Мало кто знает, что 31 марта 1954 года как гром среди ясного неба появилось сообщение, с которым Советское правительство обратилось к западным державам с предложением рассмотреть вопрос об участии СССР в… НАТО.
“Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира” — такие резоны содержало советское обращение.
Чтобы понять, какой эффект произвело такое предложение, надо осознать, что “холодная война” была в самом разгаре, только недавно умер Сталин и закончилась корейская война. Еще в 1949 году в меморандуме советского правительства о недавно подписанном Североатлантическом договоре говорилось, что, поскольку в этом договоре из великих держав, входивших в антигитлеровскую коалицию, не участвует только СССР, этот договор должен рассматриваться как договор, направленный против Советского Союза. И тут вдруг совершенно фантастическая вероятность увидеть советских солдат под флагом НАТО...
Но, к счастью ли, к несчастью, дальше советской инициативы дело не пошло. Американцы и британцы сочли, что имеют дело с коммунистической уловкой, цель которой разложить альянс изнутри. В общем, 7 мая 1954 года США и Великобритания официально отклоняют предложение СССР о вступлении в НАТО. Все укладывалось в логику блока, как ее в начале пятидесятых сформулировал первый генсек альянса лорд Исмей: “Держать русских вовне, американцев — внутри, а немцев — внизу”.
“Тогда, в 1954-м, это был чисто пропагандистский трюк, чтобы проверить Запад на вшивость, — считает заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр ПИКАЕВ. — Возможно, хотели показать, что вот Советский Союз, бывший союзник во Второй мировой войне, более всего пострадавший, военные раны еще не затянулись, а вчерашние союзники уже создали антисоветский блок НАТО.
Не думаю, что у нас всерьез рассчитывали на вступление в альянс.
Гораздо более любопытные эпизоды были в самом начале 90-х. Дело происходило в конце 1991 года, но еще до распада СССР, тогда наш посол в Брюсселе озвучил послание Ельцина, что Россия уже сейчас ставит вопрос о вступлении в НАТО. Все это на Западе вызвало большое удивление. После этого известия, видимо, переговорили с Ельциным — и пошло опровержение. Сослались на ошибку машинистки, пропустившей пару слов. Мол, имелось в виду несколько другое: “Москва сейчас не ставит вопрос о вступлении в НАТО”. Потом эту тему замяли. И, может быть, зря.
Ельцинскими временами разговоры о возможности присоединения нашей страны к Североатлантическому договору не ограничились. Закидывал удочку на заре своего президентства и Путин, намекая в интервью иностранным СМИ, что при определенных условиях Россия может присоединиться к альянсу.
Этап заигрывания между Россией и НАТО давно прошел, сменившись временами охлаждения, глубокой заморозки и нынешнего постепенного оттаивания (надолго ли?). И тут польский министр иностранных дел Сикорский, не замеченный ранее в симпатиях к нашей стране, заявляет: “Мы нуждаемся в России для того, чтобы решать европейские и глобальные проблемы, поэтому я считаю, что вступление России в НАТО было бы правильным”. Дескать, это и демократизации России помогло бы. И российские генералы, мол, перестали бы бряцать оружием. Понятно, что сегодня ни Россия, ни альянс к такому повороту не готовы. Хотя сказал же в ноябре Медведев: “Как говорится, never say never. У Североатлантического альянса была возможность пригласить Россию, но этого не сделали. И сейчас ситуация другая”.
x