Работу круглого стола открыл председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата о.Всеволод Чаплин, отметив, что причиной проведения круглого стола стали последние события в Татарстане: «Мы часто получаем пугающие новости из этого региона, особенно пугающими для нас стали массовые поджоги церквей и убийства представителей традиционного ислама». Он напомнил, что уже известны случаи, когда эмиссары радикальных организаций обращаются к православным священникам с требованием принять ислам. Другим вопиющим случаем Чаплин назвал стремление местных чиновников убрать поклонные кресты, установленные в селе Сухарево Нижнекамского района Татарстана, а также то, что возвращение храмов религиозным общинам, на чем православные в Татарстане неоднократно настаивали, является «законным и справедливым требованием». «Существует 6-летний срок от подачи заявления от религиозной организации до окончательной передачи храма: за это времени располагавшееся в его помещении учреждение или организация должны освободить его», - объяснил присутствующим он. При этом о.Всеволод Чаплин поблагодарил правоохранительные органы, мусульманские религиозные организации и лично Президента Татарстана Рустема Минниханова за то, что они не остались равнодушными к происходящему с православными храмами в регионе, оперативно откликнулись и постарались помочь тому горю, которое обрушилось на православных в регионе.
После этого о.Всеволод Чаплин сообщил, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручил посмертно орден Славы и чести I степени мусульманскому богослову Валиулле Якупову, убитому ваххабитами 19 июля 2012 года. Орден получила вдова Валиуллы Якупова Галина Авентьева.
Руководитель Департамента по вопросам внутренней политики Аппарата Президента Татарстана Александр Терентьев обескуражил очень многих присутствующих на круглом столе своим заявлением, что, оказывается, «межконфессиональное согласие нужно для того, чтобы привлекать инвестиции, что выгодно населению». После этого он все-таки отметил, что «было бы странно замалчивать экстремистские выходки после резонансных событий». После этого он изложил свое видение угроз, перед которыми стоит Татарстан, которых он выделил три: «Действия экстремистов псевдорелигиозных организаций, политизация национального вопроса со стороны ряда деятелей общественных организаций, нарастающие миграционные потоки (170 тысяч мигрантов находится на учете в Татарстане сегодня, что на 11 тысяч человек больше, чем в прошлом году)». Говоря о разнице в количестве православных и мусульманских приходов (Терентьев сообщил, что в Татарстане 320 православных церквей и 1180 мечетей, что абсолютно не соответствует действительности и непонятно откуда он взял эти цифры, если даже согласно официально опубликованным на сайте Патриархии РПЦ и Духовного управления мусульман Республики Татарстан говорится о наличии в регионе 225 православных религиозных объекта (9 монастырей, 145 храмов, 35 часовен, 12 молитвенных домов, имеющих престол, 24 молитвенных помещения на территории монастырей и при государственных учреждениях (тюрьмах, больницах и др.) и 1524 мечетях), Терентьев объяснил это тем, что мечеть строить намного дешевле, чем церковь. «Мечети – это просто избы», - заявил татарстанский чиновник, который, видимо, никогда не бывал в некоторых татарских деревнях и райцентрах с их роскошными мечетями, построенными кстати в стиле арабской и османской архитектуры, и русских и кряшенских селах с деревянными церквушками и часовенками, чтобы даже визуально увидеть разницу. Понимая, что его неизбежно будут спрашивать о кряшенах, которых стараниями Аппарата Президента Татарстана до сих пор считают «частью единой и неделимой татарской нации», Терентьев впервые признал, что накануне и в период Всероссийской переписи населения 2002 года (тогда кряшен административно принуждали записываться татарами, что повторилось и в 2010 году, только без той откровенно человеконенавистнической травли, которой кряшены подверглись) «прозвучало против кряшен и о кряшенах многое того, чего не должно было вообще звучать никогда и нигде». При этом чиновник добавил, что то, что поджоги церквей происходят в кряшенских деревнях, лично у него «вызывают тревогу». После чего, чтобы придать картине положения кряшен в Татарстане благоприятный вид, он заявил, что в Татарстане есть государственный кряшенский ансамбль, проводятся ежегодно фестивали, а то, что всего 6 кряшенских священников, ведут богослужение на церковно-кряшенском языке, виноваты сами кряшены: «Они не хотят сами учиться в семинарии», - ответил на возможные в дальнейшем упреки Терентьев, видимо, не представляя какие нравы и порядки сексуального характера в обиходе в стенах Казанской духовной семинарии, о которых наслышаны все в Татарстане и от чего нет желания в нее поступать и учиться.
«У нас не может не вызывать возмущение работа некоторых информационных ресурсов, которые применительно к Татарстану употребляют выражения «ползучая исламизация», «шариатские патрули» и др.», - заявил Терентьев, не указав какие именно СМИ он имел в виду. После всего сказанного он, оторвавшись от заранее заготовленного доклада, прокомментировал приведенные о.Всеволодом Чаплиным факты о ситуации в Татарстане. «Поклонные кресты ставились без решения сельских сходов, они могли помешать дорожному движению (sic!), а угрозы принять ислам священнику из села Базарные Матаки и поджог его дома за отказ это сделать – это события 2010 года, т.е. трехлетней давности», - ответил чиновник, добавив, что и муфтий Татарстана, и власти Татарстана приглашают Чаплина приехать и посетить Татарстан, доверяя своим глазам, а не публикациям в некоторых СМИ.
В свою очередь, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата ответил, что он благодарен за приглашение, но у него плотный график, и если будет благословение Патриарха, то он посетит республику.
В отличие от руководителя Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ рядовой кряшенский священник из села Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о.Димитрий Сизов более основательно выступил по ситуации с религиозным состоянием кряшен. Он напомнил, что кряшенская духовная миссия – это идейное объединение кряшенского духовенства, мирян и всех поддерживающих идею воцерковления этого самобытного православного тюркоязычного этноса. Он выделил 4 проблемы, которые существуют у этой деятельности: 1) отсутствие централизации, дающей полномочия на эту деятельность; 2) отсутствие хоть какого-то финансирования, в результате чего емногочисленным кряшенским священникам приходится на свои крайне скудные средства ездить по деревням, окормляя прихожан; 3) катастрофическая нехватка кадров кряшенского духовенства и отсутствие политики по их подготовки; 4) вопиющая нехватка кряшенских церквей. В отличие от чиновников Казанского Кремля, о.Димитрий продемонстрировал владение более точной информацией по религиозному состоянию кряшен. На 192 кряшенских населенных пункта в Татарстане приходится всего 7 кряшенских священников, из которых только шестеро служат на церковно-кряшенском языке (1 – на церковно-славянском). Остальные 12 священников из числа кряшен разбросаны по другим местам (всего 19 священников-кряшен в Татарстане). 14 зарегистрированных прихода в кряшенских деревнях остаются вакантными, в 11 кряшенских деревнях есть храмы дореволюционной постройки, однако они до сих пор в запустении и не восстановлены, 3 церкви и 1 часовня были сожжены в кряшенских деревнях, будут ли они восстановлены в том же архитектурном виде или это будут типовые наспех собранные срубы пока точно неизвестно. «Отсутствует миссионерская политика в отношении кряшен, в итоге мы видим, как кряшены исламизируются, среди них появляются ваххабиты», - с болью в сердце констатирует священник. По его мнению, через татарские школы, куда принимают кряшен, происходит насаждение религиозно-этических ценностей и мировоззренческих установок татарского народа, которые базируются на исламе, но не на православии, а школ с кряшенским этнокультурным компонентом на 250 тысяч кряшен практически нет. «Из-за того, что происходит в отношении кряшен в Татарстане мы можем потерять целый православный народ!», - полагает о.Димитрий (Сизов), отмечая, что по-прежнему кряшен приписывают к татарам-мусульман как их составную часть.
о.Всеволода Чаплина возмутило то, что кто-то препятствуют людям самоидентифицироваться по их национально-религиозному признаку: «Если кряшены себя считают кряшенами, то значит они такие и есть». При этом он напомнил слова Патриарха Кирилла, что приход – это не только место богослужения, там обязательно должна вестись активная миссионерская, социальная и молодежная работа. Насколько активно ведется подобная миссионерская работа в церквях в Татарстане, даже в Казани, вопрос открытый и без прямого ответа, но факты принятия русской и кряшенской молодежью ваххабизма отмечаются и фиксируются в республике регулярно.
Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев начал свое выступление в продолжение слов Чаплина, предложив раз и навсегда поставить точку в этом унизительном споре для кряшен, которым надо доказывать, что они самостоятельный народ: «Кряшены – это отдельный народ, это отдельная нация. Точно также как нелепо звучало бы выражение «русский-украинец», точно также глупо звучит «татарин-кряшен», и кряшены никогда не принимали ислам». Ученый обрисовал ситуацию с положением православных святых мест в Татарстане, предложив сконцентрироваться на ситуации в Казани. На территории Казанского Кремля существовал Спасо-Преображенский монастырь, у которого был свой погост с захоронениями великих и известных людей, была «пещерка» за алтарем, где были похоронены митрополит Ефрем, венчавший на царство Михаила Романова, и другие известные люди. «И сейчас на этом святом месте хотят возвести общественный туалет. А теперь сносят церковь Косьмы и Дамиана в исторической части Казани», - сокрушался Елдашев, поражаясь позиции некоторых советников президента Татарстана (хотя фамилия не была названа, но все поняли, что это намек на помощника Президента Татарстана Олесю Балтусову) и официальных руководителей местного отделения Всероссийского общества по защите памятников истории и культуры. Он передал фотографии уничтожаемых православных мест в Казани о.Всеволоду Чаплину.
Затем слово взял исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ), старшего преподавателя кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Вадима Козлова, который вслед за Терентьевым обвинил «некоторые СМИ» в формировании истерии и алармизме по отношению к сожженным церквям. «Эти настроения не имеют под собой оснований», - пытался заверить присутствующих этнолог. Он сообщил, что возглавляемый им центр за 3 года провел более 300 экспертиз на предмет разжигания ненависти по национально-религиозному признаку. И, по логике Козлова, доказательством объективности работы КМЦЭ является то, что его работой возмущаются как исламисты, так русские националисты. «В том-то и заключается профессионализм экспертов, что они должны быть объективными, а суд принял наши экспертизы, т.е. признает их качество», - поучал всех Козлов.
Председатель общества русской культуры г.Казани Михаил Щеглов рассказал о той практике, когда наряду с много лет действующими общественными национальными организациями создаются искусственным способом «ручные» объединения. И то, что они абсолютно искусственные и неповоротливые, подтверждается последними событиями, кого они вообще никак не отреагировали на сожжение православных церквей. «Заявления были сделаны от Общества русской культуры и общественной организации кряшен г.Казани, но «ручные» русская и кряшенская организации молчат до сих пор!», - удивляется таким равнодушием и хладнокровием этих искусственно созданных структур, окончательно дискредитировавших себя этим. «Это ведь не просто какая-то шалость, которую можно не заметить, это ведь церкви горят, и не одна, а массовое сожжение храмов», - обращает внимание русский общественник. Он добавил, что сегодня проходит пикет в защиту русского языка возле представительства Татарстана в Москве: «До чего мы дожили, что москвичи вышли на улицу, чтобы защищать русский язык в Татарстане!» Обращаясь к Вадиму Козлову, он спросил: «Когда русские начнут уезжать из Татарстана, на кого Вы будете писать экспертизы о пропаганде русского фашизма?!».
«Вас пригласили власти Татарстана посетить республику, но мы Вас тоже приглашаем посмотреть не потемкинские деревни, а показать наши проблемы, с которыми православным приходятся жить в регионе», - обращаясь к о.Всеволоду Чаплину сказал Щеглов. Тут стоит добавить, что в Татарстане умеют создавать «потемкинские деревни», когда для приезжего московского гостя наспех сгоняются различные ансамбли песни и пляски, демонстративно перерезаются красные ленточки, проводятся экскурсии только по «правильному» маршруту и т.п. Чтобы Чаплина не стали вот так вводить в заблуждение, Щеглов вызвался показать ему те церкви, которые до сих пор не вернули православных: и это не где-нибудь в глубинке Татарстана, а в самом центре Казани, в Казанском Кремле. Русский общественник также напомнил, что в Татарстане в ультимативной форме всем родителям позволят изучать в школе только 2 модуля «Основы светской этики» и «Основы мировых религий», а выбирать другие модули нельзя.
Приведенные факты возмутили главу Синодального отдела Патриархии по взаимодействию церкви и общества. «Каждый родитель должен иметь право на выбор любого из 6 модулей для своих детей, и местные органы власти предоставить такую возможность. Даже если из класса всего 1 ребенок, чьи родители хотят, чтобы их сын или дочь изучали «Основы православной культуры» или «Основы исламской культуры», школа региональные органы власти должны дать такую возможность. Это федеральный закон», - напомнил о.Всеволод Чаплин.
Настоятель Храма Ярославских чудотворцев г.Казани о.Алексей Чубаков, который, видимо, был направлен в Москву от татарстанской митрополии РПЦ, чтобы озвучить «правильную» информацию, начал свою речь с того, что он 8 лет служил в Курске, а последние 12 лет служит в Казани и чувствует, что в Татарстане полная благодать в отношениях церкви и региональными чиновниками. «Я не могу сказать, что общаясь с местными властями, натыкаюсь на какую-то стену или непонимание с их стороны. Все наши обращения рассматриваются», - делился своими ощущениями казанский священник, добавив, что председатель Общественной организации кряшен Республики Татарстан, гендиректор холдинговой компании «Ак Барс» Иван Егоров материально помог его храму, на что ему возразили с мест: «Странно как-то получается: Вам помогает Егоров, а самим кряшенам нет». «Мы ведем работу со студентами, я вот выступил в КФУ, священники выступают в Казанском юридическом институте, в танковом училище», - отчитывался о.Алексей Чубаков. После чего он сообщил, что его попросили зачитать письмо благочинного кряшенских приходов Татарстанской митрополии РПЦ о.Павла Павлова о положении кряшен: «Это он написал сам», - подчеркнул направленной митрополией священник. «Единство кряшен пытаются расколоть некоторые общественные организации <…> мы мирно живем с мусульманами», - значилось в письме о.Павла.
Взявший слово директор Правозащитного Центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев представил иную картину в Татарстане, которую он наблюдает ежегодно приезжая в республику. «Мы видим, что и министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин прямо говорит, что главы районов находятся в союзе с ваххабитами, называются даже конкретные районы, где есть сращивание ваххабизма и власти. Мы видим, что республиканская прокуратура признает поджоги церквей терактом, а не просто вандализмом», - подчеркнул эксперт, особенно отметив аналитические исследования научного сотрудника Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, сказав, что его прогнозы по развитию ситуации в Татарстане сбываются, а ценность и его аналитических записок, и открыто публикуемых статей от этого значительно повышаются, его внимательно читают в Москве, и не мешало бы властям Татарстана прислушиваться к нему, к его советам, ибо именно он один из немногих татар-мусульман защищает русских и православие в регионе публично.
«Когда нам рапортуют о том, что в Татарстане проведено столько-то фестивалей, даются деньги на фольклорные ансамбли, построено столько-то церквей, то ведь этим Татарстан не отличается от других регионов. И на Чукотке местные власти поддерживают фольклорные ансамбли и проводят фестивали, но теракты в виде поджогов церквей там не происходят, это есть только Татарстане, и только из Татарстана идут просто потоки жалоб на притеснение православных народов», - сравнил ситуацию Силантьев. «И обратите внимание, что две республики с компактно проживающим мусульманским населением в Поволжье – Татарстан и Башкортостан, где очень многое похоже, но вот таких происшествий в Башкортостане, славу Богу нет, а это значит, что ответственные за внутреннюю политику в Уфе работают лучше», - полагает эксперт. По его словам, на сегодняшний день по уровню межрелигиозной стабильности Татарстан находится в России на последнем месте, и сравнить его можно только с Дагестаном. Власти в Татарстане сами помогали в распространении и укреплении ваххабизма, когда в 1998 году насильно объединили всех мусульман в Татарстане в единое Духовное управление, а муфтием поставили Гусмана Исхакова, как выяснилось позже, ваххабита. Когда новый муфтий Ильдус Файзов начал политику деваххабизации, местные власти его поначалу поддерживали, но потом когда ваххабиты во время своего выступления в мечети «Кул Шариф» под командованием своего идейного лидера Рамиля Юнусова в апреле 2012 года, Файзова, не пожелавшего ориентироваться на арабских шейхов, легко «сдали». В 2002 году тогдашний Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II пишет президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву письмо о защите православного народа кряшен – это первый и единственный за всю новейшую историю России случай, чтобы глава РПЦ обращался к местному руководителю региона, что только говорит о нездоровой ситуации в республике. «Кряшены – это однозначно отдельный народ, и не надо его пытаться приписать как-то к другому народу в качестве его части», - специально подчеркнул Силантьев, посмотрев на Терентьева. Религиовед напомнил, что он ежегодно с 1999 года бывает в Татарстане, и такого количества жалоб при личных встречах на местных чиновников на их неадекватную политику в отношении православия и традиционного ислама он не получал нигде. Силантьев привел один случай, что когда он приехал с неофициальным визитом в Набережные Челны с тем, чтобы осмотреть ситуацию с православием. Так архиепископу позвонил из Аппарата Президента Татарстана чиновник Вячеслав Никифиров, который в ультимативной форме потребовал не встречаться с кряшенами и не дать им рассказывать о своих проблемах. Делал ли он Никифиров сам по своей инициативе, или кто-то ему приказал запрещать, Силантьев не пояснил, но добавил, что в Азербайджане православные чувствуют себя лучше, чем в Татарстане: «Обратите внимание, Азербайджан – это отдельное мусульманское государство, и там церкви не жгут, а Татарстан – это часть России». По его словам, упования на то, что межконфессиональный мир в Татарстане никто не сможет разрушить, очень наивные: «В Сирии 1500 лет мусульмане и христиане жили бок о бок вместе в мире и согласии, но ваххабитам хватило всего одного года, чтобы этот мир разрушить».
Председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани Аркадий Фокин выступил с докладом «Кряшенский вопрос в Татарстане», в котором он рассказал о положении кряшен в регионе. «Как бы ни позиционировал себя Татарстан в качестве ассоциированного члена федерации, татарстанской элите приходится считаться с общественным мнением, демонстрировать благопристойность при осуществлении дискриминационных мер и акций. Для этого используется обширный арсенал средств, начиная от псевдодемократических преобразований общественных организаций до шельмования и административного воздействия на инакомыслящих», - считает кряшенский активист. По словам Фокина, «по отношению к кряшенам такой акцией стало учреждение взамен созданного демократическим путём и работавшего на общественных началах Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана новой проправительственной Общественной организации кряшен Республики Татарстан. Всё бы ничего, если бы это произошло не за счёт выдавливания из национального движения ранее действовавших организаций, а было целенаправленно настроено на консолидацию всех сил и средств, в конечном счёте, на решение кряшенского вопроса». «Всё более явственной становится завуалированная цель новой организации – продолжение советской политики по ассимиляции кряшен татарской средой. Ибо для кряшен в Татарстане не остаётся места. Последний съезд Всемирного конгресса татар однозначно резюмировал, что татары – это мусульмане. Участвовавший в работе съезда и избранный в состав исполкома Всемирного конгресса татар руководитель Общественной организации кряшен (Иван Егоров, гендиректор холдинговой компании «Ак Барс». – прим.), тем самым вольно или невольно признал себя татарином и как член исполкома обязан проводить в жизнь установку съезда. Так что опасения кряшен за своё этноконфессональное благополучие не лишены оснований», - заявил Фокин.
Журналисты газеты «Комсомольская правда» Дмитрий Семушин и Александр Коц, побывавшие в Татарстане и написавшие репортаж «Татарстан: огненное крещение», посвященный поджогам церквей и роли ваххабизма в этом, поделились своими наблюдениями. «Мы помним, как в 2007 году, когда мы приехали в Дагестан снимать репортаж о ваххабизме, нам говорили, что ваххабиты – это ерунда, угрозы они не представляют. Однако сейчас дагестанские чиновники уже платят закят ваххабитам, а по их требованиям закрываются рестораны, если им они покажутся харамными», - рассказал Семушин. По словам журналиста, «совершенное аналогичное мы, приехавшие корреспонденты, слышим теперь в Татарстане: абсолютно необъяснимое нежелание признавать проблему ваххабизма». Семушин обнародовал такой любопытный факт: тираж «Комсомольской правды», печатаемый для Татарстана с региональным приложением в Кирове, где это обходится дешевле, в Татарстан просто не попал: он был целиком выкуплен, в киосках на территории республики этот номер было нельзя купить. «А кто его выкупил?» - раздался голос из зала. «Какие-то «добрые люди», - с сарказмом ответил Семушин. Слушающий это Александр Терентьев, изобразивший неосведомленность об этом, вдруг спросил: «А в Интернете Ваш репортаж есть? Я вот его не читал….».
«В Татарстане почему-то к ваххабизму относятся как к кому-то хулигантству», - продолжил делиться впечатлениями в Татарстан корреспондентов «Комсомольской правды» Александр Коц. «Люди напуганы, с одной стороны, им угрожают ваххабиты, с другой стороны, чиновники обвиняют в разжигании исламофобии», - рассказывает журналист. В Базарных Матаках появились «шариатские патрули», а сельские батюшки рассказывают, что ваххабиты чуть ли не у них на паперти ведут свою агитацию. Единственное, что, по мнению журналистов, спасает Татарстан – это большое количество межнациональных и межрелигиозных браков. «Меня просто удивляет реакция властей Татарстана: они любые разговоры о ваххабизме в республике воспринимают как личное оскорбление», - резюмировал Александр Коц.
Роман Силантьев добавил к сказанному: «Вы можете себе представить в Чечне автопробег Хизб-ут-Тахрир? И чтобы потом его участники отделались со второго раза лишь штрафами?» Однако в Татарстане это в порядке вещей.
Руководитель Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ Александр Терентьев попросил дать ему ответить на все замечания в адрес чиновников Татарстана. Сам он, по его словам, торопился на самолет, чтобы вернуться в Казань. «Журналисты приезжают в Татарстан с уже заранее сформированной установкой, которую можно выразить словами «Зачем надо встречаться с местными властями, все равно они не скажут правду». Вы даже не хотите выслушать нашу точку зрения. Я понимаю, что тут многие вспоминали то, что происходило в Татарстане в 1990-е и 2000-е годы, но ведь сейчас все по-другому. Вы говорите, что власти Татарстана церкви не возвращает, но ведь митрополит не просит вернуть! Почему претензии властям выставляете?! Вы говорите, что новые общественные организации русских и кряшен созданы сверху, но у них в районах есть свои отделения, а если они у Общества русской культуры Татарстана, например? То, что тут говорят, что русские начнут или уже уезжают из Татарстана, - это же все страшилки! Демографическая динамика у русских в Татарстане между переписями положительная, и не надо говорить, что это якобы кряшенская молодежь записалась русскими. Да, власти признают проблему ваххабизма теперь. Было три волны проникновения его в Татарстан: это арабские проповедники, это те, кто учился в зарубежных странах, это теперь мигранты. Но мы ведь боремся. Есть много среди ваххабитов заблудших, их надо вернуть на истинный путь. И я говорил всего о 3% ваххабитах, а остальные 74% опрошенных татар вообще не имеют представлений о разных течениях ислама, и себя просто идентифицируют как мусульмане, и лишь 14% себя четко обозначили как ханафиты. Вы, Роман Анатольевич (обращаясь к Силантьеву. – прим.), в своих оценках все-таки политизируете видение ситуации. Очень много страшилок. А жить ими нельзя. Счастье многих регионов в том, что они не знают своего несчастья. Но могу сказать в конце, я тороплюсь в аэропорт, разговор был полезным, мы не отрицаем, что многое неоднозначно, но мы будем работать», - закончил свою речь Терентьев.
Собиравшегося уже уходить татарстанского чиновника, остановила руководитель Центра национальных проблем образования Института развития образования Министерства образования и науки РФ Ольга Артеменко, специально пришедшая узнать реальную картину происходящего в Татарстане за последние несколько месяцев. «Вы знаете, Александр Михайлович (обращаясь к Терентьеву), мне обидно слышать и слушать, что такой сильнейший регион как Татарстан сравнивают с таким регионом как Дагестан, но ведь эксперты неслучайно ассоциируют происходящие события в Казани, с тем что происходит в Махачкале», - отметила специалист, добавив, что сегодня русских в Дагестане осталось 4,2% от всего населения. «Хакимов в свое время предложил свою методологию национальной политики в Татарстане, и хоть он сейчас уже не советник президента Татарстана, Татарстан живет по этой методологии. Я прекрасно понимаю, что не все от Вас зависит, что во многом Вы всего лишь исполнитель того, что Вам диктуют свыше, но могу сказать всем одно: пока федеральные органы не займутся Татарстаном, существенных изменений в лучшую сторону там не произойдет», - резюмировала Ольга Артеменко, напомнив еще раз, что то, что эксперты Татарстан сопоставляют с Дагестаном неслучайно.
Явно униженный и неспособный привести ни одного убедительного контраргумента, Терентьев спешно покинул мероприятие.
После него выступил руководитель молодежного крыла Общества русской культуры Татарстана Витольд Филиппов. Ему ничего не осталось, как только подтвердить то, что однозначный перекос в сторону татарского и мусульманского ощущается всеми и поддерживается региональными властями, что указывает на этнократический характер формы правления в Татарстане. «У нас постоянно в республике проводятся форумы татарской молодежи на бюджетные деньги, но ни разу не было ни одного подобного же мероприятия специально для русской молодежи», - делится фактами Филиппов. «Безобидный киноклуб, на который собиралась в Казани русская молодежь в Доме дружбы народов Татарстана, был закрыт по приказам из Казанского Кремля; если русская молодежь выходит на мирное шествие в День народного единства, чтобы потом пойти на концерт в Дом дружбы народов Татарстана на концерт, посвященный этому праздничному дню, ее тут же арестовывают и сажают в автозаки», - продолжил перечислять факты из реальной жизни русской молодежи, добавляя, что даже за пробежку за здоровый образ жизни теперь могут в Татарстане подвергнуть наказанию. При этом это все настолько контрастирует с деятельностью сепаратистов из Татарского общественного центра и Союза татарской молодежи «Азатлык», чью штаб-квартиру в центре Казани оплачивает Министерство культуры Татарстана (здание, в котором располагался в течение 15 лет офис этих организаций, находился целиком на балансе Национально-культурного центра «Казань», который входит в подчинение Министерству культуры РТ). Обращаясь к Вадиму Козлову, Филиппов сказал: «Я был на митингах «Азатлыка» и Хизб-ут-Тахрир в центре Казани, где они стояли со знаменами халифата, там же были высокопоставленные начальники из полиции, я им прямо говорил, что это флаги экстремистской организации, речи, которые они произносят далеки от соблюдения Конституции (на митинге 5 августа 2012 года была публично принята резолюция об установлении исламского правления в Татарстане), однако мне ответили, что все нормально, все под контролем, а Вашему центру экспертиз понадобилось полгода, чтобы признать, что это знамена террористической организации, оказывается запрещенной в России, несмотря на то, что об этом писали СМИ и выступали независимые от Вашего центра эксперты». По словам молодежного лидера, если раньше был проект «Найди монетку» (речь идет о способе доказательства 1000-летия Казани, когда, по мнению независимых от местных властей археологов, для определения этой даты была подброшена монета в раскоп, а потом случайно раскопана и обнаружена как подтверждения возраста города), то сейчас осуществляется проект «Найди мечеть», когда местные национал-археологи усердно доказывают «мусульманское прошлое» Свияжска, якобы существовавшее поселение мусульман с мечетью до прихода Ивана Грозного, и делается это для того, чтобы построить потом в Свияжске мечеть. «Никто почему-то не видит экстремистского в плакатах «Чемодан, вокзал, Россия», однако с удовольствием готовы признать в Татарстане славянский коловрат разжигающим межнациональную рознь», - продолжает Филиппов. В конце своего выступления Витольд Филиппов добавил, что русская и кряшенская молодежь не идет в церкви, потому что знает, что происходит в митрополии, какие нравы царят и в семинарии, и как непринципиален в отстаивании прав православных Анастасий.
Председатель Общественной организации кряшен г.Казани Мария Семенова выступила с докладом «Состояние православного вероисповедания кряшен в современном Татарстане». Она привела любопытную статистику: «К 1913 году численность духовных лиц из кряшен – выпускников центральной крещёно-татарской школы, учительской семинарии и миссионерских курсов при духовной академии составляла 437 человек. На 1925 год значилось 2 кряшенских монастыря и 50 кряшенских церквей, в которых, это стоит особо подчеркнуть, службы отправлялись на родном языке прихожан». Такие цифры явно контрастируют с тем, как обстоит сегодня положение с воцерковлением кряшен. Особенно это заметно, если сравнить с тем, как это обстоит у мусульман. «Сегодня не остаётся ни одного райцентра без мечети. В крупных татарских деревнях уже по две. Появляются они и за пределами населённых пунктов: на перекрёстках дорог, в придорожных торговых зонах и других местах скопления людей». Семенова рассказала, что «регулярно предпринимаются попытки в кряшенских деревнях, где поселились три-четыре семьи татар-мусульман или где во время переписей кряшен без всякого опроса записали татарами, строить мечети. Буквально месяц назад был пресечён такой акт в большом кряшенском селе Калейкино». Сама она сообщила, что на просьбы кряшенской общественности оказать содействие, материальную и финансовую помощь в восстановлении и строительстве церковных зданий представители всех ветвей и уровней власти реагируют очень странно. Так, на встрече с лидерами кряшенского движения 11 апреля 2002 года бывший президент Шаймиев убеждал в том, что десятки, сотни мечетей ежегодно строятся на пожертвования мусульман. И присовокупил к этому, что здание мечети и её убранство стоят не дорого: построил стены, возвёл минарет, расстелил на полу ковёр – и молись. А православный храм требует отделки золотом. Где взять такие средства? «Эту утку подхватили подручные Шаймиева и твердят её как заклинание. Но мы-то знаем, что не на копеечные подаяния строилась в Казанском кремле мечеть Кул Шариф, что во всех крупных городах республики самыми монументальными зданиями последних лет являются мечети. Знаем мы и откуда появляются внебюджетные деньги, на которые сооружается всё это великолепие», - продолжила кряшенская активистка, добавив, что ей и раньше приходилось и теперь доводится бывать в сельской глубинке. «На каждом шагу там высятся пусть не изящные, но добротные, сверкающие новизной минареты с вознесёнными в небо полумесяцами. А вместо православных церквей натыкаешься на руины, на которых уже не угадывается даже купол, где когда-то красовался крест. Но и в немногих действующих приходах я не встречала ни одной утопающей в золоте сельской церкви», - отметила Семенова.
Выступавшая матушка Ефросинья (Мухаметзянова) сказала, что цель и у мусульман, и у христиан в Татарстане одна – возрождение духовного наследия прошлого. Но вот не всегда количественные результаты говорят о том, что этому помогается одинаково.
Завершил круглый стол член Бюро президиума Всемирного русского народного собора, генерал-лейтенант Владимир Шатохин, который предложил это мероприятие считать частью следующего собрания Всемирного русского народного собора, который будет посвящен межнациональным отношениям.
В конце стоит добавить: это первый за последние годы случай по обсуждению этнорелигиозной ситуации в Татарстане. Во многом чиновники, ответственные за внутреннюю политику в этой поволжской республике, своими действиями, стремлением «закрутить гайки», подставляют лично президента Татарстана Рустема Минниханова. Ведь часто он не знает, что творят его подчиненные в отношении православного населения Татарстана. И сам он должен понимать: если люди едут рассказывать о своих проблемах в Москву, значит, лично ему не докладывают о реальной ситуации его же чиновники, дезинформируя, стараясь преподнести ситуацию в более радужном свете, приукрашивая действительность. Минниханов должен понимать, что спрашивать будут с него самого, а не с его непрофессиональных подчиненных, которые ведут к тому, что в Москве вынуждены проводить круглые столы на тему «Откуда исходит угроза православию в Татарстане». И вместо того, чтобы решить проблемы православных народов, делается все, чтобы из российского региона сделать исламскую республику.
x