Цапа от гравицапы
http://www.zakon.kz/143032-capa-ot-gravica...oborudovat.html11 июля 2009
Алан Байтенов
Прошло не более года, как сотрудники полиции нажили себе еще одну головную боль, а именно - слежку за переоборудованными автомобилями. Самое интересное, что до сих пор некоторые моменты законного оформления переоборудования не совсем понятны
Сухой официальный язык о переоборудовании говорит так: “переоборудование АТС (автотранспортного средства. - “НП“) - это внесение изменений в конструкцию АТС путем исключения предусмотренных или установки непредусмотренных составных частей и предметов оборудования, в результате которых изменяются их свойства, параметры и технические характеристики, заданные предприятием-изготовителем”.
Иными словами, всевозможные изменения (в основном они касаются джиперов, увлеченных тюнингом), то есть лифт подвески, установка колес большего диаметра, установка силовых бамперов, багажника, дополнительного освещения на нем и многое другое, что не предусмотрено заводом-изготовителем, считается переоборудованием. Переоборудование также относится и к легковым авто, однако здесь больше всего изменений приходится на топливные системы и сами двигатели.
Более подробно все описано в стандарте СТ РК 1418-2005 “Автотранспортные средства. Переоборудование”. Кроме того, как вещает официальная страница сайта дорожной полиции Казахстана, “в случае эксплуатации транспортного средства, переоборудованного без согласия дорожной полиции, в соответствии со ст.461 ч.4 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа 5 МРП”.
В общем, усовершенствовав свой автомобиль и, например, подготовив его к тяжелым дорожным испытаниям или “уличным” гонкам, владелец должен уведомить об этом органы дорожной полиции.
Как это сделать? Согласно официальной информации, необходимо обратиться с заявлением в органы ДП, где полностью и подробно описать все проведенные работы с автомобилем. Кроме того, необходимо подтвердить безопасность каждого узла, что претерпел изменения. В этом может помочь официальная организация, а именно НИИ “Транспорта и коммуникаций”, который, в свою очередь, выдаст все необходимые заключения и сертификаты. На этот НИИ как раз и ссылаются дорожные полицейские.
Вот здесь как раз и возникают вопросы. Основной: насколько действительно правдива подобная сертификация? Неужели каждая деталь подвергается жесткому контролю на стендах? Неужели НИИ в курсе всех технических особенностей тех или иных запасных частей, что предлагаются у нас на рынке? Может быть, этот НИИ также проводил и испытания контрольных партий?
Уверены, ничего подобного не проводилось и в будущем не предвидится, а отправь запрос, ответят, мол, средств на это никто не выделяет. Возможно, мы ошибаемся, однако даже того общеизвестного факта, что запасные части, которые приходят на наш рынок, не всегда жестко сертифицируются, хватает, чтобы усомниться. Как известно, на наш рынок сливается очень много “дубликата”, который опасней ровно настолько, насколько дешевле оригинальной запчасти.
Понятно, что от переоборудования никуда не деться, запретить невозможно, да и нет необходимости в этом. Порой без подготовленных автомобилей просто не обойтись. Следовательно, и без государственной сертификации никак. Однако мы настолько привыкли к тому, что можно получить, например, “левый” техосмотр, что оформление переоборудования для некоторых также не представляется сложной операцией. И в первую очередь это относится к государственным сертифицирующим органам.
Как правило, помимо официального пути есть и альтернативный. Так, поставить отметку в техпаспорте о переоборудовании стоит примерно 30 тысяч тенге. И вообще, в этой ситуации непонятно, что лучше: “купленное право” или законная, но “пустая сертификация”?
Конечно же, все это больше напоминает очередную кормушку, которая неплохо работает в любых случаях. Если же это все не так, то почему сертификация переоборудования находится в той же “легкой” весовой категории, что и техосмотр? И главное, как всегда, принципиальные вещи, от которых зависит не только собственная безопасность, но и сохранность окружающих, у нас “подмахивается” с закрытыми глазами. А между тем большое количество автомобилей в городе, что переоборудованы “на коленке”, до сих пор продолжают двигаться. Как правило, это в первую очередь внедорожники, собранные в собственном гараже. Не беремся утверждать, что каждый из них потенциально опасен, но некоторые действительно можно сравнить с бомбами замедленного действия, ведь согласитесь, что даже неправильно положенный сварной шов может впоследствии оказаться причиной аварии.
Выход, конечно же, есть. Необходима четкая законодательная и материальная база (условия для испытаний), которая будет регламентировать работу сертифицирующих органов и даст возможность проверять на деле пригодность конструкций. Тогда и лицензий частным центрам и СТО, производящим переоборудование, можно и не давать, а просто на основании испытаний не пропустить их работу. Странно, но с переоборудованием справа налево быстро разобрались. Всем стало понятно, что это действительно опасно. Может, просто проблема была масштабнее и в денежном понимании тоже? Ну а если все так и оставить, оформление переоборудования так и будет еще одной удобной кормушкой.
x