История Ростова



Индийское наследство
posted image
Гостиница Московская, архитектор Н.Н. Дурбах, балкон второго этажа

Самая престижная гостиница Ростова предреволюционных лет — «Московская» — построена Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону. На её возведение, в основном, пошли средства, завещанные городу Нахичевани жителем Калькутты армянским купцом Масесом Бабаджаном.

Расположенная на Большой Садовой улице, «Московская» строилась в 1894-96 годы Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону на месте завещанных ему двух домовладений. Большую часть средств составил так называемый «индийский капитал» — 144 144 рубля 51 копейка. Наследство купца Бабаджана у банка, не желающего расставаться с таким крупным капиталом, выиграл посланный армянским обществом в Индию Микаэл Налбандян, немало удививший английских адвокатов великолепным знанием юриспруденции.

Проект здания разработал Николай Дурбах, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств, городской архитектор Нахичевани. Первоначально был возведен протяженный корпус, расположенный вдоль Большой Садовой улицы. Центральное положение первого этажа здания занимал вестибюль и лестничная клетка, по обе стороны от них располагались магазины с самостоятельными входами. Верхние этажи имели коридорную планировку. Главный фасад был оштукатурен и оформлен штукатурным и лепным декором в стиле эклектики с использованием композиционных приемов и декора «академических стилей» — классицизма, барокко, ренессанса.

В 1899 году над парадным входом гостиницы возводится выносной балкон-навес, на котором разместился летний зал ресторана. В начале1900-х к зданию пристроили восточное крыло. Гостиница стала называться «Большая Московская». В её номерах останавливались Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Александр Куприн, Константин Бальмонт.

После установления Советской власти первый этаж заняли магазины Доншвейпрома, Севкаввинтреста, Единого потребительского общества, верхние этажи — коммунальное жильё. Во время бомбардировок 1942 года дворовая часть здания превратилась в руины.

Главный корпус восстановили к 1955-му, восточное и западное крылья — к 1960 году.
В ходе ремонта изменился вид первого яруса фасада, значительно упрощено убранство верхних этажей, разобран навес-балкон над главным входом.

В довоенные и послевоенные годы в гостинице останавливались известные деятели культуры — Любовь Орлова, Леонид Утесов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лев Кассиль, Роберт Рождественский, Анатолий Сафонов, Михаил Шолохов и многие другие.

С 2002 года здание гостиницы — собственность ООО «Ренессанс-Дон».
Недавнее техническое обследование выявило неудовлетворительное техническое состояние основного здания, что делает неизбежным его реконструкцию. Заказчики и проектировщики едины в том, что фасад гостиницы как памятника истории и культуры должен быть сохранен в его историческом виде.

posted image
Ростов-на-дону, история, Достопримечательности, экскурсия

avatar
Lawr
16 April 2010

История Ростова
20,9K
views
9
members
27
posts

avatar
Lawr
16 April 2010

1

Лоцмейстерский пост

posted image
Лоцмейстерский пост - первая гражданская радиостанция России
Уникальное здание лоцмейстерского поста (ныне перестроенное), где под руководством изобретателя радиосвязи физика Александра Попова была сооружена первая гражданская радиостанция России, нынче расположено на левом берегу Дона у ростовского железнодорожного моста. Оно было в свое время разобрано и перенесено сюда с острова Перебойный.

Лоцмейстерский пост появился на острове Перебойном в начале 1890-х годов при выходе гирла Егурча в Таганрогский залив. Главной задачей его была передача информации капитанам судов об уровне воды в донских гирлах. Для этого здесь был установлен телеграф и мачта, на которой поднимались визуальные знаки с цифрами. Мачта размещалась над центром одноэтажного протяженного строения — на крыше возвышавшейся граненой ротонды.

В 1901 году на лоцпост прибыл известный физик профессор Александр Попов, приглашенный Комитетом донских гирл для установки приемно-передающего радиоустройства. Тогда подобные радиостанции уже были установлены им в Петербурге и Кронштадте.

На лоцмейстерском посту и плавучем маяке (на расстоянии 12 километров) была выполнена наладка оборудования, продолжавшаяся несколько дней. 27 августа 1901 года началась работа радиостанции.

В августе 1902 года Александр Попов вновь посетил остров Перебойный.
В итоге была налажена четкая радиосвязь между лоцмейстерским постом, плавучим маяком, Ростовским портом и судами, находящимися в плавании по Азовскому морю. Эта гражданская радиостанция работала более десяти лет, а после начала Первой Мировой войны была передана военному ведомству.

В конце 1940-х годов разобранное деревянное строение лоцпоста перенесли на левый берег Дона и вновь собрали вблизи ростовского железнодорожного моста, передав водной станции «Динамо».

Для лоцпоста на острове Перебойном возвели небольшой каменный домик, который неоднократно перестраивался и на котором сейчас висит памятная доска, посвященная первому в мире радиосеансу.

posted image
avatar
Lawr
16 April 2010


парк им. М.Горького

posted image
Городской сад Ростова, ныне парк им. М.Горького — уникальный природный комплекс, сформированный на участке бывшей Генеральной балки, бывшей в начале Х1Х века местом городских свалок.

Ростовский общественный сад был основан в 1813 году, когда купец Ященко завещал городу садовый участок на склоне Генеральной балки. Его примеру последовали владельцы соседних участков. Так сложился территория городского сада ограниченная Большой Садовой улицей и Кузнецкой (ныне Пушкинской), проспектом Таганрогский и Николаевским (ныне пр.Семашко). Здесь были прекращены свалки мусора, проложены первые аллеи, высаживались деревья, разбивались газоны.
Изначально, следуя рельефу места, были сформированы верхний парк и нижний, который получил впоследствии название — цветники.

Как замечали думские отчеты «…сад почти можно назвать ростовской биржей, сюда ежедневно стекается почти все торговое сословие и здесь начинаются и оканчиваются большие торговые сделки».
На территории сада у Кузнецкой улицы с 1840 года существовал первый деревянный городской театр, вмещавший около 120 зрителей. В 1864 году появилась первое деревянное клубное здание «Ротонда», включавшее зал, две гостиных и биллиардную. Её в 1893 году сменило каменное здание Ротонды, на входе в городской сад с Пушкинской улицы.

К концу Х1Хвека Городской сад имел ажурную кованую ограду (архитектор Николай Дорошенко) и парадный вход с Большой Садовой улицы оформленный в виде арочных ворот с готическими завершениями. Вблизи Большой Садовой была сооружена деревянная эстрада с раковиной для эстрадных выступлений.

Общественный сад становится своеобразным клубом под открытым небом. На базе городской оранжереи начало действовать Общество садоводства и городская Комиссия по древонасаждениям, вблизи здания библиотеки и музея (у восточной границы) организовали клуб «Лаун-тенис», участок в юго-западной части занимал Летний клуб приказчиков. Были здесь детские площадки с разными забавами, спортивные площадки, скейтинг- ринг и др. В здании Ротонды устраивались любительские драматические спектакли и вечера, проходили сеансы электробиографа.

На склонах в нижней части сада были сооружены «грот», «Лебединое озеро», небольшие фонтаны, постоянно обновлялись ковровые цветочные узоры газонов, включающие экзотические растения.
Новый этап благоустройства 1920-е — начало 1930-х годов, когда сооружается каменный мост на главной аллее, меняют оформление фонтаны в верхнем и нижнем парке. В 1930 году в здании Ротонды разместился Музей революции. Через шесть лет саду было присвоено имя М.Горького. Парком культуры и отдыха он стал в 1954 году. Тогда он уже вновь был возрожден после разрушений в годы Великой Отечественной войны. Тогда в руины были превращены все здания на территории сада. В послевоенные годы иными стали парадная ворота и ограда. Были устроены выход на Буденовский проспект с фонтаном, здание обсерватории, бассейн с золотыми рыбками.
Гордостью сада в 50-70 годы были ковровые цветочные композиции на газонах нижнего парка (цветочный календарь).

В 1959 году на месте первого городского театра был сооружен панорамный кинотеатр Россия.
Парк и ныне любимое место отдыха: клубы футбольных болельщиков, шахматистов, филателистов, зеленая галерея художников, сувенирный ряд и.т.д.
avatar
Lawr
16 April 2010


особняк Черновой

posted image
Южный фасад (со стороны ул. Большой Садовой)
Это здание на углу переулка Халтуринского переулка и Большой Садовой всегда привлекало взгляд прохожих своими атлантами и кариатидами. Сегодня таким образом дома не украшают. Но именно такие архитектурные сооружения, пусть и небольшого масштаба, создают лицо города.

Построен этот дом в 1899 году по проекту городского архитектора Николая Александровича Дорошенко. Как гласит легенда, такой подарок преподнес своей «симпатии» актрисе М.Н.Черновой известнейший ростовский предприниматель Елпидифор Парамонов. Но, какие бы там ни были причины его рождения, здание, ныне характеризуемое как образец богатого купеческого дома с элементами классицизма с момента своего появления постоянно притягивало к себе внимание.

Притягивало настолько, что в эпоху бурных перемен в обществе – в 1918 году – его попросту захватывают молодые энергичные люди. Здесь поселяется сразу ставшая известной «Театральная мастерская», которую возглавил впоследствии ставший известным режиссер Павел Вейсбрем. Было ему тогда чуть больше 20 лет и называли его «парижским мальчиком», поскольку прибыл он в Ростов прямо из Сорбонны.

«Театральная мастерская» занималась освоением новых театральных форм и брала для постановок драматургический материал, в том числе - и современных поэтов. Среди них была и пьеса «Гондла» Николая Гумилева. Можно представить себе, как удивился автор, в годы гражданской войны проезжавший из Севастополя через Ростов, когда увидел возле ростовского вокзала афишу своей пьесы-поэмы! Он не преминул посетить студию, и молодые люди представили ему отрывки «Гондлы». Их игра восхитила автора, и он пригласил их в Петроград, согласившись стать заведующим литературной частью их театра.

Увы, когда «Театральная мастерская» приехала в Питер, Гумилева, обвиненного как участника контрреволюционного заговора, уже не было в живых. Но студийцы не растворились в безбрежном море советского театрального искусства. Самые известные из них – Антон и Евгений Шварцы, бывшие студенты тогда Донского университета, впоследствии известный чтец и известнейший драматург.

А бывший дом Черновой, где происходила знаменательная встреча, ожидала необычная судьба. Кто здесь только не обитал - начиная с детской коммуны и заканчивая партийными документами. Строительство вплотную многоэтажного доходного дома не прошло даром. Подъем подземных вод привел к тому, что в стенах здания, переживших Великую Отечественную, появились глубокие трещины. Входная дверь уже не входила в перекошенный проем. Особенно выразительно разрушалась одна из кариатид, постепенно терявшая части своего каменного тела.
Решено было произвести разборку здания с оставлением несущих стен и последующим восстановлением фасада. Сегодня некоторые презрительно называют восстановленный дом «новоделом» и вовсе не памятником архитектуры, так как новые владельцы, переменив назначение особняка, поменяли его внутреннюю планировку.

Позволим себе с этими критиками не согласиться. Для градостроительной ситуации донской столицы это лучший вариант. Сохранено - хотя бы внешне - одно из красивейших зданий Ростова, придающих ему неповторимый колорит. Эти стены все-таки видели Николая Гумилева, поэтому и должны быть украшены памятной доской. Висит же памятная доска Сергею Есенину на доме, где он никогда не бывал, начинающаяся словами: «На этом месте…»

posted image
avatar
Lawr
16 April 2010


Мемориальная ротонда

posted image
Таких сооружений малых архитектурных форм, как ротонды, в России много. Но лишь в одном месте это вполне гражданское сооружение построено в память о вполне военной крепости. Построена мемориальная ротонда в память о крепости Святителя Димитрия Ростовского и стоит на остатках её валов в парке, который сейчас носит название парка Первого Мая, а во время ее возведения бывший садом Летнего коммерческого клуба

Биография сада началась в 1855 году, когда члены Ростовского коммерческого клуба выкупили для сада пустующее место на тогдашней окраине города. Там находился холм, оставшийся от редута крепости. Тогда здесь были разбиты первые аллеи, устроены газоны, впоследствии насажены липы. В 1890-е годы сооружаются деревянное здание клуба, летняя эстрада, садовые павильоны, ныне не сохранившиеся.

В 1901 году на фрагменте редута появляется мемориальная ротонда в неоклассическом стиле. Её проект за три года до сооружения составил городской архитектор Николай Дорошенко, который являлся членом коммерческого клуба. Размещалась ротонда на площадке высокого цокольного яруса, который скрывал остатки земляного редута. Её изящная беседка сформирована шестью ионическими колоннами под невысоким куполом. Видовая площадка ротонды ориентировалась на цветочный партер аллеи и предназначалась для созерцания и любования цветочными композициями. От площадки ротонды расходились симметричные дугообразные марши распашной лестницы. Между ними в начале 1910-х был устроен бассейн сложной конфигурации, обрамленный фигурным парапетом.

В начале 1950-х здание бывшего коммерческого клуба было передано Дому физической культуры.

Сегодня на территории парка можно по-прежнему видеть мемориальную ротонду и бывший коммерческий клуб. Но их архитектурный облик значительно упрощен.
avatar
Lawr
16 April 2010


Подарок жене

posted image
В Ростове-на-Дону до сих пор ходят легенда о том, что одно из красивейших зданий города – нынешнее здание зональной научной библиотеки ЮФУ на Пушкинской - купец и книгоиздатель Николай Парамонов подарил боготворимой им жене Анне Игнатьевне.

Дом по заказу Парамонова выстроил в 1914 году выпускник Высшего московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонид Эберг. Строгое изящество здания, присущее постройкам начала ХХ века в неоклассическом стиле, и сегодня притягивает взгляды. Колонны с ионическими ордерами, распашная лестница у их основания на главном фасаде, балюстрады парапета – все это сливается в единый образ. Примечателен и южный фасад здания, имеющий террасу с двумя рядами колонн. Она выходила в сад, где находился изящной формы фонтан.

Среди студентов бывшего РГУ ходили слухи и о существовании в саду шампиньонной поляны. Интерьер здания не менее примечателен и, прежде всего – центральным залом, имеющим естественное освещение через стеклянный потолок. По свидетельству современников, в случае торжеств раскрывался люк посреди зала, и на лифте с цокольного этажа поднимался сюда накрытый стол.

Однако недолго в этом замечательном здании довелось пожить его хозяевам. С началом гражданской войны здесь успели побывать и Ростово-Нахичеванский военно-революционный комитет, и штаб Добровольческой армии. После установления в Ростове Советской власти особняк не раз менял свое назначение, будучи и клубом строителей, и институтом переливания крови, и музеем краеведения.
В конце 1940-х сюда поселяется библиотека университета, которая прописана здесь до сих пор. Красота здания, равно как и его ужасное нынешнее состояние, привлекли внимание бывшего тогда вице-премьером Дмитрия Медведева. Он обещал помочь этому памятнику федерального значения. Помощь, согласно слухам, не заставила себя ждать, только до сих пор на здании обваливается штукатурка, закатан в асфальт фонтан и продолжает под тяжестью книг «трещать» фундамент. И уже никто не помнит о мечте Юрия Андреевича Жданова сделать здесь Дом ученых….

posted image
avatar
Lawr
16 April 2010


Дома-близнецы

posted image
Сегодня любой новый микрорайон заставлен домами, которых с полным правом можно назвать «близнецами». Но эти два похожие друг на друга дома стоят в историческом центре Ростова-на-Дону - на площади Советов напротив здания администрации области по улице Соколова (некогда Среднего проспекта). Увидеть их поразительное сходство сейчас мешают разросшиеся деревья, а когда-то выстроенные с использованием элементов псевдоготики они привлекали внимание, будучи доминантой площади.

В начале ХХ века одноэтажные здания, занимающие этот участок земли, покупает известный ростовский фабрикант Яков Кушнарев и вскоре возводит на их месте похожие друг на друга здания. По сведениям известного краеведа Андрея Зимина, автор проекта этих домов - городской архитектор Григорий Васильев. Тогда еще не было возведено здание конторы Госбанка, отсутствовал и собор во имя Святого Александра Невского, так что появившиеся самобытные здания своими «готическими» силуэтами перекликались с шатровыми завершениями дома Шендерова, стоящего напротив (нынче здесь располагается «Альфа-банк»).

Но романтическое решение верхних этажей не помешало зодчему разместить на первых этажах торговые помещения с большими проемами окон. В послевоенные годы (а дома уцелели во время бомбардировок Великой Отечественной) в одном из домов помещалась пекарня, и многие ростовчане помнят этот перекресток по аромату свежих баранок и бубликов, которые можно было купить прямо на месте их изготовления.

Дом, выходящий одним из фасадов на Социалистическую (а тогда - Никольскую) улицу, в 1922 году попал в криминальную историю. Банда злоумышленников, выкупив находившуюся на первом этаже булочную, вела подкоп во двор находившейся напротив конторы Госбанка. Они надеялись проникнуть в подвал, где стояли сейфы с деньгами и драгоценностями, но обнаружили себя и бежали из города. Эту историю, обросшую невероятными подробностями, до сих пор рассказывают старожилы Ростова.
avatar
Lawr
16 April 2010


Первый ростовский модерн

posted image
Торговый дом Яблоковых расположен в Ростове-на-Дону, на Большой Садовой улице, 64. Здесь располагался один из первых синематографов города.

Здание строилось архитектором Евгением Гулиным в 1896 году как торговый дом нахичеванского купца Карпа Яблокова. На фасаде здания впервые в городе появились мотивы стиля модерна. Магазины первого этажа использовали для складирования товаров.
С 1 января 1904 года предприниматель Штремер арендует залы второго этажа для сеансов синематографа, которые уже несколько лет проводятся в Ростове. Впоследствии он получил название «Олимп».

В конце 1905 года, здесь побывал есаул Александр Алексеевич Ханжонков. Посещение электробиографа (так называли тогда кинотеатры) изменило его судьбу. Он ушел в отставку и в Москве организовал первое российское кинематографическое предприятие (первоначально филиал французской фирмы братьев Пате). В 1907-1908 годы он приступил к созданию первых отечественных художественных картин; в 1911 году возглавил самостоятельное акционерное общество «А.Ханжонков». К 1917 году им было выпущено более 370 фильмов, в которых снимались знаменитые русские актеры Иван Мозжухин, Владимир Полонский, Вера Холодная и другие.

В 1920-е годы в бывшем доме купцов Яблоковых работал кинотеатр «Темп», в конце 1930-х ему передали все здание.

В послевоенные годы кинотеатр возобновил работу, стал называться «Комсомолец» и просуществовал до начала 1990-х годов. К этому времени его фасад утратил ряд самобытных деталей. Впоследствии здание стало собственностью частного лица. Тогда была выполнена реставрация фасада. Она вернула дому его исторический облик.
avatar
Lawr
16 April 2010


Фонтан с лягушками и черепахами

posted image
Фонтан в Театральном сквере Ростова-на-Дону - уникальный для юга России пример оформления «зеленого пятна» города 1930-х годов, неотъемлемый элемент Театральной площади Ростова-на-Дону.
После завершения строительства театра в 1936 году между его западным фасадом и Театральным проспектом был устроен зеленый партер. Его планировка и благоустройство соответствовали конструктивистскому стилю театра М. Горького. С севера партер замыкал каскад, включавший лестницы, ведущие в парк Революции. В центре партера был сооружен фонтан. Автором его стал молодой скульптор Евгений Вучетич, выпускник Ростовского художественного училища.
Композиция фонтана представляет собой квадратный бассейн с центральной скульптурной группой «атлантов» на постаменте, несущих пологую чашу с бьющими вверх струями. Сама группа возвышается на круглом ступенчатом подиуме, окруженном тумбами с изваяниями лягушек и черепах, из ртов устремлены горизонтальные струи. Ими обрамлен и периметр самого бассейна. Согласно легенде молодой скульптор, работая над этим проектом, свел счеты с некоторыми городскими начальниками, придав мордочкам земноводным черты их лиц.

Скульптурные изваяния были изготовлены из бетона на белом цементе.
Разрушенный в годы Великой Отечественной войны фонтан восстановлен в 1950-е годы.
В преддверии 250-летия Ростова проведена реконструкция обветшавших архитектурных форм и изваяний фонтана: подиум облицован природным камнем, изваяния атлантов, лягушек и черепах выполнены в технике выколотки по меди, восстановлена изношенная водопроводная система.
avatar
Lawr
16 April 2010


Главный собор Ростова - не копия храма Христа Спасителя

posted image
Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы - один из немногих уцелевших в России храмов в русско-византийском стиле. Его колокольня - редкий для юга России образец четырехъярусной звонницы последней четверти ХIХ века, возведенной с использованием форм русского зодчества и ренессанса.

История собора началась в 1781 году, когда на территорию формировавшейся торговой площади между Солдатской и Доломановской слободами была перенесена часовня из слободы Полуденки, расположенной к востоку от крепости Святого Димитрия Ростовского.

В середине 1840-х годов значительный рост числа прихожан церкви побуждает купечество хлопотать о строительстве более вместительного храма. Для строительства был утвержден проект недавно выстроенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновском полку в Санкт-Петербурге. Его автор - известный российский зодчий Константин Тон - возводил в те годы храм Христа Спасителя в Москве.

Закладка храма состоялась в 1854 году. Храм достроили к концу 1860 года. Центральный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен через год, отделочные работы продолжались еще пять лет. Колокольню возводили в 1878-87 годы по проекту войскового архитектора Антонио Кампиони.

В 1930 году храм закрыли, сняли колокола и кресты. Помещения собора использовали для зернохранилища, соборные флигеля под жильё, на территории подворья разместился зверинец. После начала Великой Отечественной войны и первых налетов на Ростов авиации фашистов горкомом и обкомом ВКП(б) было принято постановление о разборке верхних ярусов колокольни как ориентиров для вражеских самолетов.

К празднованию «тысячелетия крещения Руси» (1988 год) завершилось золочение всех глав и новых крестов собора. Сегодня восстановленный комплекс соборного подворья остается неотъемлемой архитектурной доминантой исторического центра Ростова.
avatar
Lawr
16 April 2010


«Красный домик» - будущий Ростовский филиал музея-заповедника М.А. Шолохова

posted image
Памятник архитектуры федерального значения «Дом братьев Мартын», называемый ростовчанами ласково «Красным домиком», расположен на пересечении Большой Садовой улицы и Крепостного переулка.

Здание, возведенное в 1893-94 годы британским подданным и ростовским предпринимателем И.Р.Мартыном, затем принадлежало его жене П.И.Мартын, впоследствии - их сыновьям Василию, Георгию, Ивану. Членам семьи Мартын с конца 1880-х годов принадлежал и прилегающий к жилому домовладению небольшой механический завод «Джон Мартын и Кє ».

Георгий Мартын в 1910-е годы являлся консулом Северо-Американских Соединенных штатов. Здание проектировал и строил городской архитектор Николай Соколов.

Прекрасно организуя один из углов перекрестка на центральной улице, этот хорошенький особнячок не может не привлечь к себе внимание использованием форм псевдоготики.
На западном дворовом фасаде размещается обширная терраса жилого корпуса.

К северному фасаду примыкает одноэтажное протяженное крыло, вытянутое вдоль Крепостного переулка, предназначавшееся для подсобных помещений и жилья прислуги.

Рядом с террасой со стороны Большой Садовой расположена небольшая привратницкая с многоскатной крышей. Её размещение организует въезд во двор под стрельчатой аркой.
С начала 1920-х верхний этаж дома занимало коммунальное жильё, нижний -госучреждения.
В ходе послевоенного ремонта на мансардной крыше дома были разобраны несколько слуховых окон с оригинальными завершениями, что значительно упростило силуэт дома.

В 1980-90 годы в здании размещались выставочные залы и административные помещения Ростовского регионального отделения Союза художников и Российского фонда культуры. В начале 2000-х дом передали государственной технической комиссии при Президенте Российской федерации по Южному федеральному округу.

С 2007 года бывший Дом братьев Мартын передан государственному музею-заповеднику М.А.Шолохова. Здесь будет расположен его ростовский филиал.
avatar
Lawr
16 April 2010


Ростовская “Предестинация”

posted image
Стелла «Предестинация», автор - архитектор Герман Григорьев

Памятная стела в честь основания Темерницкой таможни - единственное памятное сооружение за всю историю Ростова, отмечающее место его основания. На стеле изображена модель корабля, который назывался «Предестинация». Он был построен согласно легенде при участии Петра Первого на Темерницкой верфи.

Таможня была основана по указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года в устье реки Темерник. Это место уже было отмечено на картах южно-русских земель после Азовских походов Петра Первого (1695-96). Тогда здесь была устроена верфь, где производилось дооснащение судов Азовской флотилии, спускаемых по Дону из Воронежа и впоследствии участвующих в штурме Азова.

В мае 1750 года вблизи таможни начинает действовать Темерницкий порт. В сентябре 1761 года для защиты таможни у Богатого колодезя была основана крепость во имя Святителя Димитрия Ростовского. В порту существовало небольшое поселение работных людей и часовня во имя Николая Чудотворца. С Темерницким портом и крепостью связаны имена вице-адмирала Александра Наумовича Синявина, командующего Донской (Азовской) флотилией (1768-74) и лейтенанта Федора Федоровича Ушакова (1769-74), будущего выдающегося российского флотоводца.

Стелу возвели напротив Пригородного железнодорожного вокзала в начале Большой Садовой улицы по проекту ростовского архитектора Германа Григорьева в 1976 году. В дугообразный изгиб стелы, поднятый над тротуаром, вписан макет одного из первых русских парусных кораблей, выполненный из медных листов. Как утверждают знатоки русской военно-морской истории, за образец макета был выбран первый русский корабль, в строительстве которого принимал участие Петр Первый и который был назван самодержцем «Предестинация» (по латыни – предопределение, судьба, рок).

Подход к памятной стеле от начала улицы оформлен протяженным парапетом, на котором установлен ряд «ядер», соединенных цепями. В основании стелы вмонтирована памятная металлическая доска с текстом, рассказывающем об основании таможни.
avatar
artur161
16 April 2010


Lawr
Отличная идея Очень много нового узнал!
avatar
Ирина-Ростов
16 April 2010


экскурсия по старому ростову!!
sky5771
29 May 2010


Lawr
Спасибо, Lawr!
Еще бы здания РИНХа,Госбанка, Военторга, магазина "Океан" и нынешней горадминистрации (бывшего Дворянского собрания, а потом Обкома)...
Если кто знает их историю было бы здорово!
avatar
artur161
29 May 2010


Блин, не знаю к месту ли это сюда писать, но все же... недавно в процессе ползания по сетям всемирной паутины (интернет ) наткнулся на несколько статей, в которых было написанно про существования катакомб под Ростовом, и причем была рассказана очень интересная история: Вроде бы, в ХХ веке в здании, где сейчас находится Филармония, существовал бардель, а на Нахичеванском, рядом с теперешним зданием РГМУ, был магазинчик, из которого был подземный ход в этот бардель, и многие известные люди по тем временам, чтобы не палится, пользовались этим проходом чтобы "хорошо провести время"
И Еще прочитал, что со времен ВОВ под всей театральной площадью остались подземные ходы, в которых даже могла проходить техника...и вроде бы еще под всем парком Горького существуют ходы...так что вот, информация к размышлению. Может соберем экспедицию?
avatar
artur161
29 May 2010


http://troglosphera.narod.ru/undegraund.html

вот ссылка
Gazzz
31 May 2010


здорово, узнал много нового
avatar
с086ва161
25 June 2010


posted image
]
avatar
с086ва161
25 June 2010


posted image
avatar
с086ва161
25 June 2010


posted image
avatar
с086ва161
25 June 2010


posted image
avatar
с086ва161
25 June 2010


конечно же как без этой
posted image
avatar
Di@@mond
20 August 2010

5

Ну вот и я отмечусь в данной веточке))
Представляю Вашему вниманию исток реки ДОН (г. Новомосковск, тульская обл). Вот с ентого места и начинается наша река...

posted image
vitrnd
4 September 2010


artur161
Привет, тут весь ростов на туннелях и подземельях, начиная от первой крепости, пороховых погребов, подземного спуска к Богатяновскому колодцу...не считая подготовки к ВОВ, самой ВОВ и советских времен. Около ЦГБ есть девятиэтажка, в которой никто не живет. она в разваливающемся состоянии, вся перекосилась, а таких домов целых в ростове сотни, а этот- один. вот к фундаменту вопросов нет, а то на чем она стоит - ... На том же самом стоит и Белый рояль и куча зданий...мне тоже тема интересна рукотворных подземелий Ростова. [CUT]Про Аксай вообще и говорить нечего, там еще круче...гораздо древнее
avatar
artur161
5 September 2010


vitrnd
да, в Аксае много всего, а вот где это девятиэтажка? Я живу в этом р-не, могу разведать

Кстати, в парке Горького, около Ротонды тоже есть вход в какой-то подземный коллектор...
avatar
vet@l
5 September 2010


artur161
помоему,Соборный-69
avatar
vet@l
9 October 2010


artur161
http://maps.yandex.ru/-/CRRTVbS

    1 person online

      1 person online

      Log in to leave a message or Sign up


      up