botv0091:
|
1. Почему 1-й БП не запускает вентиляторы, но они крутятся если дать им внешнее воздействие. |
Потому что как минимум сила трения покоя больше чем сила трения скольжения, здесь это относится к элементам электродвигателя у вентилятора. Вспомните, когда заводите машину с толкача как непросто ее сдвинуть, но потом дело идет куда веселее. Или например тащить тяжелые санки по снегу - эффект тот же самый.
botv0091:
|
2. Почему БП 12V-16A — это «нормальный» БП для данных вентиляторов, но 220V-10A сожжет их. |
Потому что каждый энергопотребитель имеет свое сопротивление, которое, кстати сказазть и определяет его мощность. Если двигатель 12 вольт, 0,09 ампер, то его сопротивление R=U/I=12/0,09=133Ом. Сопротивление прибора - величина фиксированная, и зависит только от его физических свойств(из какого провода обмотки и так далее). Теперь если подключить двигатель к источнику 220 вольт, то получим, что через него потечет ток 220/133=1,65 ампер. Что вызовет нагрев, оплавление той же обмотки или чего еще, в общем говоря вызовет "сгорание" прибора. 12 вольт-16 ампер нормальный блок питания, так как его выходное напряжение не даст подняться току в цепи потребителя выше нормы и не вызовет его поломки. То есть если источник питания 16 ампер, это НЕ значит, что он будет проталкивать в потребитель все 16 ампер, это лишь значит, что он сможет прокормить того, кому надо 16. А так сила тока в цепи определяется сопротивлением потребителя и напряжением.
botv0091:
|
3. Есть ли какие-то последствия от использования 5V-1A БП — для самого БП? Для вентиляторов? |
Нет. Мощность P=U*I=12*0,09=1,08Ватт - мощность электродвигателя. Мощность БП 5*1=5Ватт, то есть мощность потребителя не превышает мощности источника, соответственно потребитель не перегружает источник. С другой стороны уровень выходного напряжения в 5 вольт не даст электродвигателю даже набрать расчетный ток, не то чтобы его превысить, так что для вентилятора это тоже безболезненно, он просто недоедает и медленно крутится.
Почему где-то постоянный ток, где-то переменный.
Преимущества переменного тока.
На электростанциях производят переменный ток(то есть чтобы произвести постоянный, надо еще приложить усилия по его выпрямлению). Переменный ток легко трансформируется по напряжению.
Недостатки ПерТ.
Трудность рекуперации сети(то есть возврата тока в сеть при торможении), так как электродвигатели переменного тока не могут работать в качестве генератора. Именно поэтому электрички в Московской области(где надо каждому столбу поклониться) на постоянном токе, как и поезда метро, а в провинции на переменном.
Преимущества ПостТ.
Возможность рекуперации сети. Более простое построение электронных схем, некоторые из которых на переменном токе то и работать не будут.
Недостатки ПостТ.
Нет возможности трансформации по напряжению. Его нужно производить, затрачивая электронные компоненты(диоды) и тд.
Теперь почему бывают разные напряжения питания. Чем меньше напряжения питания, тем больше потребуется ток для прибора одной и той же мощности. Мощность прибора-величина объективная, вас же не устроит электрочайник, который кипятит вам чай часа 3. БОльший ток требует более толстых проводов, иначе будет большое падение напряжения, нагрев проводов и потеря мощности. Соответственно, это недешево, везде тащить толстые провода и тд. Поэтому на ЛЭП для передачи на дальние расстояния напряжение повышают до сумасшедших величин: 220 000вольт, 500 000вольт. Но тут рождаются высокие требования к безопасности, изоляции и тд.
И поэтому конструкторы идут на компромисс. Например, в автомобиле бортовая система могла бы составлять вполне безопасные 36 вольт, но тогда потребовался бы аккумулятор из 18 банок вместо 6. Например, на легковушках бортовая система 12 вольт, на грузовиках 24, так как в противном случае грузовику бы понадобился стартер раза в 2 тяжелее и еще к нему бы шли провода с кулак толщиной. В общем как-то так.