На задворках высоких технологий Версия для печати
Автор: Александр ТРУБИЦЫН.
19.07.2010
Президент России Д. Медведев в одном из недавних выступлений не исключил возможности повторения вооружённого конфликта, сопоставимого по масштабам со Второй мировой войной. По его словам, на планете существует огромное количество оружия, а также есть люди, которые «рассматривают войну в качестве средства решения своих политических проблем». И потому глава государства считает, что Россия должна быть готова к подобному развитию событий: «Это абсолютно непреложная вещь. Как бы мы ни были миролюбивы, мы должны быть подготовлены к защите нашей страны». По словам президента РФ, он как Верховный главнокомандующий намерен уделять самое пристальное внимание обороноспособности армии и условиям жизни военных. В противном случае, по мнению российского лидера, страна может оказаться слабой перед лицом возникшей угрозы. Что ж, всё верно. На словах. А что на деле?
Электроника стареет быстро
Не так давно в телевизионных новостях был показан полёт по замкнутому маршруту стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Напомню: Ту-160 — машины не российские, а советские. «Демократическая» Россия имеет к ним такое же отношение, как «новый русский» к «Мерседесу»: кататься — конечно, да, а вот сконструировать и сделать — увы, нет.
Когда передавали репортаж о полёте российских стратегических бомбардировщиков, я вспомнил ещё и о позоре, который устроили ельцинисты, оставив большую часть парка самолетов Ту-160 объявившей себя «незалежной» Украине, где часть из них была по американской рекомендации уничтожена, а часть продана… России (одно из последствий трагического для РФ события, которое отмечается как «праздник» 12 июня). Можно бы напомнить и о том, что сегодня всего 16 таким российским самолетам противостоят 66 их американских аналогов.
И ещё на что я как инженер-электронщик, имеющий военную специальность «техобслуживание летательных аппаратов», обратил внимание — на древнее, по нынешним временам, электронное оборудование. В своё время оно делалось в СССР на совесть, проверялось в самых жёстких условиях. Но время-то идет. Электроника стареет куда быстрее, чем, скажем, планер или мотор самолета. А на Ту-160 ещё стоят стрелочные приборы, масса переключателей, вакуумные лучевые трубки, лампочки, и это в то время, когда в развитых странах дисплеи с лучевыми трубками просто выбрасывают на свалку. Вакуумным приборам с тончайшими волосками нитей накаливания и хрупким стеклом не место в современном самолете, где постоянные перегрузки и вибрации: их ставят просто потому, что ничего иного нет.
Спросите, зачем поднимать в воздух тяжелую и громоздкую аппаратуру, которую сегодня можно бы заменить легкой, компактной, высокоинтеллектуальной? К тому же оснастить современной электроникой даже старый самолет — значит расширить прежние возможности и обрести новые. Почему же это не делается?
Вспомните, как Путин торговался, пытаясь заполучить вертолетоносец «Мистраль». Он хотел, чтобы французы вместе с кораблями продали и технологии их изготовления. Продадут, конечно. По той простой причине, что технологии тоже стареют. И пока Россия будет осваивать нынешние, французы создадут новые и сами предложат их купить, потому что разрабатывают новейшие. Всё просто — классическая торговля технологиями.
А ведь в СССР высокие технологии кораблестроения были лучшими в мире. Лично наблюдал одну такую историю. На одном из морских «почтовых ящиков» была разработана технология ультразвукового уплотнения сварных швов, при которой металл шва не уступал по прочности материалу деталей. А когда «демики» объявили рынок, изобретатель этой технологии (американцы такой не владели) оказался в США и начал успешно применять её при ремонте моста через озеро Алатуна в Джорджии. Не исключено, что он и сейчас в Штатах процветает и ремонтирует по утраченной Россией советской технологии американские подводные лодки.
Почему нынешняя власть проедает советские научно-технические запасы, почему чиновники закупают технологии, а не создают свои? Ответ прост. Технологии создают люди. А в нынешней России создавать их некому.
Гребень для талантов
Что же нужно, чтобы создать крепкий инженерный корпус, способный решать те задачи, с которыми успешно справлялись советские инженеры? Только одно — применить ту же систему воспитания кадров, которая действовала в СССР.
Вспомним: в капиталистической России вообще не было тракторостроения, а в 1937 году на Всемирной выставке в Париже советский трактор из Сталинграда получает Гран-при (этот успех повторяется в 1958 году в Брюсселе). В капиталистической России не умели делать авиационные моторы, даже на знаменитый «Илья Муромец» Сикорского ставили моторы немецкие. СССР стал одной из четырех стран мира, производящих авиамоторы. Книга рекордов Международной авиационной федерации (ФАИ) пополнялась большей частью за счет рекордов советских самолетов. Да и в других отраслях мы не лыком были шиты. Та же Франция заказывала на Воронежском заводе тяжелый пресс, которого нигде, кроме Воронежа, сделать не могли. Первые пять турбин Днепрогэса наша страна закупила в США, но следующие пять, не хуже американских, были сделаны на своих предприятиях. И подобные примеры можно перечислять до бесконечности.
Так как же выращивалась, формировалась советская научно-техническая элита? Что называется, с младых ногтей.
В советское время миллионными тиражами выпускались детские книги и журналы по науке и технике. На уроках труда в школе ребята осваивали навыки работы с деревом и металлом, учились делать что-то своими руками. Наборы для строительства моделей кораблей и самолетов миллионами изготавливались на заводах ДОСААФ и доходили до самой глухой деревушки. Любимым сюжетом наших мастеров всяческих искусств было изображение пионера с авиамоделью в руках — и он не с потолка был взят: едва ли не половина мальчишек в СССР проходила через авиакружки.
Заочные физматшколы, конкурсы, выездные приемные комиссии густым гребнем прочесывали глубинку в поисках талантов, самых способных ждали математические школы-интернаты. Да, отсеивали половину, еще половину, еще половину, но качество отобранных при этом повышалось и повышалось. На конкурсах при приеме в технические вузы отсеивалась уже не половина, проходил только один из пяти, а то и из десятка. Суровые экзамены практиковались и в самих вузах. Например, из моей группы дошла до диплома всего лишь половина. А в результате складывалась действительно инженерная элита, которая могла создавать новые технологии, а не покупать их у иностранцев.
Сейчас атмосфера иная. С младенческих лет ребенок видит, что путь к достатку лежит не через труд и знания, а через спекуляции, махинации, аферы. Так и развращается новое поколение, а мозги — самый ценный ресурс нации, — которые могли бы приносить пользу обществу, работают ему во вред.
И пока будет действовать эта система, место России — на задворках мира высоких технологий.
Претенденты на лавры Ельцина
А мир этот не стоит на месте, а бурно развивается. Недавно читаю в журнале «Воздушно-космическая оборона» статью «Такого оружия у нас нет» — о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). Это, как известно, один из самых эффективных и грозных видов современного оружия. Почему же его нет у нынешней России? Напомню, что в 70—80-х годах в СССР было выпущено 950 реактивных беспилотников Ту-143 (у американцев в 2002 году было только 200 таких аппаратов). Именно в СССР разрабатывались первые в мире многоразовые ударные БПЛА «Коршун», но «реформы» прервали эту работу. Напомню о триумфальном полёте «Бурана» в беспилотном режиме.
Сегодня в армии США тысячи и тысячи БПЛА — от тяжелых носителей бомб и ракет до микросамолетиков, взлетающих с ладони (тех же авиамоделей, по сути) и передающих с высоты птичьего полёта солдату изображение того, что его окружает. И не надо ему ходить в разведку, рисковать собой — он видит всё на многие километры вокруг. Для сравнения: во время конфликта с Грузией российский беспилотник был направлен на разведку, но ничего передать не смог.
Помню, как в середине 90-х отчаянно искал какое-нибудь финансирование проекта БПЛА один конструктор из КБ Яковлева — фирмы, которая со дня своего рождения специализировалась на легких самолетах. И не нашел. Потому что главной задачей власти было и остаётся предоставление денег олигархам для вывоза их в зарубежные банки, а оборона страны их не интересует.
Кстати, разрушение оборонного потенциала России «демики» вели, так сказать, комплексно. Ведь что такое разведывательный БПЛА? По сути, это — авиамодель, на которую установлен фотоаппарат. Две сугубо мирные вещички становятся мощным оружием — таковы современные технологии. А «демики» не только уничтожили сеть авиамодельных кружков как школу будущих конструкторов, но и разрушили оптическую отрасль России. Советские фотоаппараты славились на весь мир, кинокамеры были явно лучше западных, знаю по опыту. А сейчас попробуйте найти российский цифровой фотоаппарат. Не найдете. Нет в России высоких технологий обработки и стабилизации изображения, распознавания образов и всего, что с этим связано. Поэтому дрожат и болтаются изображения, передаваемые российскими БПЛА, и военные, даже заранее зная, что в колонне десять машин, насчитывают только пять.
Вот интересно, если, скажем, кто-то подойдет к действующему самолету и не то что взорвет, а просто стукнет по нему молотком. Его поймают, объявят террористом и сурово накажут. А того, кто разрушил важнейшую отрасль авиастроения, разогнал специалистов, оставил Россию безоружной, а чтобы не выросли новые кадры, всучил мальчишкам вместо авиамодели банку пива, объявили героем, ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством». Потом обрыдались на его похоронах, поставили ему памятник. Ельцин — фамилия этого человека. Теперь на лавры разрушителя претендуют его преемники
x