Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России подготовлены предложения по внесению изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, сообщил журналистам заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин во время видеомоста Москва – Баку – Кишинев – Астана – Киев, прошедшего в РАМИ «РИА Новости».
Изменениями предполагается сделать обязательной, а не рекомендательной норму ПДД об использовании пешеходами в темное время суток и в условиях недостаточной видимости предметов со световозвращающими элементами, обеспечивающими их видимость водителями транспортных средств.
Кроме того, подготовленные предложения предусматривают укомплектование всех транспортных средств жилетами со световозвращающими элементами и использование этих жилетов водителями при выходе на дорогу в случае ДТП или при вынужденной остановке в местах с ограниченной видимостью.
Согласно статистическим данным, в 90% случаев наездов на пешеходов в темное время суток они находились на проезжей части в темной одежде без световозвращающих элементов, что не позволило водителям транспортных средств вовремя заметить их и принять соответствующие меры по недопущению наезда. Этому сопутствовали, в том числе, и неблагоприятные погодные условия: дождь, туман.
Использование световозвращающих элементов в темное время суток особенно актуально для учащихся образовательных учреждений, которые направляются из дома в утренние часы в школу и зачастую вечером возвращаются домой из школы без сопровождения взрослых, при этом вынуждены самостоятельно переходить дорогу. Присутствие световозвращающих элементов как у взрослых, так и у детей, в том числе на верхней одежде, поможет значительно снизить дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов.
Из практики применения световозвращателей в Финляндии известно, что на неосвещенной дороге пешеход без световозвращателя подвергается более чем 8-кратному риску несчастного случая по сравнению с пешеходом, пользующимся световозвращателем. При применении световозвращающих катафотов риск гибели для пешеходов уменьшается примерно на 70%.
Научными исследованиями, проведенными в Швеции, доказано, что полностью одетый в черное человек с небольшой биркой из световозвращающего материала размером 5-6 см замечается водителем на значительно более дальнем расстоянии, чем человек, полностью одетый в белое. По оценкам норвежских исследователей, использование различного рода элементов из материалов со световозвращающим эффектом позволит снизить количество ДТП с пешеходами в темное время суток на 30-70%, в сумерки – на 15%.
В связи с этим во многих странах пешеходам предписано при недостаточной освещенности либо иметь световозвращающие элементы в своей одежде (нашитые или прикалываемые полоски, значки и т.п.), либо держать предметы с такими элементами в руке, например, в виде крупных эмблем, прикрепляемых к дамским сумочкам, мужским кейсам и т.д.
Что касается водителей, то для обеспечения их безопасности при ДТП или вынужденной остановке транспортного средства, особенно на дорогах с интенсивным движением транспорта, и выходе на проезжую часть для устранения неисправностей им необходимо надевать жилеты со световозвращающими элементами. Подобные жилеты значительно повышают видимость. Учитывая, что жилеты изготавливаются из фоновых и световозвращающих материалов, они делают человека видимым 24 часа в сутки – днем за счет флуоресцентного фонового материала, а ночью за счет световозвращающих элементов.
Яркий пример использования жилетов со световозвращающими элементами для обеспечения личной безопасности в условиях дорожного движения в настоящее время – это жилеты сотрудников Госавтоинспекции и дорожных служб. Любой водитель согласится, что человек в таком жилете заметен на дороге на значительно большем расстоянии, чем без него.
Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих странах. Так, в частности, требования об обязательном ношении защитного жилета действуют в Италии и Испании с 2004 г., Австрии и Португалии – с 2005 г., Хорватии – с 2006 г., Бельгии, Болгарии и Норвегии – с 2007 г., Люксембурге и Венгрии – с 2008 г.
Водитель, покинув автомобиль после вынужденной остановки, в том числе для установки знака аварийной остановки после ДТП, обязан надеть защитный жилет. Это правило распространяется в некоторых странах и на пассажиров автомобилей и мотоциклистов (Бельгия, Люксембург, Хорватия). Во время поездки защитный жилет должен висеть на спинке сидения водителя.
x