Росавиация "выкурит" с рынка недобросовестных перевозчиков
7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Несмотря на не слишком позитивные для отрасли времена, российские авиационные власти считают, что картина, рисуемая в СМИ, значительно мрачнее реальной.
Пытаясь привести эти реалии в соответствии с международными стандартами, Росавиация /ныне Федеральное агентство воздушного транспорта/ ориентируется не "кризисную" действительность, а на принятые мировым сообществом принципы безопасности авиаперевозок.
В этом ключе Росавиация считает весьма значимым событие международного характера - проверку Международной организации гражданской авиации /ИКАО/, членом которой Россия является. В период 16 -30 сентября ИКАО провела в России аудиторскую проверку по организации контроля за обеспечением безопасности полетов гражданской авиации на предмет соответствия международным нормам. Это стандартная процедура, которой подвергаются все государства- члены ИКАО, докладывает заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Черток, встречаясь с журналистами.
Экспертами ИКАО проведена оценка состояния законодательного и организационно-системного управления в ГА, уровня технического обслуживания, летной деятельности, качества расследования авиационных происшествий, подготовки летной деятельности. Комиссия во главе с Элизабет Алтаграфия Гнэм, /у Э.Гнэм репутация грозного ревизора/ проверила 20 избранных по желанию гостей объектов на территории РФ - аэропорты московского аэроузла, Санкт-Петербурга, Казани, летные училища, др.
Комиссия ИКАО не только в целом положительно оценила соблюдение требований по контролю за безопасностью полетов в российской авиации, но и сформулировала ряд рекомендаций для авиационных властей России.
На их основе Минтрансом, совместно с Росавиацией, Ространснадзором, и другими ведомствами, разрабатывается план мероприятий по выполнению рекомендаций международной организации во имя дальнейшей гармонизации контроля за безопасностью, рассказывает В.Черток. План будет согласовываться с Международной организацией, подчеркнул он.
Что еще интересного произошло в сфере гражданской авиации? ФА Воздушного транспорта получило дополнительные полномочия по управлению в отрасли, в числе которых вопросы сертификации и представления интересов Российской Федерации на международной арене. 23 июня 2008 подписано соответствующее Постановление, рассказывает В.Черток, и произошла передача части полномочий Ространснадзора Федеральному агентству. Таким образом, Россия пытается добиться соответствия стандартам ИКАО в части создания полномочных органов в сфере гражданской авиации. Кроме того, в этом году были утверждены Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов и Программа авиационной безопасности гражданской авиации России.
Кроме того, известно, что весь руководящий состав Росавиации был изменен. Пришедшие новые люди – профессионалы, перед которыми стоит задача совершенствования системы работы гражданской авиации. Совершенствовать стабильно растущую отрасль, разумеется, приятно. А представитель Федерального агентства констатирует, что рынок сохранил положительную динамику.
С января по сентябрь 2008 года общий пассажирооборот к соответствующему периоду прошлого года вырос на 14 проц. Грузооборот - на 15 проц, рассказывает эксперт.
Тенденция превышения уровня роста отмечается как в пассажирских, так и в грузовых перевозках международных линий. Рост за 9 месяцев в сфере международных пассажирских перевозок составил 17 проц, а на международных грузовых - 28 проц.
Росавиация считает, что такими темпами роста стоит гордиться.
Возможно именно по причине наличия повода для гордости на будущий год государство увеличивает затраты на гражданскую авиацию В 2009 году предусмотрено бюджетное финансирование отрасли в размере 29 млрд рублей!
В госсекторе на сегодняшний день 6288 воздушных судов, 292 из которых – "иностранцы". Непосредственно в эксплуатации находится меньше, уточняет В.Черток, поскольку некоторые самолеты могут быть на плановом осмотре или ремонте.
Что касается условий работы отрасли в условиях мирового финансового кризиса, то последний, конечно, внес существенные коррективы в деятельность авиакомпаний. Росавиация будет усиливать свое участие в финансовом контроле за деятельностью авиаперевозчиков.
Существующее регулирование в части сертификации предполагает обязательное наличие достаточных финансовых средств для поддержания парка воздушных судов в состоянии летной годности, а также обязательное выполнение обязательств перед пассажирами по договору о воздушных перевозках. Согласно Воздушному Кодексу Российской Федерации, ухудшение основных производственных показателей авиаперевозчика, влияющих на безопасность полета, может явиться основанием для введения ограничений на его деятельность, а в некотором случае даже стать поводом для аннулирования сертификата эксплуатанта.
В Росавиации создана рабочая группа по мониторингу финансовой ситуации в авиакомпании. Таким образом отслеживается динамика состояния задолженности авиакомпании перед аэропортами, топливно-заправочными комплексами и Росаэронавигацией. "Недобросовестные перевозчики с рынка будут убираться, - заверяет представитель ведомства. - И этот процесс уже идет".
В условиях высоких операционных расходов, из-за роста стоимости ГСМ, оптимизация маршрутной сети является одним из наиболее оптимальных способов преодоления сложной ситуации. Речь идет не только о сокращении неприбыльных маршрутов, сколько о наиболее эффективном построении расписания и создании транзитных связей в аэропортах. Кроме того, возможно использование новых типов воздушных судов.
Компания, которая эффективно использует этот подход в сочетании с разумной тарифной политикой, скорее всего не только не сократит, но и увеличит частоту полетов и количество маршрутов. Значительная часть компаний закончит год с прибылью, рапортует Росавиация.
Кроме того, авиационные власти РФ вознамерились решить проблему массовых задержек рейсов. В условиях наличия задержек в отправлении рейсов по причине недобросовестности перевозчика, карательные меры будут ужесточаться. На кону – международный рынок авиаперевозок, доступ к которому для проштрафившегося перевозчика будет закрыт.
Не обошлось и без кризисных жертв - некоторые авиакомпании прекратили свое существование. Таким образом, остро встал вопрос о трудоустройстве потерявших работу пилотов, рассказывает представитель "Росавиации". В настоящее время потребность предприятий в летном составе возрастает, а средний возраст членов экипажа увеличился и достиг 50 лет. Известно, что до 2010 ОАО"Аэрофлот" потребуется около 700 новых пилотов, ОАО "Сибирь" - 400. Так что проблем с трудоустройством у сотрудников авиакомпаний не будет, убеждены в ведомстве. Трудности возникнут у авиаперевозчиков-работодателей – переобучение состава, связанное с выходом из эксплуатации воздушных судов, на которых тренировались летчики, ляжет на их плечи.
Кроме того, стоит понимать, что на смену воздушным судам старого поколения приходят современные воздушные суда, позволяющие сократить количество членов экипажа. Разумеется, авиационные власти не станут разбрасываться "устаревшим" авиакадром и скорее пойдут на переквалификацию персонала, столь дефицитного по причине дорогостоящей и длительной подготовки.
Например, программа подготовки пилотов из числа штурманов и бортинженеров дает свои плоды – преобразованные бортинженеры уже летают.
Комментируя ситуацию по отрасли в общем, Росавиация воздерживается от негативных прогнозов. Ситуация куда менее критична, чем ее представляют СМИ, говорит В.Черток. "Строятся аэропорты, уровень безопасности соответствует нормам и требованиям, о чем свидетельствует аудит ИКАО", - приводит аргументы представитель ведомства. Гражданская авиация находится в стадии активного развития, считают в Росавиации, а нынешний спад имеет сезонный характер. В любом случае, объемы перевозок будут возрастать, поскольку потребность в этом существует. Никуда отрасль от роста не денется!
Тем более, отрасль без поддержки не останется - сегодня первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов доложил президенту РФ Дмитрию Медведеву о дополнительных мерах правительства по стабилизации ситуации в сфере авиаперевозок. Кроме ограничительных мер по линии Федеральной антимонопольной службы /речь идет о решении, ограничивающем деятельность компаний, завышающих цены на авиатопливо/, введены штрафные санкции для компаний- должников. Министерство финансов предложило выделить некоторым компаниям кредиты до30 млрд рублей. Речь идет о "Аэрофлоте" "Трансаэро", а также новой авиакомпании под эгидой "Ростехнологий".
03.12.2008 17:57
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=2993&ct=articles