Прага…Замечательный во всех отношениях город. Выходишь так из самолета, а там – почти весна, а это 31 января, да после метельной холодной Москвы, после отломанной ножки чемодана славными грузчиками Аэрофлота… Песня… Конечно, отель, да и пусть что 3 звезды, пусть далеко от центра – не важно, но это ж уже Европа… Впрочем, и весной тоже хорошо, весна там начинается как-то так...сразу и по-настоящему.
Узкие улочки Градчан, вымощенные еще при Карле каком-то там, везде памятники святому Яну – епископу. Он под пытками не выдал грехи жены тогдашнего монарха, за что и был сброшен во Влтаву с Карлова моста. Так вот стал примером добродетели всяческих положительных качеств, ему и памятники ставят с нимбом и звездочками, так вот первый памятник, встреченный нами на нами экскурсии был именно ему – но без нимба, очевидно, туристы спилили. Был монастырь монахов-виноделов со специальным узким выходом-скатом с черного входа для передегустировавших вина гостей. Пронизывающий до костей ветер не позволял внимать экскурсоводше – уши сразу стали трубочками, но некоторый моменты запечалились: последние лучи заходящего солнца на колокольне храма, дом с подрисованными на фасаде окнами – с одной стороны, соблюли стиль, с другой – лишнего не нарезали. Красиво – не то слово. Но очень много всяких НО, да мы, простые россияне, привыкли, что по городу передвигаются в модельной обуви, а вот коренного европейца легко можно было отличить по спортивным кроссовкам и рюкзакам. А мы любовались красотами, безжалостно отбивая набойки и царапая носки.
Потом был собор св. Вита. Кафедральный собор св. Вита, самый большой
собор Праги, основанный на месте ротонды в 10 веке, выросший до огромного, впечатляющего своим размахом готического храма. Он не просто впечатляет, он поражает и лишает дара речи. Если стоять рядом с ним – никакая гимнастическая растяжка не позволит увидеть самую высокую точку. Особенно внушителен он изнутри, заставляет вспомнить уроки истории и проникнуться атмосферой. Там можно наиболее подробно рассмотреть мозаичные витражи. Их очень много, и каждый из них – целое произведение искусства 16 века. Если верить гиду, то в галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора. Собор Св. Вита служил усыпальницей чешских королей и пражских епископов. Перед главным алтарем в неоготическом стиле (1873 г.) установлен белый мраморный саркофаг (1589 г.) императора Фердинанда, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. В подземной королевской крипте находятся саркофаги Карла IV, его четырех жен и детей, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Ладислава Погробека, оловянный гроб Рудольфа II и гроб Марии Амалии, дочери Марии-Терезии. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.).
Вернусь мыслью к достопримечательностям историческим… Запала в душу вторая пешая экскурсия по городу – было солнечно, казалось, внезапно, вначале февраля наступила весна, хотелось улыбаться каждому дому на Золотой улице, помахать рукой Астрономическим часам, любоваться, в общем-то, трагичным памятником как бы сейчас сказали «жертвам гуситского движения», потрогать каждый из 27 крестов на мостовой, напоминающих о какой-то там исторической казни.
Была еще поездки в замок Сихров. Не пытайтесь допытаться кто такие эти сихры – на самом деле «Сихров» - значит «продуваемый ветром». Подтверждаю, продувается, как тополь на Плющихе. У чехов, знаете ли, вообще не принято отапливать исторические памятники. Но замок хорош несказанно: там и легенда о «внезапно исчезнувшей хозяйке», ну все очень просто: горевала-горевала об умершем дитятке, не ела-не пила, а потом просто исчезла, а теперь ходит-бродит. Черная Берта зовут, увидите – передавайте пламенный привет.