Схема
Обнаружились и другие несоответствия: бампер автомобиля, зафиксированного камерой, отличается по тону от кузова (у машины Даниила детали однотонные); пороги имеют иную форму; колесные диски другого вида; более низкие колесные арки. Кроме того, на автомобиле нарушителя на крыше установлен багажник, а на Subaru Климова — нет. Молодой человек говорит, что правая противотуманная фара на его автомобиле разбита с осени 2009 года, а на фото она целая. К тому же Даниил Климов утверждает, что крайне редко бывает на Можайском шоссе и 14 декабря он там точно не проезжал, весь день был дома.
Сначала Даниил решил, что квитанция поддельная и с ее помощью мошенники хотят получить деньги. Однако сотрудники ГИБДД подтвердили, что реквизиты для оплаты — подлинные.
В пятницу, 29 января, Даниил Климов обратился с заявлением в управление ГИБДД Москвы. Изложив ситуацию, он попросил инспекторов разобраться, почему по Москве ездит автомобиль с таким же номером, как у его машины. Дать ответ в ГИБДД обещали в течение месяца. Аналогичное заявление Климов намерен подать в ГИБДД Московской области (ведь именно в Подмосковье была установлена камера, зафиксировавшая нарушение).
Легализацией машин с помощью копирования реальных госномеров занимаются автоугонщики, сообщил GZT.RU Владимир Полозов, руководитель отдела пропаганды ГИБДД Северо-Восточного административного округа (СВАО) Москвы. По его словам, работая по данной схеме, преступники угоняют автомобиль, марка и модель которого предварительно подобраны под конкретную машину с легальным госномером. После этого на украденную машину готовят поддельные документы, в которых фигурирует имя владельца машины прототипа. Затем машину продают, обычно по доверенности.
Владимир Полозов добавил, что на одну легальную машину может приходиться до восьми двойников — такой случай, по его словам, был в СВАО Москвы. Машина дублер будет довольно спокойно ездить по городу, не вызывая никаких подозрений. Если ее водителя остановит сотрудник ГИБДД и пробьет автомобиль и владельца по базе данных, он посчитает, что перед ним вполне легальное транспортное средство. Будут совпадать и марка, и модель, и госномер, и цвет, и номер кузова, и VIN (уникальный цифровой международный идентификатор изготовителя). Последние два номера обычно перебиваются угонщиками.
Ничего странного не увидит и автоматическая видеосистема "Поток", установленная на всех крупных магистралях на выезде из Москвы. Эта система считывает номер каждой проезжающей мимо машины и сверяет его с базами данных. Поскольку на двойнике установлен номер "чистого" аналога, система воспринимает копию как оригинал.
При этом все штрафы, выписанные системой видеофиксации, приходят владельцу машины-прототипа. Даниил Климов смог обнаружить дублера лишь из-за конструктивных особенностей его собственной Subaru.
Кстати, человек, пользующийся легализованной машиной, не платит транспортный налог. Ведь официально его автомобиль просто не существует.
Источник GZT.RU в ГИБДД Москвы на условиях анонимности сообщил, что это лишь одна из множества реально работающих схем легализации угнанного автотранспорта. По словам собеседника, в такой ситуации собственнику "законной" машины, чтобы избавиться от "клонов", необходимо снять автомобиль с учета, а потом снова оформить его на себя, сменив госномер. После этого данные на его машину исчезнут из баз данных ГИБДД, и дублеры сразу же будут выявлены при проверке документов или при фиксации системой "Поток".
Наличие "близнеца" опасно еще и тем, что в случае ДТП с его участием ответственность (в том числе и уголовную) может понести владелец оригинальной машины. Например, если "клон" собьет человека и скроется с места происшествия.
Угонщикам, создающим дублера, трудно обойтись без помощника среди действующих сотрудников ГИБДД. Ведь полную и актуальную информацию о машине прототипе можно получить только в оригинальных базах данных. Базы, продающиеся на радиорынках и выложенные в интернете, устарели на несколько лет. То есть сведения, взятые оттуда, могут оказаться недостоверными.
Не уверены
История Даниила Климова настолько фантастическая, что некоторые представители МВД даже засомневались в реальности изложенной информации.
В Москве не может быть двух автомобилей — полных двойников. Для столицы это просто нерабочая схема, поделился мнением с GZT.RU Алексей Бахромеев, руководитель пресс-группы управления уголовного розыска ГУВД Москвы. Этот метод не действует в Москве, потому что здесь везде есть камеры и автомобиль сразу вычислят, уверен представитель угрозыска. Как правило, когда угонщики перебивают номера, они берут госномер "с потолка", а не подбирают по базе легальные документы, номер, марку и цвет машины. Бахромеев добавил, что сыщики, как правило, обнаруживают угнанные машины, находящиеся в процессе перебивки номеров или уже разобранные на запчасти.
Сделать автомобиль-двойник практически невозможно, заявил GZT.RU Артем Истратов, начальник отдела ГИБДД УВД по Юго-Западному административному округу. Он заметил, что за 20 лет работы в ГИБДД не сталкивался с подобным ни разу, а в данном случае нужно тщательно разбираться.
Ответить за того парня
Автовладельцу, обнаружившему "близнеца", Владимир Полозов рекомендовал написать заявление в городское управление ГИБДД, а также лично обратиться в отдел ГИБДД по розыску автомобилей в округе, где зарегистрирован автомобиль. Тогда собственнику могут выдать справку о том, что обнаружен автомобиль-двойник, а вторую машину по приметам внесут в базу разыскиваемых транспортных средств.
Полозов исключил участие сотрудников ГИБДД в штамповке дублеров. Он уверен, что добыть информацию из актуальной базы автомобилей и изготовить поддельные документы на машину можно и без их участия.
Доказать свою невиновность в том случае, если автомобиль двойник попадет в ДТП и скроется, реально, считает Максим Домбровицкий, управляющий партнер московской коллегии адвокатов "Легис Групп". Например, можно в ГИБДД запросить данные все той же системы "Поток", которые могут показать, что в момент аварии легальный автомобиль проезжал совсем в другом месте. Также автовладельцу помогут результаты экспертизы настоящего автомобиля, которые покажут, что на нем нет повреждений или следов свежего послеаварийного ремонта.
Легализаторы из ГИБДД и милиции
В начале декабря 2005 года сотрудники МВД, ФСБ и ФСО раскрыли схему подделки и продажи федеральных госномеров, разрешений на спецсигналы, пропусков в Кремль, удостоверений чиновников разного уровня, грамот за подписью Владимира Путина и др. Купить набор документов, дающих различные привилегии, можно было за $150—200 тыс. В группу мошенников входили как гражданские лица, так и действующие сотрудники милиции. Продавал документы гражданин Словакии. Расследование началось с задержания на Арбате автомобиля Audi А8 с триколором на госномере. По базе машина проходила как прикрепленная к спецслужбам, однако человек за рулем не имел отношения к силовикам.
В апреле 2005 года оперативники ФСБ, прокуратуры и службы безопасности МВД задержали сотрудников 3-й оперативно-розыскной части УВД Южного федерального округа, сотрудника ФСБ и нескольких гражданских лиц. Как выяснилось, без отрыва от основной службы милиционеры контролировали угоны престижных иномарок и последних моделей "Жигулей". Злоумышленники воровали автомобили, а милиционеры с помощью сотрудников ГИБДД по базам данных подбирали для автомобилей "легенду": данные автомобилей такой же марки, года выпуска и цвета. На автомобили вешали легальные, но чужие номера, перебивали номера VIN и агрегатов, а затем продавали.
Ответственность мошенников
Кодекс об административных правонарушениях Статья 12.1 пункт 3:
"Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от 15 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. рублей".
Пункт 4:
"Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года".
Уголовный кодекс Статья 326 пункт 1:
"Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства… а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером наказываются штрафом
в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Статья 327 пункт 1:
"Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа… наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет".
Куда деваются угнанные машины?
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России
Есть несколько вариантов, в том числе и, как в буддийской религии, когда машины обретают новое тело. То есть, будучи разобранными на запчасти, они воплощаются в другом автомобиле и уже в нем продолжают свою жизнь.
А бывает и так, что просто меняют номера, окрас и продолжают ездить по дорогам нашей необъятной родины. Ведь фантазия угонщиков просто безгранична. Если в нашем государстве нет порядка, то в ГИБДД его нет тем более. Там, где правит коррупция, всегда можно обойти любые нормы. Кроме того, налицо наша традиционная безалаберность. Так что машины-клоны могут у нас возникать постоянно.
Юрий Гейко, автор и ведущий радиопрограммы об автомобилях
Возможно, угнанная машина с поддельными номерами совершенно случайно попадает в камеры видеонаблюдения. Да, она может быть той же марки и того же цвета, однако в этом случае легко доказать, что это не твой автомобиль.
Что касается доступа к базам данных того же ГАИ, то любой человек может их купить чуть ли не на любом перекрестке. Эта база уже давно самими гаишниками и продана.
Для того чтобы легализовать угнанный автомобиль, проще всего изготовить документы на такую же существующую в реальности машину. Так удобно самим угонщикам. А потом на такой машине можно ездить годами. А если ГАИ остановит, то просто взятку дать — и вопрос исчерпан.
Сергей Волгин, руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества
Я бы не стал сразу говорить про так называемые машины-клоны. Если, скажем, в камеры видеонаблюдения попадает автомобиль-двойник, который нарушил правила, это может быть просто банальной ошибкой. Однако проблема, к сожалению, заключается в том, что свою невиновность придется доказывать тому законопослушному хозяину машины, которому и пришла эта справка.
Ему нужно будет письменно обращаться в ГИБДД, предоставить показания свидетелей, что такого-то числа в такое-то время он находился там-то. То есть законопослушный гражданин должен попросить провести проверку как данного факта, так и законности вынесения постановления. А копию надо будет отправить в прокуратуру. Правда, возможен вариант, когда номера на машине просто поддельные. Тогда тем более этим должна заниматься прокуратура, потому что на- лицо признаки преступления. Так что нужно обращаться и в ГАИ, и в прокуратуру.
Владимир Федоров, член Совета федерации от законодательного собрания Республики Карелия, начальник Главного управления ГАИ в 1990—2003 годах
Угнанная машина и дальше также будет эксплуатироваться. Когда мы в свое время изучали, куда же они деваются из Воркуты, откуда и дороги-то не было, то оказалось, что их загоняли в вагоны, сверху засыпали углем и перегоняли в Польшу.
А еще были случаи, что угнанные автомобили с одного подмосковного аэродрома самолетом отправлялись в закавказские республики. Кстати, в свое время я выходил с законодательной инициативой о том, чтобы приравнять ответственность за угон автомобиля к ответственности за кражу или грабеж. Однако ее отклонили. А вот, например, в Узбекистане машины оставляют чуть ли не с ключами, и двери не закрывают, потому что за угон можно получить 15 лет.
Что касается автомобилей-двойников, то тут все предельно просто. Это называется бордель в учете. К сожалению, беспорядок в учете транспортных средств еще никто не отменял. И дело даже не в какой-то нечистоплотности некоторых работников ГАИ, а в обыкновенном русском разгильдяйстве. Просто не проверяют базы данных и выдают такие же номера.
Другой вопрос, откуда появляется сам номерной знак. Ведь служба заказывает их на определенной фирме, как говорится от А до Я: столько-то ящиков с такими-то цифрами и буквами. Правда, в мою бытность было, что дважды заказали одну и ту же серию номеров, которые потом пришлось изымать.
С другой стороны, я не исключаю, что номерные знаки просто могут быть фальшивыми.
Не секрет, что существуют даже такие производства. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что сегодня отменено лицензирование производства номерных знаков. Грубо говоря, кто хочет, тот и может начать выпускать номерные знаки.
Более того, те фирмы, которые сегодня производят сувенирные знаки, с удовольствием напечатают и любой другой.
А машины-клоны, конечно, есть и в Москве. К тому же базы данных у нас, к сожалению, не чистятся. Даже сегодня один мой приятель пошел проходить техосмотр, то есть приехал на своей машине, а оказалось, что она в базах не значится. Потом выяснилось, что часть базы просто зависла, а то ведь его хотели отправить, как говорится, для выяснения личности.
Статья опубликована в издании "Газета", №19 от 4 февраля 2010
Источник
http://www.gzt.ru/Gazeta/first-page/-mashi...mu-/287183.htmlx