В октябре цены на многие продукты продолжили расти.
Особенно заметно стали дорожать овощи — сезон урожая закончился.
Статистика показывает, что петербуржцы и так стали покупать меньше, но платить за это больше.
Впрочем, крупные сетевые магазины активно развиваются и наращивают выручку.
В Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Санкт-Петербурга заявляют,
что к Новому году резких скачков цен не ожидается. По крайней мере производители,
поставщики и торговые организации о таких планах в переговорах с комитетом не заявляют.
В октябре цены в Петербурге росли незначительно, за исключением, пожалуй, плодоовощной продукции —
огурцы и помидоры по 200 рублей вновь стали обыденным явлением на прилавках.
По данным мониторинга цен КРППР, из овощей в октябре подешевел картофель, но из-за низкого урожая в Белоруссии эксперты предрекают ему скорое подорожание. Хотя, как отмечают в комитете, потребности Петербурга в картофеле перекрываются за счет близлежащих областей — Псковской, Новгородской, Ленинградской.
Помимо картофеля в октябре цены снизились на сахар, подсолнечное масло и молоко. Практически не изменилась стоимость белого хлеба и мороженой рыбы. По большинству продуктов, увы, опять зафиксирован рост.
Конец промокур
Так, мясо кур в октябре в Петербурге в магазинах федеральных сетей подорожало на 4 9%. В КРППР отмечают: это связано с тем, что в прошлом месяце завершилось множество промоакций. В несетевых магазинах и нестационарных торговых точках цены, наоборот, немного снизились. Минимальные цены на свинину в октябре выросли примерно на 1 6%. Говядина в несетевых магазинах и магазинах локальных сетей подорожала на 2,6 9,7%. Мороженая рыба подешевела в сетях на 0,2 3,6%.
По данным мониторинга, черный хлеб подорожал на 1,1 2,3% в сетевых магазинах и незначительно — в других торговых точках. Это связано с тем, что за 9 месяцев текущего года производители — хлебопекарные предприятия Петербурга подняли цены на 15,6%, а к сентябрю 2014 г. — на 28%. На белый хлеб цены в октябре были стабильны.
Как прокомментировал Александр Зорин, президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга», скачков цен на хлеб в ближайшее время не ожидается — хлебопеки пока не заявляют о таких планах. Но, по его словам, производство, например, социальных сортов хлеба сегодня близко к убыточному.
По данным КРППР, греча в магазинах всех форматов, кроме федеральных сетей, подорожала на 5 8,6%, рис — на 1,3 7,7%.
В связи с окончанием «сезона варенья» в октябре начали снижаться цены на сахар. Он подешевел на 2,2 2,8% в магазинах всех форматов, хотя в третьем квартале наблюдался скачок до 7,4%.
Цены на молоко, по данным мониторинга, остаются стабильными. В локальных сетях и несетевых магазинах оно подешевело на 1,4 5,3%, в крупных супермаркетах — незначительно подорожало. Закупочная цена на молоко в сентябре составляла 23,6 рубля за 1 кг. В сравнении с августом прошлого года цена закупки сырого молока увеличилась на 9,3%.
Подсолнечное масло наконец то стало дешеветь. По данным Петростата, с января по октябрь оно подорожало почти на треть. В октябре цены немного отыграли назад — в среднем на 2,5% в магазинах всех форматов.
Сыр с момента введения санкций дорожал скачкообразно и очень быстро, темпы роста цен замедлились только в апреле — августе этого года. В октябре сыр вырос в цене на 0,4 3,6%.
Яйца подорожали на 3,3 11,7% в магазинах всех форматов. По данным Минсельхоза России, основная причина роста цен на яйца — удорожание кормов.
В связи с окончанием сезона стали дорожать овощи. По данным КРППР, капуста в октябре выросла в цене на 1,1 3,4% в магазинах локальных сетей и несетевых магазинах, огурцы — на 15 82% в магазинах всех форматов. Нельзя не заметить и того, как подорожали помидоры. Картофель пока что подешевел — на 2,8 20,6%. «Но в Белоруссии в этом году неурожай, того потока поставок, который был по овощам и картофелю, нет, это тоже может поспособствовать росту цен», — говорит Мухажир Этуев, генеральный директор ЗАО «Племенной завод «Приневское» (производит овощи, молочную продукцию, грибы и др.). Яблоки, по данным мониторинга КРППР, в октябре подешевели на 9,3 10,5% в связи с ростом предложений отечественных производителей.
Как отмечают в комитете, в связи с сезонными колебаниями наблюдаются незначительный рост закупочных цен на молоко, картофель, морковь, свинину и снижение цен на капусту, продовольственную пшеницу и пшеничную муку.
Продолжила дорожать и кондитерская продукция. Так, по данным Центра исследования кондитерского рынка (ЦИКР), средняя цена 1 кг шоколада в Петербурге составила почти 800 рублей. Для сравнения: в октябре прошлого года он стоил 600 рублей за кг. Почти на 150 рублей за 1 кг подорожали в Северной столице и шоколадные конфеты, почти до 670 рублей. Торты, кексы и рулеты, пряники, конфеты, пастила — продукты «первой необходимости» к Новому году также предсказуемо ждет подорожание.
«На подорожание шоколадных изделий влияют девальвация рубля и рост цен на основное сырье — какао-сырье, сахар. До конца этого года рост цен на шоколадную продукцию с большой вероятностью продолжится в пределах 10% - не полностью отыграно подорожание основного сырья при одновременно растущих издержках производства», — говорит Елизавета Никитина, исполнительный директор ЦИКР.
Рост цен на остальную кондитерскую продукцию, по ее мнению, тоже продолжится, но в существенно меньших пределах.
Покупатель поумнелКак видно, таких резких скачков цен, как в конце прошлого года и начале этого, нет, за исключением сезонных изменений. Ежемесячно наблюдается небольшое, но все же подорожание по большинству продовольственных товаров. Но с учетом того, что реальные доходы населения снижаются, удар по кошельку это наносит ощутимый.
Петербуржцы голосуют рублем — спрос заметно сместился в сторону более дешевых продуктов длительного хранения. В потребительской корзине стало меньше мяса и больше макарон, в той же кондитерской продукции спрос перетек в пользу вафель, печенья и т. д., а торты и пирожные теперь практически только по праздникам.
Покупок горожане стали делать меньше. Так, физические объемы потребления сократились примерно на 10%, при этом в стоимостном выражении рост составил 5 6%. На еду потребители стали тратить больше в ущерб остальным покупкам. Продовольствие, аптеки, детские товары и косметика — единственные рынки, которые показали положительную динамику в этом году. Одежда, товары для дома и ремонта, мебель ушли в минус.
Кроме того, эксперты отмечают, что потребители стали более рациональны. «В первом полугодии мы видели, что покупатели находились в процессе выбора, увеличили количество магазинов, в которые ходят, чтобы посмотреть, где лучше цены и выбор, — говорит Михаил Бурмистров, генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика». — К третьему кварталу эта тенденция завершилась, потребители определились с тем, какие торговые точки предлагают, на их взгляд, более правильные цены, рациональный и эффективный ассортимент. Перестройка потребления произошла, и дальше та динамика, которая есть, сохранится».
Наученные горьким опытом, когда в том году цены на овощи, да и не только, резко взлетели, петербуржцы в этом году, несмотря на холодное лето, постарались по максимуму задействовать свои дачные участки, чтобы сделать запасы.
Хотя, по мнению экспертов, надолго этого все равно не хватит. «Сколько можно вырастить на приусадебном участке? Немного. Выращенного на огородах хватает примерно до Нового года», — говорит Мухажир Этуев.
Раскинули сети
В плане экономии большое количество сетевых магазинов в городе, с одной стороны, приходится на руку петербуржцам.
На топ-10 сетей, среди которых «Икс5 Ритейл Групп» (бренды «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»), «Лента», «О'Кей», «7я», «Дикси», «Полушка», «Магнит», «Призма», «Ашан» и «Метро», приходится 65% всего розничного товарооборота продовольствия в Петербурге. Между ними сейчас идет как никогда острая борьба за потребителя, и сетевики ищут новые способы привлечь покупателей. Как следствие — целое наводнение промоакций, на что уже наверняка обратили внимание многие горожане. «Товар со скидкой», «Цена снижена», «Три по цене двух» — на прилавках можно найти интересные предложения (главное, не забывать включать свое покупательское чутье и смотреть, действительно ли цена снижена или это только яркий ценник, чтобы привлечь внимание к товару).
Так «играть» с ценами и ассортиментом в борьбе за покупателя только сетевики и могут. У них для этого есть средства, большое количество разнообразных поставщиков. Производители стремятся на прилавки крупных супермаркетов и гипермаркетов уже хотя бы потому, что там большой трафик — они могут ничего на этом не заработать, но будут точно знать, что покупатель их продукцию как минимум увидел, а в лучшем случае приобрел ее, попробовал и стал покупать и в других магазинах. В том числе поэтому крупные сети сейчас активно растут.
Традиционная торговля тем временем сокращается, и,
по мнению аналитиков, некоторые магазины выживают исключительно за счет нелегальной торговли алкоголем.
Но, несмотря на все плюсы промоакций и удобство покупок в супермаркетах и гипермаркетах,
наценки в сетевых магазинах немаленькие.
По подсчетам самих ретейлеров,
средняя наценка сетевиков сегодня составляет около 30%.По словам Бориса Шифрина, директора по развитию ГК «Норд-Овощ»,
в целом наценка на прилавках в магазинах варьируется от 15 до 100% в зависимости от номенклатуры товара и категории продавца.
Были случаи, когда антимонопольная служба устанавливала многократное необоснованное завышение цен сетевиками.
Впрочем, все эти накрутки цен и деньги, которые покупатели оставляют в сетевых магазинах,
в первую очередь выгодны офшорам.
Большинство торговых сетей подконтрольны компаниям,
которые зарегистрированы, например, в Нидерландах, Люксембурге, на Британских Виргинских островах и т. д.
x