| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
Denisik43
16 December 2013
rombik
Вот даже не знаю, вроде обычный налёт в виде сажи, но лямбде месяц наверное, может полтора от силы. Просто видел здесь фотки что красноватого цвета должен быть налёт, у меня вот на оригинале такой был, красноватый ну и чёрного немного, в основном ближе к резьбе, а выше красноватый, а тут прям весь чёрный. Но ошибок на смесь нет, да и комп диагностика когда делал тоже не показывал, но это со старым датчиком
Denisik43
а собственно какая проблема в машине? Почему лямбду мучаете?
Denisik43
16 December 2013
rombik
Расход просто огромен, по последним подсчётам 17 литров, двигатель 1,8 115 л.с.
Denisik43
16 December 2013
rombik
Да и уже решил больше ничего не мучать, поеду на следующей неделе к оф. дилеру пусть теперь они мучают, я уже не знаю что менять
Denisik43
как расход-то считали? На расход может влиять ДМРВ.
Denisik43
16 December 2013
rombik
Считал месяц назад, заправил полный бак проехал 100 км и опять полный, тогда получилось 15 литров. А потом на полном баке до лампочки ездил и получилось 17 литров, но сейчас температура ниже стала -15
Denisik43
сколько км на баке проезжаешь? Мне кажется ты ищешь черную кошку в темной комнате)))
Denisik43
16 December 2013
rombik
Залил полный бак ездил до лампочки, загорелась лампочка, поехал заправлять полный, влезло 48 литров, проехал 270 км
rombik
16 December 2013
Denisik43
проверь дмрв
У меня бывает так, заправлюсь полный бак, а маршрутник показывает, что с текущим расходом в 11,8-12,8 л проеду 330км. Выходишь на трассу и показания меняются на 600-650 км
Denisik43
16 December 2013
-1
rombik
Я так понимаю что бы его самому проверить на работающем двигателе его надо отключить и проехаться? Если машина будет тупить то он работает, а если ничего не измениться то на выброс?
А где он стоит этот датчик дмрв,( двиг.-зетек рокам по ВИНу, на крышке головки написано дюратек. сам не пойму.)?
Расход не мерил , но по проехав 100 км от полного бака стрелка на четверть меньше показывала, раньше (по стрелке) пол бака хватало на на 360-380 км смело.( Правда по трассе)
cashik:
|
А где он стоит этот датчик дмрв,( двиг.-зетек рокам по ВИНу, на крышке головки написано дюратек. сам не пойму.)? |
дюратек это и есть рокам высокой мощности.
тогда о чём вообще речь? вот когда "по уму" вычислите расход, тогда и стоит переживать...а щас "на глаз" измерять расход просто нецелесообразно
[QUOTE=ЖЕк]дюратек это и есть рокам высокой мощности.
Просто на Эксисте есть и дюратек 1,6 , и зетек рокам 1,6 выс мощьности и что выбирать не понятно
cashik:
|
Просто на Эксисте есть и дюратек 1,6 , и зетек рокам 1,6 выс мощьности и что выбирать не понятно |
вот с этим неподскажу, т.к если что то нужно то всначале здесь найду коды, согласую с теми кто ставил именно на этот двигатель...а потом уже заказывал.
ЗЫ: насколько я знаю...когда люди пробивают по микрокаду по вину запчасти, то в описании пишется рокам высокой мощности...в экзисте раньше небыло этого двигателя..может щас и появился, я незнаю к сожалению.
ЖЕкв принципе я так же делаю, вроде пока все совпадало..
ЖЕк
Хотя у меня знакомый по вину заказывал торм диски , приехал ставить на СТО, а они не подходят, благо назад забрали , а так бы потраченные не лишние тясячи.
Так все таки, где стоит этот датчик дмрв , и лямбда-зонд, если не трудно, пальцем тыкните плиз...
Oleg_KRSK
20 December 2013
1
cashik
На Рокаме (он же Дюратек) нет дмрв, там датчик давления используется (MAP)
cashik
на рокаме вроде не ДМРВ, а МАФ.
Oleg_KRSK
20 December 2013
rombikMAF и ДРМВ это одно и то же, на Рокаме MAP
да да сорри, датчик абсолютного давления
у меня дуратек 1.6.В последнее время машина перестала нормально разгонятся,до 2500 об. выше более менее,бывало не мог тронуться со светофора,работала только на холостых разгазуешь и вроде едет.Почистил сетки бен.насоса,мерил давление в норме,смотрел выс.вольт. часть все нормально.В итоге отсоединил лямбда зонд и машина поехала.Проездил без него 4 дня симптомов не было не разу,подключил опять тоже самое.В итоге поставил от 10ки с номером на конце 537 и машина полетела!
aleksey_manturovo
20 December 2013
badser85
ты ставил нового или старого образца?
и вообще какой ставить от 10 на зитек 1.8 рус
aleksey_manturovo
20 December 2013
я поставил нового образца сканмастер при проверке лямды пишет $00
p.s. от выхлопа запах бензина свечи провода новые пропусков зажигания не выдает ошибка не горит начала идти в утык,при отпускании тапки трабл проходит и идет в разгон
я поставил bosch где последний номер на упаковке 537 стоит у нас 1200 р
aleksey_manturovo
20 December 2013
может я че не так сделал белые с белыми серый с серым черный с черным на подогреве 10 ом вольтаж 14, на сигнале от 0.1 до 1.2 прыгает по графикам скачек от 0.1 до ~1.2 около 5 мсек,или все таки это дмрв???
aleksey_manturovo
20 December 2013
небольшое уточнение беда пришла с холодами на свечах был зазор 1.3 заводилась оооочень плохо уменьшил до 0.8 заводится на ура,на холостых нет нет да подтраивает,диагностика показывает только P1000
aleksey_manturovo
20 December 2013
badser85
с приходом холодов как написано выше двиг стал чахнуть при наборе скорости захлебывается при отпускании акселератора идет в разгон на хх пахнет бензом из глушака