http://file-rf.ru/context/1886Замалчиваемые победы
22 августа 11:30
ИЛЬЯ ПРОТАСОВ
Саяно-Шушенская ГЭС восстанавливается ускоренными темпами – и в полном информационном вакууме.
Идёт восстановление СШГЭС. Фото с сайта rushydro.ruТри года назад произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. О катастрофе говорила вся страна – правда, по-разному. Нормальных людей заботило состояние плотины после аварии – многие искренне радовались, узнав, что дамбе ничего не грозит. Их внимание было приковано к подвигу гидрологов, сбросивших затворы на водоприёмниках. Они чутко прислушивались к планам власти по восстановлению станции. Справимся с этой бедой или нет, задавали вопросы люди в надежде на лучшее.
Резонёров не волновали эти подробности. Стращая апокалиптическими картинами «без пяти минут прорванной плотины», они хоронили российскую электроэнергетику. «СГШЭС обречена и восстановлению не подлежит!», «Мы разучились делать плотины!», «Этот режим не станет восстанавливать погубленную станцию: слишком дорого, слишком долго и слишком сложно!» – разглагольствовали они.
Новый гидроагрегат СШГЭС. Фото с сайта rushydro.ru.Мало-помалу эти ядовитые «вбросы», превращающие общественное сознание в студень, прекратились. Нахлынули другие медиаповоды, а главное – Саяно-Шушенская ГЭС, к великой печали профессиональных плакальщиков, начала восстанавливаться. И чем успешнее шёл грандиозный ремонт, тем тише становилась речь резонёров.
Мы живём в странную эпоху: позитивные новости и отчёты о построенных, исправленных, изобретённых, удачно испытанных мегаобъектах, от которых зависит качество жизни миллионов людей, зачастую вызывают в нас куда меньше интереса, чем мимолетный скандал или драматическое происшествие. Признаться, не без некоторого усилия вспомнили мы о проходящей на Саяно-Шушенской станции реконструкции – тем интереснее было выяснить, на какой стадии находится работа.
Напомним, что в результате аварии 17 августа 2009 года сильно пострадала главная «начинка» СШГЭС – её десять гидроагрегатов. Без этого оборудования станция представляет собой лишь гигантский водопад, не способный давать электричество. Поэтому общий смысл реконструкции СШГЭС сводился к восстановлению работоспособности старых гидроагрегатов, а там, где это невозможно, – к установке новых узлов.
Довольно скоро выяснилось, что восстановлению подлежат только пять из десяти гидроагрегатов, причём четыре из них должны были быть запущены лишь временно, чтобы станция не простаивала. Контракт на изготовление девяти новых циклопических механизмов для СШГЭС её владелец «Русгидро» заключил с «Силовыми машинами» – бумаги были подписаны 30 ноября 2009 года.
Уже 24 февраля 2010 года был включён в сеть гидроагрегат №6, наименее пострадавший во время аварии. Соседний узел под номером 5 был запущен в работу месяц спустя – 22 марта 2010 года. В августе и декабре того же года были восстановлены ещё два гидроагрегата под номерами 4 и 3. Таким образом, уже к концу 2010 году Саяно-Шушенская ГЭС вышла на 40% своей установленной мощности. Но разве об этом посудачишь в блогосфере?
После этого начался второй этап восстановления станции, заключающийся во вводе в строй заново построенных, более надёжных и эффективных гидроагрегатов. Первым был полностью заменён узел №1 – свеженький гидроагрегат был запущен под нагрузку лично Владимиром Путиным. Случилось это 19 декабря 2011 года – в тот же день на Саяно-Шушенской ГЭС состоялось памятное правительственное совещание по вопросам развития электроэнергетики, инициировавшее широкомасштабное наступление на коррупцию в госкомпаниях.
Следующим был заменён узел №7 – произошло это 15 марта 2012 года. После церемонии пуска тогдашний вице-премьер правительства Игорь Сечин отметил, что работы по восстановлению СШГЭС ведутся в соответствии с установленными сроками, и станция по уровню выработки уже почти достигла доаварийных показателей. А в середине июня в эксплуатацию был введён третий новый гидроагрегат (под станционным номером 8).
Машинный зал СШГЭС. Фото с сайта rushydro.ru.
Как сообщают представители «Силовых машин», в настоящее время рабочая мощность Саяно-Шушенской ГЭС составляет половину от проектной – 3200 МВт. В эксплуатации находятся гидроагрегаты под номерами 1, 3, 4, 7 и 8. Восстановленные первыми гидроагрегаты 5 и 6 выведены из работы с целью замены их оборудования. Ведётся монтаж гидроагрегата №9 – планируется, что он будет введён в эксплуатацию до конца этого года.
Надо понимать, что изготовление, доставка и наладка гидроагрегатов происходят постепенно, деталь за деталью и узел за узлом. Так, буквально неделю назад «Силовые машины» досрочно изготовили, испытали и сдали представителям «Русгидро» последнее, десятое по счёту рабочее колесо гидротурбины для Саяно-Шушенской ГЭС.
Увы, эту титаническую работу наши СМИ старательно обходят вниманием. А ведь рассказать есть о чём. Чего стоил бы один только сюжет про то, как именно доставляются крупногабаритные грузы из Санкт-Петербурга на берег Енисея. Происходит это по воде, Северным Морским путём. Специально для таких грузов (чтобы понимать, о чём речь: одно лишь рабочее колесо гидротурбины весит 145 тонн и имеет диаметр 6,84 метра) была реконструирована автодорога Саяногорск – Черёмушки (посёлок, возле которого расположена СШГЭС). Отсюда для конечной перевозки задействован специальный автотранспорт – выглядит всё это фантастически. Но наши масс-медиа, похоже, больше озабочены тем, куда именно кусал Каспаров полицейского на очередном оппозиционном шабаше.
По планам энергетиков, ежегодно в машинном зале Саяно-Шушенской станции будут устанавливаться по три новых гидроагрегата – включая те, что придут на смену восстановленным в 2010 году узлам. Уже к концу 2014 года СШГЭС будет полностью оснащена новейшим оборудованием, бесперебойная работа которого гарантируется на ближайшие четыре десятка лет.