На наших дорогах
- Конечно, уроды есть везде, и среди дальнобойщиков тоже. Но это уж не знаю, как надо быть обязанным менту, чтобы ввязываться в такой блуд. Не могу сказать, что водители больших машин заодно с водителями легковушек - нет, никогда такого не будет. И нынешние дальнобойщики предупреждать легковушки о машинах ГАИ считают ниже своего достоинства (других дальнобойщиков можно известить по рации). Но еще больший абсурд - представить, что они скооперируются с гаишниками для такого мелкого доения.
Хороший пример, когда дальнобойщики ведут себя сплоченно, - это пробка на дороге с широкой обочиной, откуда вперед тебя пробуют встроиться легковушки. Понятно, что груженая фура сразу не поедет, даже когда перед ней освободится пространство. Ей нужно несколько секунд, чтоб тронуться с места, и кто-то норовит в это время пролезть вперед, так что водитель фуры в итоге бьет по тормозам. При таком подходе пробка будет еще медленней. В общем, мы договариваемся по рации, и какая-то из фур блокирует выезд на обочину. Правда, если вдруг начинается разборка, то из заблокированного джипа выскакивают три быка с оружием, то все дальнобои быстро снимаются и уезжают, а тот, кто сторожил обочину, остается со своей проблемой один на один.
Гонки друг с другом дальнобойщики никогда не устраивают: даже если опаздывают на паром или спешат к границе. Во-первых, бессмысленно ссориться с коллегами. Во-вторых, на современных машинах установлен ограничитель скорости до 90 км/ч – это максимальная скорость для грузовика на российской автостраде. В большинстве европейских стран – 80 км/ч.
С ограничителями вообще много проблем. Например, трасса Москва - Петербург не везде имеет четыре ряда, иногда три. Средняя обгонная полоса обычно тянется 800 - 900 метров. Вот ты собираешься обгонять, выходишь на среднюю, но скорости, чтобы сразу уйти в отрыв, не хватает. Нет, ты-то успеешь довершить обгон, но та машина, которая идет за тобой следом и не знает про ограничитель, не успеет. В лучшем случае, она будет торопливо возвращаться в свой ряд, внося там сумятицу. А про худший и думать не хочется.
Сейчас нет особого смысла устраивать гонку перед границей, потому что нынешние очереди – пустяк по сравнению с теми, что были в 90-е, – на четверо суток. К тому же сейчас в кабине можно посмотреть кино, полазить по интернету. А тогда можно было только в шахматы играть, и то если партнера найду.
На чужих дорогах
Вообще машины, которые висят на хвосте, раздражают не меньше, чем те, у которых ты висишь на хвосте. Еду как-то по Финляндии – опаздываю на паром, на погрузку, тороплюсь. Сзади меня болтается легковушка, километров десять. Моргаю правым поворотником – типа обгоняй – нет, не хочет. Обогнал на въезде в населенный пункт, встроился передо мной и поехал дальше на 40 километрах в час. И после выезда из деревни ехал так же медленно. В общем, повисел я у него на заднем бампере, пока этот деятель не оторвался. А оторвался он лишь затем, чтобы нажаловаться на меня патрулю. Про провокации свои – ни слова. Наши водители себя так не ведут. Мне за несоблюдение дистанции вкатили штраф 50 евро, и пришлось его платить, потому что, чтоб его оспорить, пришлось бы платить уже 500 евро на услуги адвоката.
Наши водители, наоборот, друг друга защищают. Помню, как я спасал целую группу таких же, как я, дальнобоев от экологической полиции. Это было несколько лет назад, когда Лужков придумал замерять у всех въезжающих в столицу грузовиков то ли содержание СО, то ли еще какой-то показатель дымности двигателя. Сотрудники экологического надзора не знали ровным счетом ничего ни о приборе, который держали в руках, ни о методах исследования. Им было сказано, что критичная цифра – 20, но чего – промилле, миллиграмм, процентов – не объяснили. А я-то знал, что для полноценного замера нужно взять анализ выхлопных газов в десяти разных режимах: на холодном и горячем двигателе, при разгоне и так далее. Средняя цифра и будет итоговой. Получалось, что все остановленные машины должны были простоять на трассе минимум часа два – пока движок не остынет. Я отбился от этой проверки сам и отбил других – просто надо возить с собой кипу распечаток с последними постановлениями правительства – по поводу новых штрафов, новых правил и т.д. Мои коллеги этим пренебрегают, а зря. Уважающий себя дальнобойщик заучивает и зарубежные правила. И полиции не боится.
Хотя полицейские и там могут вымотать нервы, если задались целью что-нибудь обязательно найти. Однажды в Германии я разбирался с таким патрулем. Сначала они заподозрили, что я разжигал в кабине газовую горелку, что было правдой. Я как раз остановился на 45-минутный перерыв и кипятил себе чай. В машине это делать не разрешается, хотя кабина моя – территория РФ, и я там волен делать что хочу. Баллон я спрятал. Привязались к ручке на ободе руля – якобы запрещена, хоть и продается на каждой автозаправке. Спрятал ручку, сказал, вам показалось, что вы ее видели. Потом спросили, где у меня светоотражающий жилет – его не было. Тут прятать было нечего, поэтому я перешел в атаку. Сказал, что из-за них у меня пропал мой законный перерыв (по правилам можно ехать без остановки 4,5 часа, потом 45 минут отдыха, потом еще 4,5 часа, и соблюдать его надо строго, за этим следят). Сказал, что пожалуюсь их Потсдамскому начальству. Заявил, что свое персональное нарушение я отказываюсь обсуждать без переводчика.
Кончилось все тем, что старший полицейский привез мне из ближайшего кафе стакан кофе с бутербродом и просил отказаться от жалобы. Жаль, жилетку не купили. Сейчас молодые дальнобойщики считают, что им эти премудрости не нужны. Зря они так думают. А еще я замечал, что финны на российских дорогах стали вести себя не лучше русских. Что им штраф в 10 евро? А визу за легкое нарушение не отнимут.
Знаки
Говорят, что именно дальнобойщикам мы обязаны появлению на дороге световой межводительской коммуникации. Горит левый поворотник – не обгоняй, правый – обгоняй, краткая аварийка – спасибо, моргание дальним – ГИБДД.
Нина Астафьева, "Город 812"
x