и 1ю и 2ю скорость
avatar
short_circuit
12 January 2018

1

2я скорость включается штатно только тогда, когда 1я не справляется. Т.е. 1я скорость - это не 2-ступенчатое включение навсю, а отдельный режим, почти всегда, её за глаза достаточно, и 2я скорость не включается
avatar
short_circuit
12 January 2018


кстати, проверить исправность малой скорости можно и принудительно: выдернуть соответствующую релюшку, и замкнуть проволокой контактную часть в её гнезде. Либо выдернуть релюшку, выковырять её из кожуха, воткнуть в голом виде в блок предохранителей, и пальцем нажать коромысло якоря.

то, что у Вас не включилась малая скорость, скорее всего, говорит о её неисправности. Грязь точно на это не могла повлиять. Скорее, я поверю в перегрев спиральки и срабатывание одноразового термопредохранителя по этой причине

также включить малую скорость можно программно через OBD2 адаптер и программу FORSCAN
mpuxmip
13 January 2018


short_circuit
убедительно написали. Сопротивление терморезистора как положено около 0,5 ома я померил. Завтра попробую поискать первую скорость.
avatar
short_circuit
13 January 2018


спиралька - это не терморезистор. Это просто_резистор, мощный очень.
грязь никогда не даст такого низкого сопротивления, чтобы повлиять на кусок толстой проволоки
mpuxmip
13 January 2018


short_circuit
согласен, если бы грязь и начала пропускать ток, то она быстро бы высохла, нагревшись.
Сегодня попробовал запустить вентилятор на первой скорости. Не смог. Замыкаю контакты реле R45 и ничего не происходит. Не стал рисковать, пока не найду схему и не пойму логику включения первой скорости. Схему найти не могу. Есть схема с одним вентилятором и одним реле(односкоростной). Есть схема с двумя вентиляторами. А схемы с двумя реле и одним вентилятором найти не могу. Нужна помощь.
mpuxmip
13 January 2018


short_circuit
Пришел с испытаний. Нашлась проблема - на вентилятор не приходит питание с реле R45 для первой скорости. Видно что в колодке контакт этот оплавлен. Прозвонил напрямую - контакта нет. Видимо по этому и первой скорости нет. Попробую найти место разрыва.
avatar
short_circuit
13 January 2018


да там должно быть всё просто: малая скорость - через балласт, полная скорость напрямую

видимо, реле малой скорости горело, и выгорела колодка

если не удастся эти провода выдернуть вниз, чтобы нарастить, то можно попробовать продублировать эти цепи снаружи

главное, чтобы комп включал катушку реле, а силу уж можно и заново выполнить снаружи блока предохранителей
avatar
short_circuit
13 January 2018

1

т.к. вентилятор сидит на минусе, то можно попробовать вынуть спиральку, и подать + с батарейки сначала на один, затем на другой её вывод
mpuxmip
14 January 2018


short_circuit
провел сегодня очередной этап диагностики. Попытался найти обрыв в коробке реле и предохранителей под капотом. Визуальный осмотр показал, что реле R45 для 1ой скорости не имеет признаков оплавления. Также нет этих признаков в колодке для этого реле. Контакты реле R46 для 2ой скорости имеют признаки оплавления, но приемлемые. Из этого я делаю вывод, что никаких критичных токов через реле R45 не протекало. Возможно, что оно вообще не работало никогда, хотя эту гипотезу исключает факт оплавления контакта в разъеме на вентиляторе.
Коробка предохранителей очень не удобное для диагностики место. Видимо этот узел не предусматривает штатного разбора в обратном порядке. С трудом прозвонил провода. Плюс от первого силового контакта реле R46 подается на второй силовой контакт. С него идет два провода. Точной схемы у меня нет именно для случая с одним двухскоростным вентилятором, а есть для двух других случаев. На этих схемах вижу, что провод после 46 реле разделяется и идет на два разных предохранителя. Видимо уже с предохранителей, которые защищают цепи от возгорания, провода идут на вентилятор. С того предохранителя F65 провод по идее должен идти на вентиляторный резистор(1я скорость). С предохранителя выходит зелено-желтый провод, а вот на колодке вентилятора приходит зелено-белый. По схеме видно, что есть узел разделения зелено-желтого провода. Возможно в этом месте от нагрева произошло размыкание цепи. Но нужна точная схема, мои рассуждения базируются на предположении.
Еще смущает четыре провода подходящие к вентилятору в колодке. По логике, один есть заземление, два других это две скорости, для его нужен четвертый? Возможно это технологическое решение. Т.е. в вентилятора два провода идут как контакты двигателя, а два других провода идут как контакты сопротивления. коммутируются они за пределами вентилятора. Нужна точная схема.
posted image
mpuxmip
14 January 2018


short_circuit
Почитал тут в темах и вижу, что если без ума подключить, можно и пожар устроить.
avatar
vzm
14 January 2018


M
mpuxmip:

Нужна точная схема

Такая пойдет?
posted imageposted image
насколько я помню если вентилятор один то он включается через резистор на первой скорости и напрямую на второй (вторая схема, позиция second fan)
avatar
max_470
15 January 2018


vzm
неважно сколько вентиляторов стоит. есть одновентиляторный с двумя скоростями, есть двухвентиляторный - он ТОЖЕ с двумя скоростями.
но для простых комплектаций без кондея есть одновентиляторный, там меньше лопастей вентилятора, но, сдается мне, и там тоже две скорости.
Все это взаимозаменяемо, во всяком случае, одно- двух- вентиляторные для версий с кондеем. У меня были двухвентиляторные, потом подвернулся одновентиляторка оригинальная. Поставил - жужжу дальше )
mpuxmip
15 January 2018


vzm
Спасибо, дорогой. Я именно на этой схеме и остановился. Только в ней нужно убрать первый вентилятор. Сейчас пойду проверю на автомобиле свои гипотезы. Был удивлен, что из массы схем, моего варианта(точного) нет.
max_470
Очень не уверен, что все взаимозаменяемо. Если вентилятор с двумя моторами, то должно подходить к нему 6 проводов и логика работы реле будет меняться. Если бы я купил просто двухмоторный вентилятор, то он бы не работал как нужно.
mpuxmip
15 January 2018


max_470
Вернулся с практических испытаний. Выявил, что в жгуте к вентилятору идет все же 6 жил. Т.е. мой аргумент о том, что идет 4 жилы ошибочен.

vzm
Прозвонил контакты, все соответствует схеме приведенной вами выше, кроме того, что мотор вентилятора один.

После всех манипуляций, удалось запустить вентилятор на первой скорости, путем замыкания силовых контактов реле R45, что соответствует схеме. Странно, но когда я раньше замыкал эти контакты вентилятор не вращался. Именно это стало причиной моих изысканий. Прозвонил катушку реле R45 - сопротивление в норме(около 50-100Ом). Чтобы убедиться в том, что все работает штатно, нужно поймать работу вентилятора на первой скорости и зафиксировать отсутствие работы вентилятора на 2ой скорости в обычных температурных режимах, чтобы просто на просто я не видел более работы вентилятора на 2ой скорости. Именно это стало причиной моего внимания к работе вентилятора в принципе. Подозреваю, что если бы вентилятор работал штатно, то я бы не делал всего того, что я делал.
Пытаясь сформулировать гипотезу неисправности, предположу, что возможно при работе вентилятора на 1ой скорости, контакт в колодке нагрелся и окислился. В итоге произошел разрыв цепи в этом режиме. После этого, вентилятор стал работать только во втором режиме, что я и наблюдал. При первых моих манипуляциях с обоими реле именно это я и наблюдал - первая скорость не включалась. После этого, я не однократно размыкал колодку и возможно контакт появился.
Вторая гипотеза в том, что само реле первой скорости не работает. Буду наблюдать за этим, чтобы принять решение о дальнейших действиях.
mpuxmip
16 January 2018


Закончил эксперименты. "Поймал" первую скорость вентилятора. Действительно, логика работы вентилятора как я писал выше. Сначала включается первая скорость. Если ее достаточно и температура опускается, то вентилятор выключается. Если же не достаточно, то включается вторая скорость. Подозреваю, что у меня просто подгорел контакт в колодке вентилятора. Вопрос считаю закрытым. Всем спасибо.
Vladimir-spb
20 February 2018


Помогите разобраться.
Заменил термореле ( поставил от шнивы ).
Проверил forscan-ом работу вентилятора , запускается и на первой скорости и на второй ( значит реле работают ? )
Завожу мафыну ( в режиме теста ) , врубаю нагрузку по максимум , жду ... жду ... темпа 112, а вентилятор не врубается на первой скорости, стрелка начинает движение к красной зоне.

Куда копать ?

2 people online

2 people online

Log in to leave a message or Sign up


up