А в канун старта сочинской Олимпиады российское правительство подошло слишком уж щепетильно к вопросу об автодорогах в регионе, хотя общее состояние главной автодороги М4 «Дон» давно уже вызывает справедливые нарекания автолюбителей и водителей-профессионалов. Дорожное покрытие федеральной автотрассы с 50-х годов прошлого столетия не знает капитального ремонта. Асфальт уже не может выдерживать колоссальные нагрузки от большегрузных машин и междугородных автобусов, частота проезда которых по М4 за последние полвека увеличилась почти в 100 раз!
Поэтому вполне понятны стремления федеральной власти привести в надлежащий вид одну из главных транспортных артерий Юга России. Поэтому вместо столь «милого сердцу» российского автомобилиста «ямочного ремонта» на кубанском участке автотрассы «Дон» начались широкомасштабные работы по реконструкции автодороги и созданию современной инфраструктуры.
Цель этой реконструкции, по версии госкомпании «Российские автомобильные дороги» (Автодор) — это «формирование участка скоростной автомобильной дороги федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности, повышение уровня содержания дороги в соответствии с потребностями экономики и населения как непосредственно Кореновского района, так и страны в целом».
Слов нет, формулировка буквально обескураживает своей безукоризненностью..., если бы не одно обстоятельство, из-за которого территориальное управление «Автодора» в Краснодарском крае оказалось ответчиком в суде. А все дело в том, что жители не только Кореновского района, но и остальных пяти районов, через которые проходит федеральная дорога, выразили несогласие с планами ГК «Автодор» общедоступную трассу делать платной автомагистралью. И не потому, что люди против платных дорог, а потому что должна быть альтернатива, которой нет. Не знаю, как там насчет «страны в целом», но население пяти районов Кубани с трудом пытается в живописной картине масштабных работ на автодороге М4 «Дон» (на участках 1259-1319 км, 1373+906 и 1383+036 км) усмотреть хоть какое-нибудь «соответствие с потребностями».
23 июня 2011 года местоположение платных участков автодороги было согласовано на совещании у вице-губернатора Александра Иванова, который поставил свою подпись под протоколом совещания вместе с председателем правления ГК «Росавтодор» Сергеем Костиным. На совещании присутствовали главы Крыловского, Павловского, Динского, Выселковского и Кореновского районов Краснодарского края, которые заявили «о необходимости сохранения обеспечение транспортной доступности населенных пунктов и связей разобщенных территорий по автомобильной дороге М4 «Дон». Более того, в п.5 протокола совещания госкомпании поручено «на стадии разработки комплексного проекта обустройства участков платного проезда провести детальное обследование альтернативных бесплатных маршрутов с определением видов, объемов и стоимости работ, необходимых для приведения параметров автомобильных дорог в нормативное состояние». То есть, на тот период в проектной документации (полное название проекта — «Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 „Дон“ — от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1195 — км 1319, Краснодарский край») предусматривались и обеспечение транспортной доступности, и организация альтернативного маршрута для бесплатного движения.
Однако, несмотря на эти все прежние договоренности и согласования, в 2013 году «Автодор» «вытаскивает на свет божий» новый проект, в котором уже нет речи, ни о каких-либо сходах и переездах. Также заметим, что в проекте нет никакого упоминания об альтернативной автодороге бесплатного пользования, которой должен обеспечить все попутные населенные пункты собственник автомагистрали, то есть «Автодор». А этого тоже требует закон. И на это тоже должны быть выделены средства из федерального и регионального бюджетов.
Примечательно, что этот проект не прошел государственную экспертизу, но именно по нему готовилась рабочая документация для генподрядчика.
С одной стороны, действительно: ни Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...», ни Правила дорожного движения РФ не допускают наличия примыканий, перекрестков на одном уровне с автомагистралью, либо платной автодорогой. Таковы требования безопасности дорожного движения. В таких случаях допустимы лишь разноуровневые пересечения, такие как эстакады, тоннели или мостовые переходы.
Госкомпания «Российские автодороги», ссылаясь на законодательство, в рамках которого намерена реализовать проект реконструкции, сама же законодательство и нарушает, приступив к работам по проекту, не прошедшему госэкспертизу. Нарушает и тот закон, на который ссылается — № 257-ФЗ. В пункте 1 ст. 37 Закона четко указано: «Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги». Увы, прока это требование не выполняется.
Реконструкция автодороги М4 «Дон» затеяна именно сейчас не случайно. До старта сочинской Олимпиады осталось меньше двух месяцев, и автодорога М4, проходя по территории Павловского, Кореновского и других районов, тоже, оказывается, имеет отношение к спортивному форуму. Правда, по плану реконструкция участка 1250-1319 км должна быть закончена не раньше лета 2014 года, но это уже и неважно. Неважно, что наплевали на права и интересы жителей пяти районов. Важно, наверное, «засветиться» в лучах яркого раскрученного брэнда — Сочи-2014, а люди пусть потерпят. Ведь все это не для себя делается, а «для нужд Российской Федерации».
http://m4don.info/?p=6541x