"Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актеры" (с) Вильям Шекспир.
Попытки рассказать о том, что может связывать двух людей, не прекращаются с тех пор, как возникло искусство повествования. Но как можно быть правдивым в своем рассказе, если в самой своей сути жизнь сакральна и табуирована?
Фильм "9 песен" британского режиссера Майкла Уинтерботтома занимает 91 место в сотне "самых скандальных фильмов всех времен", по версии Filmsite (
http://www.filmsite.org/controversialfilms20.html). Многие считают его порнографией, что, на мой взгляд, скорее говорит о них, чем о самом фильме. Это тот редкий случай, когда изобилие откровенных сцен и полное отсутствие сценария, является преимуществом повествования, потому что жизнь не знает сценариев, а по-началу шокирующая откровенность поражает бескомпромиссной правдивостью.
Вместо изначально планируемых 10 недель, фильм снимался почти пол года и за это время Киран О’Брайэн и Марго Стилли, исполнители главных и единственных ролей, не имели личного общения, кроме как на съемочной площадке. Все сцены строились на чистой импровизации, где режиссер, лишь, в общих чертах оговаривал свое виденье. Никаких заранее заученных диалогов. Никаких продуманных мизансцен. Никаких проработанных характеров. Никакого заранее расставленного света. Никаких спецэффектов. Перед съемками актеров познакомили друг с другом и дали время на принятие решения, согласны ли они продолжить участие в фильме, где им предстояло играть самих себя. Наблюдая за героями, за актерской игрой, мне стало любопытно, как эти люди, обычные актеры, интегрируют опыт участия в подобных кино-экспериментах в свою повседневную жизнь. Есть ли у них на этапе съемок пары? Как они строят отношения с друзьями, родственниками, в контексте того, что каждый из них может увидеть глубоко интимные моменты их жизни, связанные даже не столько с телом, сколько с тонкой природой проявления всех самых сокровенных ощущений и чувств? Эти вопросы занимают меня в контексте философии лицедейства вообще. Как можно так играть любовников, буквально живя на экране во всех смыслах этого слова и в мельчайших деталях, при этом не будучи любовниками и даже не имея отношений за пределами съемочной площадки - то есть, не являясь теми, кого они играют? Или являясь? И где тогда грань между тем, что играется и тем, что есть на самом деле? И есть ли она вообще, эта грань? Неужели на самом деле они ничего не испытывают друг к другу? А если испытывают, то чем оно отличается от того, что происходит в их реальной жизни? И отличается ли... Да и что, вообще, тогда - реальная жизнь? Есть ли она там где отыграны все роли, сняты все маски и нет зрителей? Когда кто-то из нас встречает в своей жизни нечто подобное, разве не терзается он вопросом, - а не обманывают ли его? Все ли так, как он видит и чувствует? Что на само деле стоит за словами "люблю тебя" или "хочу тебя"? Если такое можно сыграть, изобразить, то что остается для настоящего?
Один год из жизни двух в любовников. Один год крайне насыщенных, чувственных, преисполненных страстью и в тоже время трогательных и нежных отношений, которых никогда не было. 9 сцен любви. 9 способов быть вместе. 9 песен о жизни, где каждая песня и есть сама жизнь.
"9 песен" трейлер