Подиж ты. Никакого ЕР там в глаза не видывали. А как все знакомо.
Хорошо, что мы не купили «Артек»Эта история из тех, что происходят вроде бы вдруг, но очень уж... кстати [фото и видео]
Владимир ВОРСОБИН, При содействии Тараса Козуба («КП» - Украина») — 17.02.2009
В российско-украинских отношениях давно не хватало свежего ветра. Изюминки. Надрыва. Ну газ, ну НАТО, ну бандеровцы, ну голодомор... И вот случилось! Директор легендарного «Артека» некто Борис Новожилов объявляет голодовку в знак протеста против планового разграбления детского лагеря. Новожилов, по сути, обвиняет украинские власти в финансовом удушении «Артека». Анонимные злодеи пытались получить... Нет, не просто «золотую» землю (которая тянет на миллиард долларов). Кто-то покушался на легенду, на ностальгию тех, кто «сделан в СССР». На хрустальные сны миллионов...
Скандал запылал задорным пионерским костром. В Москве общественность заголосила, заплакала, заколотила в колокола. Журналисты хором загрустили о седоголовом Аюдаге, волшебных глазах пионервожатой и первой бутылке портвейна. Деятели культуры взывали к совести Ющенко, одновременно сомневаясь, а есть ли.
- Это все равно что убить ребенка. Или умирающему ребенку не дать лекарство для спасения его жизни, - чуть не плакала композитор Александра Пахмутова.
Московская мэрия потребовала от непутевой Украины срочно продать России «Артек», дабы детский курорт не загибался от безденежья посреди сытой Ялты.
И наблюдая, как «Артек» стремительно превращался в «детский Севастополь», я чувствовал легкий привкус абсурда. Во мне проснулось любопытство советского пионера из 5-го «В» класса школы безнадежно провинциального города Саранска. О поездке в «Артек» здесь мечтали лишь дети высокопоставленных особ, да и то - бесплодно. Их социальный статус еле дотягивал до «Орленка»...
Причем щедрость властей, спешащих выкупить лагерь, раздражала не только меня. Как написал в своем блоге мультипликатор Алексей Котеночкин: «Неделю назад на всю Россию кричали о загибающемся «Артеке», деятели культуры письмо сочиняли... А в это время накрылся мультфильм «Кин-Дза-Дза», студия «Союзмультфильм» с ноября не выплачивает зарплаты... Об «Артеке» кричат, а о «Союзмультфильме» тишина гробовая...»
Но больше всего меня поразило, как закончился скандал. Мгновенно. Его словно выключили. Правительство Тимошенко выделяет «Артеку» требуемые 7,5 миллиона долларов, директор Новожилов излечивается от сердечного приступа, горячо благодарит журналистов и уезжает к себе в «спасенный лагерь». Москва тут же забывает об «Артеке», переключаясь на еще более важную внешнеполитическую проблему - вызволение калмыцких верблюдов из лап украинских пограничников.
И мало кто заметил, что в воздухе так и остались висеть главные вопросы: откуда у «Артека» астрономические долги, что это за неизвестные злодеи пытались раздербанить (в смысле ограбить) лагерь и почему вокруг «Артека» ходят стойкие апокалиптические слухи о его близком и неминуемом конце?
- Ребята, а кто-нибудь понял, что это было?! - спросил я по телефону своих крымских коллег.
- А вы там, в Москве, что, не поняли? - смеются. - Спектакль, конечно. Теперь «Артек» дербанят по-новому - креативно и весело.
- Кто?
- Все.
«ЭТО ВЫ ХОРОШО ПРИДУМАЛИ - НАС КУПИТЬ»
За мою классовую холодность к «Артеку» Крым отомстил тифозной погодой с бесконечным дождем. Но даже на фоне свинцовых туч лагерь выглядел величественно. Я бродил по бесконечной территории, смаковал вкусный воздух и тихо жалел о своем детстве. Тот Вова из 5-го «В» влюбился бы в эту красоту...
И я уже было забыл, зачем приехал. И, околдованный, вместо статьи написал бы какую-нибудь лирическую балладу... Но меня разбудил здоровый цинизм профсоюзного лидера «Артека» Евгения Баженова.
- О, Россия! - подмигнул он. - Это вы хорошо придумали - нас купить. Возбудили Киев так, что тот аж взвился!
Из его слов выходило, что Киев заплатил «Артеку»... из вредности.
У Баженова в этот момент разом звонило несколько телефонов.
- Прислать номер счета? Сделаем, - бодро обещал он трубкам и восхищенно качал головой: - Все деньги нам шлют. Сейчас из российского «Орленка» звонили - 200 тысяч рублей переводят. Молодцы, не бросают нас в беде.
Правда, от вопроса, как «Артек» в эту беду угодил, профсоюзный лидер уклонился. 10 миллионов долларов долга и странная для этих мест убыточность лагеря - тема для местных опасная. Пришлось провести весь день во вкрадчивых разговорах с сотрудниками администрации «Артека». Картина прояснялась тяжело, неохотно, фрагментами.
Если вкратце, то в «Артеке» уверены, что кругом враги. Явные и скрытые. Первых возглавляет глава поселковой администрации Гурзуфа Виктор Гамаль. Поскольку он был единственным реальным персонажем в этой истории, на кого, как на злодея, ссылался Новожилов, с него и начнем.
ВРАГ ЯВНЫЙ
Если верить пресс-секретарю «Артека» Елене Мех, «Артек» дербанили незатейливо. По-славянски. Соседство с сокровищем в миллиард долларов местные власти перенести не смогли.
Инстинктивную попытку Гурзуфа умыкнуть часть артековского драгоценного пляжа с названием Гурьевские Камни Мех объясняет житейски - в курортном поселке почти вся береговая линия давно распродана («За эти деньги Гамаль мог золотом крыши в своем поселке покрыть», - шутит Мех). Жителям поселка купаться негде. Вспомнили, что когда-то этот пляж действительно был городским, но в середине 90-х предыдущий глава поселка зачем-то подарил его «Артеку». Ну и...
Но больше всего артековцев пугает, что Гамаль затеял странную игру с бумагами на собственность самого «Артека». Воспользовавшись тем, что администрация президента ежегодно меняла начальников лагеря, гурзуфская администрация затребовала у одного из неопытных руководителей эти документы. И... потеряла. Взамен был составлен другой акт. На нем в графе «площадь» вместо старых 208,0174 гектара стояла другая цифра! 210,8173 га.
С этой секунды я перестал понимать происходящее.
- Да, нам дали больше земли, - улыбнулась красавица Мех. - «Артеку» приписали лишние несколько гектаров.
- Подождите, у вас не отнимают, а дарят землю?!
- Это только на первый взгляд. Если раньше мы граничили со спокойным лесхозом, то по новому плану - с беспокойным частным санаторием. А как же безопасность детей?
При уточнении, где располагается подаренная «Артеку» коварным Гурзуфом земля, моей логике стало совсем тяжело. «Троянский конь» находился точно под санаторием «Аюдаг», где проживает администрация лагеря во главе с Новожиловым. То есть директор вот уже который год судится с Гурзуфом только для того, чтобы НЕ закреплять землю «под собой» за своим же «Артеком».
- Никто точно не знает, зачем это Новожилову, - пожимает плечами оппозиционный депутат местного Совета (выполняю обещание не указывать его фамилию). - Хотя... «Аюдаг» только отремонтировали, место хорошее. Слухи про эти гектары ходят разные. Говорят о какой-то многоступенчатой махинации с отчуждением «Аюдага» от «Артека». Честно говоря, здесь давно перестали понимать Новожилова. Его команда ведет себя странно. К примеру, недавно было голосование в поселковом совете о выделении земли под строительство дома для артековцев. Пришел представитель Новожилова и зачем-то нам нахамил. Не понравился ему какой-то вопрос, он и говорит: «Да кто вы такие! Да что от вас зависит!» В итоге несколько месяцев злые депутаты не голосовали за этот дом из принципа...
При упоминании злосчастного пляжа на Гурьевских Камнях и об утерянных документах депутат с удовольствием расхохотался.
«Это чисто ялтинская история! - сказал он. - Как у нас грубо шутят: среди русских есть кацапы, среди украинцев - хохлы. А вот в Ялте живут кацапы, которые к тому же охохлились... Так что держи ухо востро!»
Пожимаю плечами, иду к «потерявшему земельные акты» Гамалю. У гурзуфского главы отчаянный вид загнанного в угол боксера.
- Я не буду подписывать новые акты на землю! Я не хочу попасть в СБУ (Служба безопасности Украины) за эту подпись! - аккуратно бил кулаком по столу. - Новожилов обвиняет меня, что я пытаюсь украсть у «Артека» землю. Вот вы человек со стороны - вы можете посмотреть на ситуацию трезво. Пойдем логическим путем.
- Пойдемте вместе, - с опаской отвечаю.
- Вот акт, подготовленный по просьбе предыдущего директора лагеря (показывает документ). «Артек» оформил землю под санаторием «Аюдаг» и получает на 2,5 гектара больше территории. А вот новый акт, который меня заставляют подписывать!
- Стоп! А почему их пять?!
- Вот и-мен-но! - торжествует Гамаль. - Мне тоже хочется знать, почему «Артек» вопреки Жилищному кодексу разделен на пять частей, причем без оформления необходимой технической документации. А главное - для чего?! Учтите, что здравница доведена до банкротства, и за кредиты банкам отданы путевки на 2009 год. Может, они хотят «Артек» в банки по частям заложить? (10 февраля местный суд все-таки обязал Гамаля подписать эти странные пять актов. - В. В.)
- А как же пляж? - стараюсь я держать нейтралитет и... через минуту расплываюсь в улыбке.
Чудные нравы здесь, в Крыму! Оказывается, предыдущий глава Гурзуфа в 1997 году действительно подарил Гурьевские Камни «Артеку». Но одновременно подложил лагерю свинью, указав на документе дату 1 января, что на четыре месяца раньше начала его полномочий... Хотел я было погадать, зачем нужны были эти бумажные чудеса, да плюнул. Дербанизация земель здесь на таком уровне, что отделить вора от жертвы практически невозможно...
- Володя, добро пожаловать в Крым! - простодушно рассмеялась моему рассказу о встрече с Гамалем пресс-секретарь «Артека» Елена Мех. - Поэтому покупать землю здесь не советую - тут в каждом поселке по две кадастровые книги.
ВРАГ ВНУТРЕННИЙ
Скоро я поймал «ялтинскую волну» и смотрел на лукавство ялтинцев со здоровым цинизмом. В конце концов глупо рассчитывать на непогрешимость граждан, имеющих возможность отщипнуть от миллиарда долларов хоть малость. Например, проверяя слова Новожилова о 60 судебных исках, с помощью которых кто-то пытается разграбить лагерь, я был готов к подвоху. А потому не удивился, когда «алчными грабителями» оказались... сами артековцы - жители поселка при лагере. Решительно все местное население, чьи отцы и деды работали в «Артеке», мечтает о приватизации своего жилья. И наотрез отказывается переселяться. Переезжать глупо - клочок их земли тянет эдак на 200 - 300 тысяч долларов. Но лагерь им отказывает не только в приватизации («Они землю продадут, и вокруг тут же появятся виллы, игорные дома, рестораны, а тут дети!» - объяснил мне профсоюзный босс Баженов), но и в личной жизни. Проникнуть в поселок «Артека» чужеземцам можно только по специальному разрешению, а потому сдавать свои дома курортникам артековцам трудно. То есть на кону стоят такие бешеные деньги, что «Артек» просто приговорен к перманентным митингам и судебным тяжбам. Если учесть, что администрация Гурзуфа открыто стоит за «смутьянов» (ну хотя бы потому, что возможная приватизация поселка озолотит местных чиновников), а Новожилова чуть ли не все крымские политики подозревают в тихом разграблении лагеря изнутри, возникает сюжет, достойный Ильфа и Петрова. «Артек» сейчас похож на Воронью Слободку, которую подожгли сразу с четырех концов.
Но мой «ялтинский» цинизм все-таки дал трещину. Что греха таить - ну хотелось мне найти в этой истории хоть один светлый образ! Например, пусть небезгрешный, но болеющий за «Артек» Новожилов своей голодовкой путает карты киевских и ялтинских дербанизаторов, возбуждает страдающую ностальгией Москву и просто выколачивает из бюджета миллионы во спасение лагеря.
Я берег эту хрупкую надежду даже в хитрой Ялте... Пока не взял в руки самый беспощадный прибор на свете - калькулятор.
ЛУКАВОЕ БАНКРОТСТВО
Официально угроза банкротства «Артека» - снижение посещаемости лагеря и непреодолимая зависимость предприятия от госзаказа. Если казна не выкупает у «Артека» путевки для малообеспеченных детей (как могло произойти в этом году), у лагеря не остается денег даже на зарплату сотрудникам. Потому как рентабельным гигантский «Артек» не может быть по определению. При этом путевки стоят очень дорого. Например, в санаторий «Морской» - до 2,5 тысячи долларов (для сравнения - отдых в комфортабельном «Орленке» стоит $700).
Сотрудники украинской Счетной палаты, проводившие в прошлом году проверку, возмущены.
- За пять лет количество продаваемых путевок снизилось на 36%, - говорит замначальника территориального управления Счетной палаты Украины в Крыму Валерий Вовк. - И при этом цены на путевки завышаются искусственно. Они продаются через посредника и стоят уже в полтора раза дороже. Купить путевки напрямую у лагеря нельзя. Таким образом, за последние два года только один лагерь «Морской» потерял 20 млн. гривен (более трех миллионов долларов. - В. В.).
Любопытно, что сразу после назначения на должность Новожилов отказывается от сотрудничества с многолетними партнерами (например, с российским «Артек-туром») и торгует путевками через малоизвестные фирмы. Недоброжелатели утверждают, что фирмы эти у директора «карманные», и таким образом Новожилов стрижет хорошие проценты. Кроме того, в Счетной палате не понимают логики руководителей «Артека» в хозяйственных делах. Например, две итальянские кухни стоимостью пару миллионов долларов уже несколько лет ржавеют на складе. Работать им мешает «мелочь» - отсутствие подходящего здания. Вы спросите: зачем тогда было покупать? Хор-р-роший, хотя и риторический в наши лукавые времена всевозможных откатов вопрос... Кстати, с суммы кредита в 10 миллионов долларов, взятого на реконструкцию в 2003 году, набежало аж 4,5 миллиона только процентов!
В общем, по данным Счетной палаты, в «Артеке» назначенцы администрации Ющенко набедокурили на 301 млн. гривен (около 50 миллионов долларов). Этой суммы бы хватило не только расплатиться со всеми кредиторами, но еще пару раз перестроить весь лагерь.
Но самое противное, что и это еще не все! На связь с киевской редакцией вышел один из бывших сотрудников компании «Новые технологии» (структурного подразделения госуправления делами при президенте Украины). Именно через эту фирму шли финансовые потоки «Артека» за последние три года. В августе прошлого года сотрудник написал докладную на имя главы администрации Игоря Тарасюка с жалобой на Новожилова. В сентябре он потерял свою должность. В бумаге была перечислена вся материальная помощь «Артеку» на ремонт корпусов и озеленение территории, проведение Интернета и установку оборудования. Общая сумма равнялась примерно 37,5 млн. американских долларов.
- То была личная договоренность с Новожиловым, - объяснил сотрудник. - Но после получения этих денег он ушел в отказ. Впрочем, он много кому еще должен - у «Артека» сейчас даже текущий счет заблокирован...
ХЕППИ-ЭНД ПО-УКРАИНСКИ
Увидеть спасителя «Артека» Бориса Новожилова мне удалось только в Киеве. На пресс-конференции. Директор лагеря обратился к журналистам стоя.
«Спасибо, друзья! Мы с вами вместе спасли «Артек»!» - сказал тогда он. Зал грянул аплодисментами...
Я тоже поаплодировал. А почему бы и нет - все же довольны. Новожилов получил от Тимошенко еще 7,5 миллиона. Тимошенко получила удовольствие, обвинив в бедах лагеря своего врага - Ющенко. Москва полюбовалась новым конфузом «оранжевых»...
Директор сиял и говорил мне, что его враги - законченные коррупционеры и ими скоро займутся органы.
«Я думаю, он станет прекрасным политиком!» - восхищенно прошептала его пресс-секретарь.
- Он давно готов! - улыбался я, с любопытством рассматривая этого неординарного человека. Есть подозрение, что у артековской администрации скоро опять кончатся деньги и Новожилов привычно ударит в колокола...
Но главная тайна в «деле «Артека» осталась неразгаданной.
Я так и не понял - Россия всерьез была готова отдать этим остроумным людям за «Артек» миллиард долларов или это была шутка? Как известно, Россия слезлива и щедра, когда речь идет о бедах чужих, но равнодушна к своим. «Артек» ничем не лучше умирающего «Союзмультфильма» или, к примеру, полуголодного сибирского детдома. Ведь правда?