(Окончание. Начало в предыдущем номере)
ещё не вышла газету но вы можете прочитать тут !
«Они вам не помогут!».
Итак, накануне очередной поездки в Польшу МЫ по факсу и по интернету отослал все имеющиеся по данному делу документы в Консульский отдел посольства Беларуси в Варшаве. Вскоре был получен ответ от заведующего консульским отделом КОРНАЧЕВА Олега Игоревича и первого секретаря отдела КОНДРАТЮКА Олега Николаевича.
МЫ:
«В Консульстве очень быстро все изучили, - оперативно связались со страховой компанией, во всем разобрались и сразу же сообщили нам: не волнуйтесь, все будет хорошо, приезжайте, мы вам поможем.
Консулы связались со страховой компанией, у них был очень серьезный разговор с руководством фирмы EFFECT POLAND OOO – владельца СТО. Так вот: те, абсолютно спокойно им ответили, что все их требования к нам – в рамках Закона, и далее - тоже что и нам: ваши граждане потребовали поставить на ремонтируемый автомобиль оригинальные запасные части и поэтому срок ремонта и сумма увеличились. Мол, мы сами изъявили желание рассчитываться наличными деньгами после произведенного ремонта. (Кстати, как потом выяснилось - на мою машину – 2005 года – согласно страхового договора и должны были идти ТОЛЬКО новые оригинальные запчасти!)».
В пятницу 13 февраля, МЫ снова приехали во Вроцлав и по совету специалистов Консульства сразу же отправились в страховую компанию. «Чтобы они официально засвидетельствовали наше прибытие в город», - поясняем.
«Еще по приезду мы должны были связаться с переводчицей - нашей гражданкой, живущей во Вроцлаве. Однако в этот день она не смогла с нами встретиться. Как быть, ведь мы абсолютно не знаем польского языка, а нам предстоят очень серьезные переговоры?! И тут происходит настоящее чудо - в лице простого польского таксиста пана Роман КОВАЛЕВСКОГО, который, узнав о нашей проблеме, сразу же выразил желание помочь нам. (Ему – лет под пятьдесят, он 25 лет в такси, у него жена – преподаватель русского языка в школе и он достаточно хорошо мог с нами общаться. Это такой… Человек, мужик – на все 100%. Мы потом, когда уезжали – со слезами с ним прощались. Он нам ТАК помог!!!). С этим таксистом мы вместе приехали в страховую компанию и с его помощью могли свободно общаться на польском языке. Опять же – очень порадовали работники страховой компании «PZU» – очень вежливые, внимательные и отзывчивые. Они сразу же позвонили на СТО и потребовали объяснить: какие еще такие расчеты наличными деньгами, если счет фактуру они уже оплатили? Мол, если есть необходимость дополнительной оплаты – присылайте дополнительную счет фактуру, страховая все оплатит. А там опять «поют» о том, что это – наше требование, официально закрепленное в договоре.
И далее буквально лично для нас: «Можете приезжать к нам хоть с консулом, хоть с прокурором…. Они вам не помогут!». Тем не менее, страховая компания категорически потребовала от них предоставить счет фактуру на ремонт. И тут начинается «сказка»: то там факс сломался, то ксерокс (Конечно, мы совершили изначальную ошибку, что дали им знать о том, что у нас маленькая – шестидневная – виза. При этом - два дня мы теряем на выходных и во вторник должны уехать). В общем – переносят все на понедельник. Звоним в Консульство. Там нам рекомендуют больше никуда не ездить и обещают к утру понедельника составить официальные письма: ноту протеста, требование в МИД Польши и администрацию города и к руководству СТО.
«через полгода - заплатите вдвойне!».
Рано утром в понедельник за нами заезжает пан Роман и говорит: «Я буду решать вашу проблему» и мы вместе с ним едем на СТО, по приезду задаем первый категоричный вопрос- «Где счет фактура?» Ответ: «Мы ее отправили сегодня утром почтой», т.е. – минимум еще один день мы теряем на пересылку. Пан Роман требует предоставить нам ксерокопии счёт фактуры. Следует пояснение от сотрудников СТО, о том, что все документы у какой-то женщины, которая сейчас – где то далеко и будет после обеда. От этих слов меня охватывает ярость, и я чувствую что сейчас что-то произойдет «страшное». Начинается перепалка на повышенных тонах, нам начинают заламывать руки и выталкивать вон с СТО. Сразу же жена успевает позвонить в Консульство и оттуда сразу приходит факс с очень конкретным, грозным уведомлением и предупреждением о международном скандале в случае применения физической силы к гражданам Республики Беларусь. Это сразу же остудило пыл работников СТО, и сразу же нашлись необходимые бумаги и они были отправлены в страховую компанию. В «PZU» сразу после получения принялись все проверять и анализировать (хотя имели право растянуть это на 10 дней, но идя нам навстречу и понимания наше положение уже были готовы немедленно оплатить всю сумму!) и через два часа нам сообщают: «сумма выставленная в счёт-фактуре – 12 тысяч 600 злотых (или 3 тысячи евро) – обслютное мошенничество! Если у вас был необходим лишь кузовной ремонт, то при чем здесь: ремонт двигателя, замена прокладок, клапанов, поршневых и т.д. ?!» БРЕД!
В общем – вычеркивают все лишнее, и от прежней суммы остается лишь 4 тысячи 900 злотых. «Налицо явный факт мошенничества, а с этим уже можно идти в полицию». Боясь, что с помощью полиции процесс возврата затянется надолго, мы вновь едем на СТО. Там директор спокойно смотрит на перерасчет страховой и с ухмылочкой заявляет: «У меня есть 10 дней на изучение этого и обжалование». Мы опять – в шоке! Ведь умеючи, т.е. припираясь и споря о каждой цифре - этот процесс обжалования можно растянуть на месяцы! А наша машина, ведь, стоит у них - на платной стоянке, и в таком случае счет за парковку может затем даже превысить изначально требуемую от нас сумму, так как за две недели оплата за парковку у них «набежала» аж на…200 евро! За полгода предполагаемых разбирательств это были бы – 2000 евро! В общем – смотрят на нас нагло и спокойно, он заявляет: «Не заплатите сейчас, через полгода - заплатите вдвойне!». Ведь главное то, что согласно ранее нами подписанному договору, они имели ВСЕ юридические полномочия для решения всех финансовых вопросов по моему автомобилю. Как их только наш пан Роман не стыдил, как только не разъяснял – ноль эмоций! «Все законно и никто нам не указчик: ни прокурор, ни консул, ни Президент! Хотите жаловаться – жалуйтесь, ваше право!» И… абсолютное спокойствие!
«Как в кинобоевике…»
Наш таксист пан Роман, находит своего знакомого следователя. Тот, как только услышал название это фирмы – «EFFECT POLAND OOO» - так прямо и «присел», застонав. Мол, у них на эту фирму – по пять жалоб ежемесячно, но вот уже два года никто, ничего не может с ними поделать - неуязвимые: крупнейшая криминальная группировка, мошенники высшей пробы с очень сильными юристами! У них автопарк на 200 автомобилей, которые они сдают в прокат и затем так хитро судятся с клиентами за якобы «порчу» ТС, что никто ничего не может доказать или опровергнуть. Посмотрел он наши документы – все грамотно составлено. «полиция вам врят ли поможет!»
Тем не менее мы едем в полицейский участок. Из консульства связываются с главным комиссаром и просят оказать нам всяческую помощь. Но и до этого, нас там приняли - с таким вниманием и сочувствием, о котором мы даже не могли и мечтать. В общем, с пяти часов до десяти часов вечера весь полицейский участок буквально - сидел и думал, как нам помочь: какое основание, какую найти зацепку, чтобы получить санкцию у прокурора для вмешательства. Завели дело, подробнейшим образом нас допросили, изучили все страховые документы, допросили работников страховой компании, которые, кстати, спокойно, без проблем согласились дать свидетельские показания.
И вот после внимательного изучения дела, у полицейских появляется «зацепка». Утром, во вторник нам сообщают, что прокурор, изучив подготовленные в полиции документы, и получив дополнительно официальное письмо из нашего консульства - принял решение: произвести обыск и произвести задержание работников СТО. А далее как в кинобоевике: на нескольких полицейских машинах с воем сирен, с десятком вооруженных полицейских прилетают к СТО. «Руки за голову! Всем лицом к стене!».
Находят мою машину – спрятанную далеко в самом углу двора, заставленную каким-то хламом. Оперативно принимают решение изъять наш автомобиль, для дальнейшего разбирательства. (Мы очень боялись за сохранность и целостность автомобиля, работники СТО в отместку могли причинить скрытый ущерб нашему авто). К сожалению ни одного из директоров СТО «EFFECT POLAND» задержать не удалось, они скрылись перед нашим приездом! Видимо стуканул кто-то!
После всех необходимых процедур по оформлению, нам передают - на ответственное хранение наш автомобиль (на самом деле полицейские и комиссар поступили как им подсказывала совесть), По их правилам, машина должна была остаться на стоянке до конца следствия, но нам ее отдали с пояснением: мол, если в дальнейшем понадобиться предъявить ее в качестве вещественного доказательства - то мы обязуемся исполнить.
И до того момента, пока мы не сели в свой автомобиль, и не завели его – мы не могли поверить что всё позади.…
И в полиции, и в страховой компании, когда мы писали им восторженные благодарности за помощь и содействие - на нас смотрели… с таким удивлением?! Мол что такого неординарного они сделали?! А таксист – пан Роман Ковалевский (который три дня буквально не отходил от нас, как личный охранник) - специально даже проводил нас за город, и когда мы прощались – со слезами на глазах – отказывался брать от нас деньги (лишь 100 долларов мы ему втихую засунули в карман). До самой границы – все звонил, волновался, как мы доехали…»
И мысли и чувства…
И какие же выводы из всей этой истории вы для себя сделали?
Что касается зарубежных поездок и разных там ситуаций то:
1. Самое главное: не обольщаться от заграничной обходительности и любезности, т.е. – не терять бдительности и быть осторожным. Мошенники и негодяи есть в любой стране, даже в самой цивилизованной и если у вас возникают какие-либо проблемы на территории иностранного государства – немедленно ставьте в известность консульство Беларуси в этой стране.
2. Въезжая на территорию другого государства, иметь в обязательном порядке дареса и телефоны, консульства или посольства Беларуси в данной стране. (см. список адресов и телефонов в нашем приложении – «АБw»)
3. Вступая в деловые отношения за границей, прежде всего, требуйте переводчика с лицензией на данный вид работ в случае перевода документа. Документы должны быть подписаны и переводчиком и вами.
4. После ДТП, отвозите машину только на официальный сервисный центр представительства вашей марки автомобиля. К вам могут подходить на вид серъёзные люди с заманчивыми предложениями и по ремонту, и по выплатам - Будьте бдительными. Страховая компания в любом случае оплатить все расходы связанные с ремонтом и транспортировкой.
5. ГЛАВНОЕ НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ПАНИКЕ, ДАЖЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ ВЫ ЗАЩИЩЕНЫ И ИМЕЕТ ВСЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОТСТАИВАНИЯ СВОИХ ИНТИРЕСОВ.
Какие впечатления и от путешествия по Европе в целом и от жителей Польши в частности?
1. Главное что мы подчеркнули для себя и этого путешествия, что в большинстве своём люди доброжелательны, и порядочны, идут навстречу, не отворачиваются от тебя с твоими проблемами. Уважают тебя как личность, пытаются тебе помочь не смотря на то, что ты иностранец.
2. Ещё раз хотим поблагодарить Консульство Республики Беларусь в Варшаве, весь полицейский участок «Раковец» в г.Вроцлав, страховую компанию «PZU» г. Вроцлав., и отдельная ОГРОМНОЕ СПАСИБО ПАНУ РОМАНУ КОВАЛЕВСКАМУ - Супер таксисту и человеку доброй души !
3. Всем нашим друзьям и знакомым которые услышали нашу историю мы говорим: НУЖНО БОРОТЬСЯ И ДОБИВАТЬСЯ, НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ, и тогда все у ВАС получиться !
Игорь МОСКАЛЕНКО
Своим мнением вы можете поделиться на форуме нашей газеты по адресу http://abw.by/, или пишите письма на электронный адрес igorm@abw.by. Звоните. Телефоны правового отдела "AБw": (МТС) 705-25-67, (Velcom) 702-54-97.