По опыту прошлогоднего путешествия на авто в Швейцарию, было принято решение останавливаться исключительно в кемпингах и спать в машине, на специально оборудованном спальном месте, размером 190 на 100 (в ногах 120 см - это на много удобнее чем просто в палатке, так как нет надобности устанавливать ежедневно палатку, надувать матрас, потом это все собирать, да и комфортнее) ).
Плюсы остановок в кемпингах:
- дешево (в среднем 170 нок за машину без палатки, это 800 рублей, а отели в Норвегии начинаются от 6000р за ночь)
- всегда можно остановиться в пределах одного часа (обычно не более 30 минут) после того, как было принято решение о ночевке (но мы в Москве наметили те кемпинги, где хотели ночевать, так что у нас с этим вообще проблем не было, но так как от изначального плана мы слегка отбились, то три кемпинга были спонтанные – тоже очень клевые)
- ближе к природе (в Норвегию же как раз едут для того, чтобы окунуться в природные красоты, а как хорошо вечером с чашечкой чая посидеть на берегу фьерда, послушать «пение» чаек, шум листвы и прибоя)
В общем, в кемпингах есть все, что нужно для комфортного времяпрепровождения - душ, туалет, электричество, кухня, стиральные машины. Европейцы вообще в кемпингах останавливаются на 3-4 дня и живут в огромных палатках или в кемперах, мы же использовали кемпинги исключительно для ночевок.
Наше питание состояло из каш и супов быстрого приготовления (внусняшка обалденная ), закупали в Москве), мюсли и хлопьев с молоком или йогуртом, а также бутеров с колбасой и сыром во время дневных походов по природным достопримечательностям, покупали в основном в магазинах coop (цены конечно жесть – хлеб 150р батон 700 граммовый, молоко 100р, колбаса сыр от 150р 200 грамм в нарезке, дорого все короче ) ). Иногда покупали сендвичи, к примеру, на рыбном рынке в Бергене можно закупиться такими сендвичами и салатами (это тоже что-то вроде достопримечательности).
Неспешная подготовка к путешествию началась с получения виз. Визы получали самостоятельно в консульстве Норвегии в Москве. Это второе самостоятельное получение шенгена после французского. Честно сказать, откровенно все хуже организованно, прием с 10 до 12, четыре дня в неделю, запись только фикция, обязательно надо приезжать сильно заранее и когда запускают ломиться в здание, так как есть народ который без очереди пытается проскочить, кто-то говорит что по записи, в общем, каменный век и никакой цивилизации – ну такой менталитет русского человека, как вывод, главное попасть внутрь, а уже в консульстве все быстро и без вопросов ). Сдали весь требуемый комплект (в качестве брони проживания приложили емеил переписку с кемпингами – пишите в кемпинг, что хотите у них остановиться в такой-то день, они отвечают Велкам плиз, и все ) приложили маршрут путешествия ну и другие нужные доки). По факту был другой маршрут и в кемпингах мы некоторых не останавливались или останавливались в другие дни (паром мы бронировали уже после получения визы, поэтому машрут был фиктивный – в обход ботнического залива )). Визы нам дали через 11 дней - также пришел в пол восьмого, 2,5 часа покуковал, потом вломился в консульство и через 15 минут счастливый звонил жене и сообщал хорошую новость, что визы получены и можно поковать чумоданы ). Хоть это у нас и 5 шенген, но всегда остаются опасения, а вдруг не дадут, но все ок.
После получения визы оплатили паром Турку-Стокгольм туда обратно. Рассматривали разные варианты: суточный паром Питер-Стокгольм, вечерний и дневной паром на СильяЛайн, даже думали через Ригу рвануть, но в итоге остановились на дневном пароме ВикингЛайн из Турку. Причина – цена. Не знаю, что у них за дисконт был, но автопакет с каютой (самой бюджетной) стоил 35 евро в одну сторону – это дешевле чем на машине ехать из Турку в Стокгольм по маршруту движения парома ) Бронировали и оплачивали через сайт викинглайн евровой visa. Честно до последнего думали, что нас попросят доплатить ), ну очень дешево, но в итоге как и в брони ) 70 евро туда-обратно за авто и двух человек. К слову, дневной автопакет без каюты стоил почти в два раза дороже ), не понять нам этих финннннов ).
Так как в каждой стране скандинавии своя валюта (евро, шведские кроны и норвежские кроны) меняли валюту в России в банке Юникредит (самый шоколадный курс был за неделю до отправления) купили 10000 нок (по 5,1р) и 2000 сек (4,4р). Люди, приученные к оплате везде и всегда картами, могут не париться, прием карт осуществляется повсеместно, но мы привыкли к кешу ). Также имели несколько карт для подстраховки, к счастью, не понадобились.
В прошлом году мы ездили с боксом, но на этот раз все разместили внутри авто (в деревянном коробе – писал про эту конструкцию ранее, кому интересно могу еще раз расписать, а также между передними и задними сидениями). Удивительно, но все поместилось даже без утрамбовывания ногой ).
Ну а теперь, про саму поездку )
Даты: 23 июля – 6 августа, выехали из Москвы в пять вечера в субботу, вернулись в три дня тоже в субботу. После отпуска всегда лучше вернуться хотя бы на один день пораньше, чтобы отдохнуть после отдыха ), и пройти некоторую акклиматизацию, а то сразу на работу – не айс ).
Достопримечательности, которые мы посмотрели:
1. Ночной Питер с разведенными мостами (очень взбодрило после 700км автопробега от Москвы до Питера)
2. Аквариум SeeLife в Хельсинки (у нас был лишний день, поэтому решили посетить этот аттракцион – ничего особенного, надо искать более крупный аквариум ) )
3. Паром Турку-Стокгольм (для нас это достопримечательность ) – ну что тут сказать, отель на воде, огромный и комфортабельный с барами, кино и дютифри на борту, дютик дорогой, дороже чем в наших магазинах, но дешевле чем в Финляндии и Швеции ), наши самые дешевые каюты – это аналог купе в наших поездах, при этом есть душ и туалет в коридоре – все чистенько и приятненько, нам понравилось ) )
4. Пейзажи Норвегии (весь маршрут по Норвегии – достопримечательность, красоты неописуемые, тут больше не добавишь, фотографии этой красоты не передают)
5. Дорога 45 вдоль плато Frafjordheiane (попали в жуткий дождь и низкую облачность, в общем, ничего не увидели ), только в начале пути было более менее, но все равно пасмурно )
6. Люсефьерд и Прекестолен (выдвигались в облачность, но надеялись на улучшение погоды, по пути пейзажей не видели, но когда поднялись, то солнышко выглянуло на 20 минут, можно сказать, повезло, пока фоткались в разных ракурсах, опять затянуло облаками и когда спустились на саму кафедру вида уже вообще не было, а народу таааам – как на базаре в выходной день, и каждый туда приходит с бутерами и устраивает пикник – мы не исключение ) )
7. Дорога 13 вдоль фьердов (очень красивая дорога, как назло фотик разрядился и ничего не сфотографировали, только впитали красоту в себя, в очередной раз расстроился, что розетку 220В в форды начали ставить только с Куги)
8. Водопад Latefossen (самый впечатляющий водопад из увиденных в путешествии, два рукава мощного потока бурлят, шумят и брызгают - красиво)
9. Тропа к Языку Тролля и сам Язык Тролля (ключевая достопримечательность в нашем туре, тут можно говорить долго, если кого-то нюансы интересуют задавайте вопросы, буду отвечать – маршрут очень сложный, и идти нужно только тем, кто одержим идеей дойти до языка, но если дошли, то можно причислять себя к списку избранных, эта достопримечательность не для всех, короче ), особенно сейчас, когда фуникулер Magelibanen, который поднимает на 470 м выкупили местные жители и он закрыт для туристов, поэтому 2560 ступеней технической лестницы нам пришлось проходить вручную – короче, я чуть не помер, наверное даже раза 3, супруга молодцом, шла впереди и мне было стыдно, но я грел себя мыслью, что я прикрываю тыл и поэтому целенаправленно иду снизу и неспеша ). После того как поднимешься по этому фуникулеру – поднимались мы час – остается еще 4 часа пешего трипа с одним очень серьезным подъемом и кучей последующих подъемов и спусков. Один русский турист (в сети его ник kortchak) очень подробно описал маршрут, за что ему отдельное спасибо. Процитирую его описание тропы на тролльтунгу – «Как известно, Magelibanen имеет следующие характеристики: длина 985 метров, высота 470 метров, ступеней 2560. По карте легко считаем, что путь на Язык составит 9 км. Но мы набираем высоту и немалую. 10 метров набора высоты равны примерно 100 метрам пути. Считаем. На первом километре набираем почти 500 метров (собственно, фуникулёр). Потом километр по ровной долине вдоль домиков. Потом набор ещё 300 метров в седловину между двумя вершинами. В этот момент мы оказываемся на высоте 1170 метров над уровнем моря, т.е. почти на высоте Языка. Но тут же следует спуск в долину метров на 100, потом подъём. И так вверх-вниз до языка. Набор высоты составит более 1000 метров. Это добавляет к нашему пути 10 км. Получается, до Trolltunga 19 км пути, т.е. 3,5-4 часа бодрого хода.» По нашим наблюдениям – очень бодрого хода, так как мы шли 5 часов, но правда мы заблудились – это где-то минут 20-30 нам можно сбросить. Заблудились – это отдельное история, стало действительно страшно, так как кругом облака, молоко, туман, видимость 20 метров и кругом скалы и обрывы, но сориентировались (маршрут размечен буквами Т, но в условиях низкой облачности мы упустили из виду Т и прошли нужный поворот, хорошо что была натоптанная тропа и мы смогли вернуться к развилке), дошли до тролльтунги довольные и счастливые, хоть и очень уставшие, а потом еще 4 часа обратно. Красота и ощущения, что мы это сделали непередаваемые, мы шли в абсолютном молоке, но когда дошли, на языке почти полностью развеялись облака, правда всего на 10 минут. Хотим еще! Правда, непосредственно после возвращения повторять подвиг не хотели ни за какие сокровища, но прошло менее двух недель и опять туда тянет).
10. Водопад Steindalsfossen (проездом проехали его мимо, водопад примечателен тем, что под ним есть тропа, то есть за водопадом можно пройти, но так как он очень туристический (читай куча народу), а у нас на маршруте был запланирован еще один водопад такой, хоть и поменьше и к нему мало кто ходит, то мы просто этот водопад посмотрели из окна авто – красивый, мощный, на фото он в конце озера ) )
11. Берген и рыбный рынок Бергена (в Берген мы не планировали ехать вообще, но что-то решили заскочить и увидеть своими глазами легендарный рыбный рынок – заскочили, увидели, рынок как рынок, рыбный ), но посмотреть стоить, особенно тем, кто неравнодушен к морепродуктам, Берген симпотичный город, но очень много туристов)
12. Водопад Tvindefossen (проезжали уже вечером, водопад как водопад, таких мы видели много, но он рядом с дорогой, так что всегда можно заехать и сфоткаться у потоков воды, а еще рядом с ним расположен кемпинг, можно остановиться на ночевку и засыпать под колыбель шумящей воды)
13. Дорога Stalheimskleiva (уникальный горный серпантин при подъезде к Фламу, даже мне было страшно ) мы еще думали, может не ехать по нему так как было уже поздно, но к счастью поехали – супер, всем советую и желательно днем в хорошую погоду)
По логике вещей 14 пунктом этого списка должен был бы быть Флам и Фламская железная дорога, но мы как-то не прониклись, к тому же на этот атракцион надо было выделять целый день, брать велики на прокат, наверх по железке ехать в поезде, а вот вниз спускаться на велосипедах по тропе – так можно получить 150% удовольствия. У нас дня не было, поэтому решили оставить эту достопримечательность на следующий раз )
14. Смотровая площадка Utsiktspunkt на Аурландсфьерд (красиво, как говорится маст ту си, нам повезло с погодой была отличная видимость, к сожалению, еще в Бергене я уронил на асфальт фотик, так что на всех фотографиях появилась полоса, как будто пылинка на матрице, на фото еще можно убрать, а вот на видео очень заметно и никак не уберешь, у нас не зеркалка в походных условиях не почистишь. Ну а вид со смотровой площадки вне всяких похвал – очень красиво)
15. Дорога 243 («снежная дорога» горный серпантин. И правда лежит в некоторых местах снег, погуляли по снежку немного, перевал там небольшой 1350 м, но по меркам Норвегии это высоко, к слову в Швейцарии мы были на перевале 2500, так что для нас этот перевал показался непримечательным ) )
16. Ледник Нигардсбреен (обычно всех туристов везут на ледник Бриксдалбреен, мы же поехали на другой. Вообще, это оба языка одного ледника, но нигардсбреен менее растяявший и мы поехали к нему. Очень понравилось, первый раз были на леднике, это действительно лед, и ветер по температуре ледяной дует с ледника, идти до ледника с парковки минут 40 – после тролль тунги баловство ) )
17. Водопад Tvinnefossen (это тот водопад за которым можно пройти, нам очень понравилось, народу никого, расположен у очень милой деревушки на нордфьерде, тихо, спокойно – красота)
18. Нордфьерд (дорога вдоль фьерда очень красивая, в общем и все ) )
19. Остров Рунде (единственное место нашего трипа, где мы констатировали, что с погодой нам не повезло, вид на океан и на тупиков (птички такие) открывается с западной части острова, а там была облачность и дождь лил весь день, поэтому мы дошли только до северного пейзажа ) но тоже ничего так, понравилось ) )
20. Смотровая площадка на плато Далсниба (ну это всем все понятно, туристическая точка, если с погодой повезло, то отлично, не повезло, имеет смысл подолжать часок полтора, возможно рассосется – именно так было и у нас ) )
21. Гейрангерфьер (ну тут ничего не добавить – объект ЮНЕСКО, этим все сказано, поплавали на пароме по фьерду, посмотрели водопады и скалы - красиво)
22. Дорога Орлов (отличный серпантин, с не менее отличной смотровой площадкой)
23. Дорога Троллей (нам с погодой не повезло, сверху была облачность и ничего не было видно, после первых двух петель спуска опустились ниже облаков и открылись виды – красиво, но честно серпантин как серпантин, перед Фламом на Stalheimskleiva страшнее было, хоть и не такое количество петель, но проехать по Trollstigen обязательно стоит ) хотя ранее этот серпантин был страшнее, на фото виден кусок старой дороги)
24. Городок Буд (заехали в него спонтанно, посмотреть форт времен второй мировой и еще раз на океан, не жалеем
)
25. Атлантическая дорога (я думал, там огромное количество этих модных изогнутых мостов, а по большому счету он всего один, но зато какой ), и лучший вид на него открывается с одной точки, оттуда все и фоткаются)
26. Город Кристиансунд (мимо него не проехать, если едешь по атлантической дороге, очень дорогой въезд и выезд из города – 200 крон заплатили, немного погуляли, Берген круче ) )
27. Стокгольм (обратно у нас также был дневной паром, а в Стокгольм мы приехали в 7 вечера, и у нас был весь вечер и ночь на прогулку по городу, город очень понравился, чем-то напомнил Прагу, чем-то Таллин, супруге моей напомнил Флоренцию. Самое замечательное, что паром Викинглайн пришвартовывается прямо у старого города, и с его верхней палубы открывается замечательный вид)
После Стокгольма из достопримечательностей была только Финско-Русская граница и прибытие домой ).
Подневной отчет писать не буду, не всем думаю, это интересно. Расскажу про основные моменты, которые могут пригодиться будущим путешественникам.
Граница: мы проходили границу в Торфяновке в 5 утра туда, и в 3 ночи обратно, машин не было, мы всегда (то есть второй раз из двух ) ) стараемся проходить границу ночью. Однако, когда мы въезжали в Россию, в 3 ночи из России была некислая такая очередюга, так что как повезет. Вот сайт по которому можно спрогнозировать загруженность
http://www.nagranitse.ru/ погранпереходов с Финляндией, им мы и руководствовались, лучше сразу жать на ссылку «история обновлений» – там в конкретное время загруженность, и на мой взгляд честная.
Бензин: в Норвегии ооооочень дорогой – 75 р литр. В основном на заправках два вида топлива – бензин (blyfli 95) и дизель, blyfli – это бензин с добавлением биоэтанола (обычно 10%, иногда обозначается 95Е10), простого 95 в Норвегии нет, в Швеции и в Финляндии иногда встречается. На крупных заправках есть 98 и топливо Е85 – это практически чистый биоэтанол (85%), его можно заправлять только в авто с адаптированными двигателями, в наши лить нельзя, хотя очень хочется, так как дешевле в полтора раза.
Заправки: есть два вида, полностью автоматы и ручные в дневное время, но с автоматическим режимом круглосуточно. Если вы как мы, платите кешем, то надо о бензине думать заранее, иначе ночью не заправиться. По факту мы заправлялись на ближайшей заправке после того как стрелка переползет отметку «середина бака». И не забудьте заправить полный бак перед границей с Финляндией ). Также мы заправили полный бак перед границей с Норвегией (в Швеции бензин хоть и дорогой, но дешевле чем в Норвегии – 65р литр).
Дороги: узкие, извилистые, красивые, ехать одно удовольствие. Разметка нам не привычная – длинная прерывистая и короткая прерывистая. Длинные штрихи с короткими разрывами – обгон запрещен, короткие штрихи (как у нас) – обгон разрешен. Цвет разметки – желтый. Зон для обгонов не так уж и много, но поток машин небольшой, к тому же если кого-нибудь догонишь, то он едет все равно приблизительно с той же скоростью что и ты, и можно за ним катить и не напрягаться, будь то кемпер, легковушка, автобус или фура, щадящих на подъем тихоходов как в России там нет. Пару раз догоняли трактора, но они при первой возможности сворачивают в карман и дают обогнать. Но каюсь, несколько раз под прикрытием норгов обгоняли через длинную прерывистую, то есть пару норвежских машин на обгон пошли, и мы за ними ). Некоторые серпантины на столько узкие, что двум машинам на них не разъехаться, для этого предусмотрены карманы, то есть нужно немного прогнозировать поток и смотреть подальше вперед на таких дорогах.
Паромы: в Норвегии куча паромов, все отлично организовано, быстро и без проблем, некоторые паромы оплачиваются перед въездом, некоторые уже на пароме, все происходит прямо в машине, и выходить, если отсутствует желание посмотреть на фьерд с воды, нет необходимости.
Платные дороги: в Норвегии очень много платных дорог (система AutoPASS), при этом большое количество пунктов оплаты – автоматические, то есть нигде рядом нет кабинки, в которую можно отдать деньги. То есть проскакиваешь этот платный участок и все. У норгов, все оплачивается автоматически, в машинах есть специальный датчик. У приезжих, есть два пути, это оплачивать проезд в специальных пунктах Kr-service (обычно на заправках, но не на всех, а на тех которые обозначены как кр-сервис, эти пункты могут быть расположены и в 40 км от платного участка). Либо зарегистрировать банковскую карту на сайте
AutoPASS указать номер машины, и тогда вроде как все будет автоматически списываться и париться не надо. Мы так не сделали и искали кр-сервис, в итоге три раза не нашли, общей суммой на 105 крон, так что посмотрим, что будет ). Говорят, что просто должна прийти квитанция на оплату, надеюсь так и будет, и не будет никакого штрафа, как и штрафов за превышение скорости ).
Навигация: использовали Igo 8, но так как он уже не поддерживается, то карты были полуторагодовой давности, но в целом, оказались точные. Вообще не представляю, как за рубежом ездить без навигатора ).
Погода: можно сказать, что нам с погодой повезло, конечно, могло быть и лучше, но могло быть и намного хуже, в общем, дождя почти не было, была только низкая облачность. Температура +15 +20, в горах холоднее, короче комфортная температура. Норвегия северная страна на побережье, так что погода очень переменчива, теплая одежда обязательно должна быть в комплекте путешественника, у нас также были дождевики, пригодились один раз в Финляндии ).
Животные на дорогах: а именно овцы, гуляют вообще везде, машин не боятся, могут спать на дороге, могут идти вдоль, а могут прям перед машиной начать переходить на другую сторону, как только заприметили овцу (обычно они передвигаются слабоорганизованными группами), снижайте скорость. Нам пришлось один раз почти в пол оттормаживаться, хорошо, что без последствий. Один раз объезжали стадо коров ) две из которых целовались прям по середине дороги ) почти по обочине объезжали (и это на основной трассе, а не на второстепенной дорожке). Оленей и лосей в Норвегии не встретили, встретили уже на обратной дороге в Швеции лосиху и двух лосят ), забавные.
Пешие прогулки: Норвегия славится своими красотами, до некоторых из них придется идти продолжительное время. К примеру, Trolltunga (Язык Тролля), как уже говорил, поход к нему у нас занял 5 часов по сильно пересеченной местности с большим количеством крутых подъемов и спусков по камням, 1 час там и 4 часа обратно (итого 10 часов). Маршрут очень сложный, сказать, что мы устали – это ничего не сказать, три раза посещала мысль развернуться, но это было не спортивно, в итоге дошли и были вознаграждены, облака развеялись и мы увидели всю красоту, хоть и немного в дымке ). До Прекестолена 2 часа хода – ерунда в общем ). Но всегда трезво надо оценивать свои силы и на длинные маршруты брать поесть, побольше воды, сменную одежду и дождевики.
Ну вот наверное и все ),
x