Автопробег Путина по Дальнему Востоку завершился в Чите масштабным совещанием. Такого совещания — и по рангам присутствующих и по называемым суммам, и по масштабам данных обещаний, в Чите не было с момента приезда президента в феврале прошлого года.
Встреча, как сразу отметил премьер, была посвящена подведению итогов, но не итогов строительства дороги, а его движения по ней.
После краткого упоминания об истории трассы, строительство которой началось в 1978 году, остановилось с 1997 по 2000 и возобновилось в начале XXI века, Путин коснулся финансовой стороны вопроса. Цифры, звучавшие на совещании, казались весьма и весьма внушительными. Судите сами - с 2000-го по 2010-ый в «Амур» было вложено 77 миллиардов рублей. Почти 10 миллиардов в этом году. Наверняка такие же значительные деньги будут потрачены и на дальнейшее её развитие.
Не откладывая в долгий ящик, премьер намекнул, что думать об обслуживании трассы нужно сегодня: «Там должны быть оставлены предприятия, которые будут производить необходимые материалы и в регулярном режиме поддерживать эту автотрассу в надлежащем виде. Если этого не сделать, то спустя какое-то время вся работа может пойти насмарку».
Деньги на это есть, как можно было понять из выступления премьера, говорившего о создании федерального дорожного фонда и концентрации в нём средств.
«По предварительным оценкам, объём федерального дорожного фонда в будущем году составит 377 миллиардов рублей, а это уже на 80 с лишним миллиардов больше, чем планируется потратить на дороги из федерального бюджета в текущем 2010 году. Но и в последующем эти средства будут нарастать: к 2015 году это будет почти 500 миллиардов», - сказал Владимир Путин.
О необходимом ремонте говорил и министр транспорта Игорь Левитин в своём докладе. Помимо этого он упомянул о необходимости перепроектировать трассу, чтобы вывести её из населённых пунктов.
«Дорога не просто заходит в населённые пункты, там в метре от дорожного полотна стоят дома. Как строили?», - перебил его Путин.
Не обратив на это внимания, министр продолжил докладывать о необходимости строительства придорожной сети для отдыха, ремонта и медицинского обслуживания.
Отдельно он проговорил и состояние связи: «На встрече с вами водители говорили, что очень тяжело дозвониться, практически отсутствует связь. Мы договорились с Игорем Олеговичем — глава Минтранса кивнул в сторону министра связи Щеголева. — Он будет докладывать».
«В некоторых районах мобильной связи просто нет. Она не работает, - показал свою осведомлённость премьер. — В Забайкальском крае между населёнными пунктами по 300 километров, в Амурской области по 200-150. Если нет связи, водители справедливо говорят, то даже не вызвать скорую помощь».
Щеголев попытался объяснить проблему отсутствием связи, но нарвался на жёсткую реплику премьера: «Значит надо работать. Нужен план».
К разговору с министром связи Путин вернулся после доклада Левитина.
Щёголев пояснил, что сейчас его ведомство разрабатывает совместно с Минтрансом новый подход — учитывать потребность в связи при проектировании дорог.
«Сейчас, когда работы уже проделаны, надо будет долбить то, что недавно совсем построено и копать там, где недавно велись строительные работы»», - пояснил он неэффективность существующего подхода. Однако сегодня уже разрабатывается проект с привлечением к прокладке связи энергетиков, РЖД, Ростелекома и его «дочек», который позволит решить вопрос к сентябрю следующего года.
«А когда начнёте?», - поинтересовался Путин.
«Уже начали, - торопливо проговорил Щеголев. - После этого совещания будем собирать всех наших коллег, которые могут быть задействованы и составлять представление, когда они смогут уложиться. Потому что мы можем нарисовать достаточно коротко. Но мы зависим ещё от энергетиков, транспортников и коллег из сельского хозяйства».
«Хорошо. Когда закончите конкретно? - спросил премьер, и словно не слыша министра, сказавшего про декабрь, продолжил, - давайте так и запишем — в конце ноября. И приступить к работе когда сможете?»
Поставив перед Щеголевым задачу — сделать в конце ноября проект, в мае начать работы, а в сентябре закончить их, Путин обратился к замминистру здравоохранения.
Из доклада Владимира Белова стало ясно, что Минздрав планирует создавать трёхуровневые медицинские центры. Для помощи пострадавшим в ДТП - от тяжело травмированных до требующих первичной помощи.
Эти центры также будут обеспечиваться реанимационными автомобилями. В пример Белов привёл почему-то только Амурскую область, которая получит 20 таких автомобилей.
Остановив замминистра, Путин потребовал назвать точное время и конкретные действия.
Конкретики, судя по всему, у Белова не было, как и проекта соглашения, о котором он говорил премьеру. Не добившись от представителя минздрава точных дат, Путин поставил их самостоятельно: «Если с 1 января вы откроете финансирование, то эти соглашения должны быть подписаны гораздо раньше».
«Мы берём на себя обязательство — подписать всё в ноябре», - по-военному отреагировал Белов.
«Хорошо. - одобрил его обещание Путин. — Мы запишем это в протокол сегодняшнего заседания. В ноябре вы подпишете соглашения со всеми субъектами федерации, которые лежат по трассе «Амур». И в этих соглашениях будет отмечено, какое медучреждение какую работу выполняет, и какую помощь окажете вы этим учреждениям».
Оставив в покое погрустневшего Белова, премьер-министр обратился к заместителю министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александру Волосову.
По словам представителя МЧС, на трассе «Амур» уже задействовано 30 пожарных частей и шесть поисково-спасательных формирований. В дальнейшем будет идти обеспечение этих формирований спасательными автомобилями и привлечение авиации к спасательным работам.
Впрочем, идеальное представление о работе МЧС попытался разрушить Владимир Белов: «Если две машины столкнулись, то никто не будет объявлять чрезвычайной ситуации, а самолёты и вертолёты МЧС могут подниматься только при какой-то ситуации».
«Абсолютно не так. По любому сигналу наша авиация поднимается и выполняет работу», - спокойно парировал Волосов.
«Если Владимир Сергеевич в чём-то прав, то надо заранее посмотреть и поправить. Мы просто постановление правительства можем сделать», - вмешался в разговор Путин.
Примерно в таком же ключе прошло выступление министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Он сообщил, что на трассе наблюдается рост числа ДТП и в очередной раз сказал о необходимости создания большего количества постов. Их, по мнению министра, нужно размещать в известных уже местах отдыха дальнобойщиков и связать с другими ведомствами, для оказания всесторонней помощи водителям.
Губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин во время своего выступления не выглядел хозяином. Может быть, причиной его сбивающегося голоса была усталость — шёл первый час ночи, а может и банальное волнение. Во-первых, глава региона поблагодарил присутствующих, затем перешёл к просьбам. Заключались они в выделении средств на обустройство подъездов к населённым пунктам.
Больше внимания Гениатулин уделил двум другим дорогам, идущим к границе с Монголией и Китаем. Оба пути требовали внимания со стороны федеральных властей.
Трассу «Чита-Забайкальск» губернатор даже поставил в пример, отметив наличие на ней всей инфраструктуры и поделился опытом: «Решать проблемы нужно комплексно. Чтобы на определённом отрезке в 200-250 километров был хороший кемпинг, заправка, обязательно аптечный киоск и магазин, и чтобы автомобили могли ставиться под охрану. Нужно отметить, что хулиганствующих элементов на дороге достаточно у нас. Раз в месяц какое-нибудь ЧП случается. К сожалению, даже с туристами. Надо чтобы люди ночевали не в тайге, не на обочине, а обязательно в обозначенных местах».
Кроме того, Гениатулин указал на то, что правительству было бы неплохо поставить жёсткий план мероприятий, в котором указать обязательства региональных властей. Тогда, по его мнению, все задачи решились бы в достаточно короткие сроки.
Впрочем, такой план, может быть и не адресованный регионам, на совещании был поставлен. Конкретные поручения и указания получили все ведомства — и связь, и транспорт, и медицина, и спасатели, и милиция. Однако убедиться в их исполнении смогут только путешествующие по трассе не на жёлтой «Ладе Калине».
x