Что ж, если мы говорим о нерасторжимой связи Православия и архаической религии,
то мы должны находить в данном сакральном пространстве какие-либо вещественные
доказательства этой связи. Наверняка к таковым можно отнести лежащий на берегу
Плещеева озера Синий Камень, рядом с которым был построен дом
святого Александра Невского.
Да, это действительно доказательство того, что православные святыни возникали
на месте уже существовавших архаичных святынь. Кстати, что касается термина
"язычество", он мне представляется не совсем корректным. Я предпочитаю употреблять
термин "архаическая традиция". "Язычество" - это христианский термин и сами,
грубо говоря, язычники себя так не называли.
На территории Руси все исповедовали архаическую веру?
Да. Язычниками как раз считали всех тех, кто живет вне Руси и не входит в славянские
племена. Скифские племенные вожди язычниками считали эллинов.
Мы должны воспринимать сакральное пространство Руси как центр?
Да, мы не должны считать себя маргиналами, а Запад - центром. Напротив, это
они - маргиналы, потому что наиболее сакральные области, которые присутствуют
в греческой и римской мифологии, локализуются как раз на территории России.
Мы там у них ничего не ищем, а вот они всегда считали территорию современной
России вместилищем сакральных пространств.
То есть мы на них проецируем сакральное знание, а не они на нас?
Да, все великие святыни, которыми обладал греко-римский мир, были получены из
Гипербореи, а Гиперборея локализовалась на нашей территории.
Хорошо, давайте говорить именно о Руси. Сакральное пространство Руси, -
где его границы?
Нужно прежде всего обратиться к людям, которые называли себя русскими и к тому,
как они сами определяли сакральное пространство Руси. А после этого можно
переходить к различным теориям. Почему-то в науке принято считать вторичной и
позднейшей "Повесть о Словении и Руссии", якобы она появилась на русской почве
под влиянием польских летописей. Может и так, но нужно понять, почему она так
быстро распространилась во множестве, буквально в сотнях списков, начиная с XVI века,
и была принята русскими как фундаментальное объяснение географического
положения России и его центральности. И вот в этой повести границы Руси
определяются так: на Востоке - это устье беловодной реки, то есть современный
Енисей, который переводится как "белая река"; на Западе - это горная цепь Карпат
и вплоть до Балтийского моря, которое называлось Варяжским, а иногда оно
называлось Русским, потому что и варягов звали русскими; на Юге - это Черное море
(тоже называлось Русским) и Каспийское. Получается такой квадрат.
И этот квадрат ассоциировался со Скифским Квадратом, который описывает Геродот.
Большинство авторитетов отечественной исторической науки, таких, как Рыбаков и
Раевский, помещают Скифский Квадрат (что принято и во всем мире) на
территории России. Сегодня спор идет только о его размерах.
Что говорит Повесть о значении этого Квадрата?
Если следовать Повести, то это была наиболее сакральная территория Евразии,
до определенного времени огражденная от всяких внешних войн, вторжений.
О чем свидетельствует и Геродот, который говорит о том, что никто не смог
проникнуть во внутренние области скифов, а единственный человек, который туда
проник и оставил это описание, - это Аристей. Но Аристей проник туда не телом,
а духом. Его астральное тело парило над этим пространством, что-то видело,
а потом он вернулся в свое физическое тело, которое в это время находилось
в харчевне. Там он и рассказал об увиденном.
И что он видел такого, что совпадает и с современными научными данными?
То, что там жили определенные племена, что там хранилось знаменитое гиперборейское
золото скифов (которое охраняли грифоны). Могилы предков тоже хранились и
охранялись. А золота в Скифии было очень много, о чем свидетельствуют
археологические находки: возьмите хоть курганы на севере Пермской области.
Почему советская наука не говорила о сакральном Квадрате?
Просто советская наука занималась не подтверждением традиционных
мировоззренческих схем, а их разрушением. При этом наука не смогла создать
цельной картины и не избавилась от белых пятен. Интересен характер религии,
исповедуемой людьми, населяющими Русь. В наш сакральный Квадрат входят все
типы ландшафтов. И даже если везде доминирует Православие, то наверняка в горах
будет одно православие, в речной местности - другое. Если вспомнить о
разбиении государства Владимира на множество удельных княжеств, то можно заметить,
что период раздробленности в феодальной Руси был провиденциально необходим для
того, чтобы Православие могло развивать множество форм на едином пространстве.
Но при этом все эти формы, так же, как княжества и люди, населявшие эти княжества,
чувствовали единство между собой. В каждой земле были свои почитаемые святые,
свои особенности зодческого искусства, свои святые источники, свои особые даты
сакрального года. И, таким образом, благодаря этому автономному разбиению за
короткое время языческая Русь смогла стать православной.
А какова символическая нагрузка фигуры квадрат?
Квадрат вообще символизирует землю, в том числе и в иконографии.
Это идеальная фигура земли, потому что здесь воплощается идея о четырех направлениях.
Это фигура идеального государственного пространства?
Да, стабильного государственного пространства. Потому что когда ширина равна длине,
гораздо удобнее периферии сообщаться с центром, и, соответственно, удобнее исходить
из центра.
Как связана с сакральной географией попытка Ивана Грозного сохранения неких
святынь? И от чего нужно было охранять святыни?
Напрямую связана, а охранять их нужно было от прикосновения недостойных людей.
Вообще, святыня сохраняет силу до того момента, как ее касается недостойный.
Если это происходит, она оскверняется и перестает быть святыней.
В этом заключается большое различие между средневековым и современным
христианским менталитетом. Если бы средневековый христианин попал в
современную Россию, он отказался бы считать православную церковь
христианской. Потому что современная православная церковь не обладает теми
святынями, которые она могла бы хранить. А этого не может быть по причине
отсутствия в современной церкви христианского охранительного воинства.
Можно пример святыни?
Главной святыней, за которую боролись воины-рыцари христианского мира,
был Гроб Господний. Именно поэтому устраивались крестовые походы.
Но немногие знают, что Гроб Господний - это не пещерный объем, а крышка,
Гроба, которой он был закрыт, в тот момент, когда там находился Христос.
То есть камень.
Да, и этот верховный камень и был главной святыней, за которую боролись крестоносцы.
Но когда они попали к пещере Воскресения Господня, там этой крышки уже не оказалось.
Именно поэтому был организован поход на Константинополь, но главной святыни и
там не нашлось. И после этого был организован поход на Русь, где произошло
столкновение с Александром Невским. А находилась крышка Гроба в Новгороде.
И в этом был смысл противостояния Невского и крестоносцев, Ивана Грозного
и Левонского ордена. Об этом современные историки слабо догадываются.
Где же теперь крышка Гроба и кто является ее хранителем?
Я не знаю и рад своему незнанию, поскольку в противном случае я нес бы на своих
плечах непомерный груз ответственности.
Чем мы можем подтвердить, что в Новгороде действительно хранилась эта святыня?
Летописным сообщением о Добрыне Едрейковиче, который привез на Русь Гроб Господень в XII в.
Впоследствии Добрыня стал архиепископом Великого Новгорода.
Затем хранителями Гроба были новгородские архиереи. И эта идея белого клобука
(архиерейский головной убор) связана с особой миссией, которую это духовенство
выполняло. Гроб хранился в тайнике храма Святой Софии, о чем свидетельствуют
раскопки, во время которых под алтарем было обнаружено пространство,
по размеру идеально подходящее под крышку Гроба. И там даже стояли столбики,
на которых некогда нечто покоилось.
Известна история о силе Гитлера, потенциал которой был увеличен за счет копья
Лонгина, которым он обладал. Процветание Новгорода ведь тоже было обусловлено
силой святыни, хранившейся в городе?
Безусловно. Сами новгородцы об этом знали. Почитание Святой Софии и сам
призыв Александра: "Встанем за Святую Софию!" - это не потребность пролить
свою кровь за стены и камни. "Где сердце ваше, там и сокровище ваше",
- для новгородцев сердце и богатство подразумевает именно духовное сокровище.
Святыни, вообще, были магнитными центрами, вокруг которых формировалось
сакральное пространство Руси. У каждого города и княжества были свои святыни,
и вокруг них начинала закипать жизнь. Сначала - святыня, потом - город, торговля.
Не наоборот, как нас пытаются уверить, что там сначала базар появился, а под базар
после церковь построили. В таком случае, уже в наше время такой посвященный человек,
как Гитлер, обладавший копьем Лонгина, начав войну с Советской Россией и
введя в ее земли войска, вдруг открывает на территории России храмы.
Но ведь для него это должно было быть недопустимо, поскольку он увеличил наш
потенциал. Думаю, это в некоторой степени можно объяснить своеобразным
метафизическим мазохизмом Гитлера.
А по другим данным первым церкви открыл не Гитлер, а Иосиф Сталин.
Это снимает вопрос, не так ли?
Мне известно, что Гитлер открыл более 14 тыс. церквей, а Сталин свою процерковную
активность стал развивать уже постфактум.
Если говорить о современной России и ее святынях, то хочется узнать о главной
святыне Москвы. Есть версия, что ею являлся разрушенный большевиками храм
Христа Спасителя.
Это неправильная версия. Главнейшей святыней Москвы является комплекс сооружений
Кремля и прилегающей Красной Площади.
Это актуально и сегодня?
Да, потому что это фактически неразрушенный сакральный центр Москвы: земля
в Московском государстве измерялась от лобного места - оттуда, где ныне стоит Кремль.
В него привнесены некоторые изменения, которые, возможно, не совсем позитивны в
плане христианской традиции, но основные идеи сохранились.
Хотя часть православных традиционалистов считает, что пока Красной Площади не
будет возвращен дореволюционный облик, мы будем жить в искаженном пространстве.
Существует ли сакральное единение духовных святынь?
Существует, и есть даже подобные схемы: например, схемы В. Архипова.
Можно пример сакральной связи?
Связь - и хронологическая, и пространственная - между уделами Богородицы.
Первый удел - Афон, второй - Иверия (Грузия), третий - в Киеве, четвертый - Дивеево.
Как вы относитесь у даузингу и идее линий-лей?
Такие линии существуют, они связаны с протокельтской цивилизацией.
У нас их аналогами являются Змеевы валы. Но дело в том, что леи связывают каменные
строения, а таковых на Руси было мало. В середине 80-х в России был открыт Аркаим,
который находится на одной параллели со Стоунхенджем и рядом западных славянских
святилищ. Интересный момент: хотя они находятся на одной параллели, но Аркаим,
в отличие от Стоунхенджа, ритуально построен без применения камня.
То есть у Аркаима и Стоунхенджа общая духовная основа, но проявляется она
по-разному.
Что представляют собой так называемые гиблые места?
Это места, предназначенные для совершенно определенных ритуальных действий.
Самым известным гиблым местом считается Дельфийское святилище,
где из расселин в земле поднимались некие испарения, которыми дышала пифия,
а после этого изрекала пророчества. Гиблыми подобные места стали называть
только тогда, когда утратилось их значение. Иногда они использовались колдунами и
монашествующими, потому что на определенной стадии духовного делания необходимо
взаимодействие монаха с так называемыми бесами: либо он побеждает их и
подвижнически очищает место, либо его побеждают эти существа.
x