Подобные истории случались не раз в мировом футболе. Один футболист обижает болельщиков своего бывшего клуба и его постоянно освистывают, когда он возвращается на этот стадион. И очень редко в такой ситуации футболист возвращается в свою бывшую команду. С Быстровым случилось именно так.
Тяжело представить, как бы Луиш Фигу возвращался в «Барселону», Эрик Кантона в «Лидс» или Соул Кэмбел в «Тоттенхэм». Все они ухолили в стан заклятых врагов. Быстров вернулся. Да, уходил он по причинам вполне логичным и его уход нельзя назвать предательством. Скорее его возвращение похоже на предательство «Спартака». Давайте же все-таки разберемся, что же произошло и продолжает происходить?
Владимир Быстров был продан из «Зенита» в 2005-м году после очень неудачной серии матчей, когда после Евро-2004 он довольно невыразительно провел концовку того сезона, а в следующем и вовсе перестал попадать в состав. Более того, он при довольно невразумительной игре оставался очень задиристым мальчиком. И Петржеле это быстро надоело. Быстрова из команды убрали, хотя было много противников этого, как среди болельщиков, так и среди самих футболистов (протест Аршавина в матче с «Амкаром», когда он не отмечал все три своих мяча).
Тогда Быстров, перейдя в «Спартак», помог им подняться выше «Зенита» после двух проваленных красно-белыми сезонов. Но и в «Спартаке» он к 2008-2009 годам сник. Было заметно, что ему не очень интересно играть, и в итоге на Евро он поехал практически в роли туриста. Весной этого года лишь после прихода Валерия Карпина Быстров вновь заиграл, как играл когда-то у Петржелы, и даже лучше. Он начал, наконец, забивать. Страшно подумать, но треть голов за карьеру он забил в этом году!
Главное, в чем прибавил в этом сезоне Быстров – стала устойчивость. Он, наконец, перестал падать в штрафной или перед ней, а обладая неплохой техникой, стал входить в нее и отдавать голевые пасы и забивать. В итоге, «Зенит» выкупил его обратно, чего очень хотели газпромовские руководители «Зенита» с момента их прихода в клуб в 2006 (еще Фурсенко все время признавал продажу Быстрова как главную ошибку предыдущего владельца клуба).
На этом моменте забудем о футболе и начнем говорить о фанатах. Вот то, что говорят фанаты о Быстрове:
«Проблемы начались с того момента, как он подписал контракт со «Спартаком». Многие из нас до сих пор уверены, что если Петржела не видел его в своей команде, то он мог выбрать любой другой клуб. За руку при подписании контракта его никто не водил. Он подписывал сам. На следующий же день даётся интервью о том, что он с детства болел за «Спартак».
Даже если это действительно так по той причине, что в Луге, откуда он родом, команда называлась «Спартак», а по телевизору показывали только первый канал, где показывали только игры московского «Спартака», так говорить нельзя!!! Тем более в первый же день! «Спартак» - наш главный враг, и перейдя туда, он должен был вести себя тише воды - ниже травы, держа в уме вариант, что когда-то ему случится вернуться в Питер, который он якобы, как утверждает сейчас, так пламенно и сильно любит.
Если бы любил, то не говорил бы, что Москва - вот это город, а в Питере только одна улица - Невский проспект. Да и другие изречения, например, по поводу заслуженности взятого «Зенитом» в 2007-м золота, и многие другие в том же духе, вылетавшие из его уст на протяжении всего периода его пребывания в «Спартаке», тоже мог бы оставить внутри себя.
Дальше - больше. Происходит возвращение блудного попугая. Для фанатов всей страны он - символ лжи и предательства. Даже если он не целовал никаких ромбиков и не показывал средних пальцев. Хотя люди, которые никогда не были замечены в преувеличениях, а тем более во лжи, подтверждают, что сами видели эти жесты».
Надо сказать, что и сам Быстров и руководство «Зенита» повели себя крайне неправильно в момент подписания контракта. И дело не в том, что не спросили у фанатов, этого они делать не должны, а в том, что, уже зная проблему, назревшую на стадионе надо было ее решать. Необходимо было организовать встречу фанатов с Быстровым и руководством клуба, заодно пригласить на данную встречу авторитетного в их среде человека (такого, как Александр Горшков).
На этой встрече Быстров должен был бы извиниться за свои поступки. Вместо этого, выходят интервью, что он ничего не делал (правда я, как фотограф, снимающий футбол должен согласиться, что не верю в историю с показанным пальцем – ведь если бы она была правдой, фотографию кто-нибудь бы обязательно снял), и все же, он много раз провоцировал фанатов «Зенита» и извиниться за это мог бы…
Проблема обострилась тем, что часть болельщиков «Зенита», не интересующаяся фанатскими делами довольно быстро приняла Быстрова за ту игру, которую он тут же начал показывать. Раскол между болельщиками произошел довольно быстро, и теперь на стадионе есть две группировки – одна, заводилы песен и кричалок, половину времени матча скандирует нелицеприятные вещи в адрес Быстрова. Другая же освистывает первых, в том числе и близкие по духу к фанатским 4-й и 5-й сектора. Получается, что половина домашних матчей «Зенита» теперь проходит под свист.
Подобную историю можно вспомнить лишь одну: в Манчестере после четвертьфинала Чемпионата Мира 2006 года (матч Португалия – Англия) целый год стадион освистывал одного своего игрока – Криштиану Роналду. В том матче он довольно подло подсказал судье, что его партнер по клубной команде Уэйн Руни, грубо сфолил на Риккардо Корвальо, за что в итоге Руни был удален с поля. Англичане вылетели с мундиаля и возненавидели КриРо. Целый год на всех стадионах Англии, в том числе и домашнем «Олд Траффорде» все его действия освистывались.
Но футболист выдержал. И уже через сезон был признан лучшим футболистом мира, забив при этом невероятное количество мячей, и принес команде победы в чемпионате Англии и Лиге Чемпионов. Впрочем, настоящие фанаты МЮ так и не приняли португальца. Как поведал мне фанат «Зенита» «глорихантеры» МЮ сильно радовались этим победам, а настоящим фанам было на них плевать. Они ушли и создали в любительской лиге свой клуб. Настоящий, а не то дерьмо, которое все сейчас считают МЮ. Вот на чём стоит учиться».
У нас, подобно Манчестеру, комок противоречий превратился в не распутываемую длинную нить, которую можно только перерубить. Теперь у «Зенита» есть три решения проблемы:
1. Согласиться с фанатами, признав покупку Быстрова ошибкой, и продать его куда-нибудь. Это путь, с футбольной точки зрения, в никуда. Но, как говориться «Идея дороже Трофея». Правда, мы не знаем, кто следующий не понравится фанатам – друзья Быстрова Анюков и Денисов, во многом благодаря которым Быстров и вернулся в Петербург, Абдулфаттах, за не совсем правильный цвет кожи, пусть и играет парнишка в «Зените» с глубокого детства, или же они запротестуют и затем, если захотят (а захотят ли после всего этого?) вернуться Аршавин или Кержаков.
И это не говоря про то, что «в цветах «Зенита» нет черного». Таким образом «Зенит» может превратиться в российский аналог «Атлетика» из Бильбао (клуб в котором могут играть только баски), команды, безусловно, интересной, но не выигрывавшей ничего уже с 1984-го года, а в последние годы все ближе стоящей к вылету из испанской Примеры.
2. Организовать встречу с лидерами фанатского движения и попробовать договориться. Решение, наверное, запоздавшее, сейчас уже не только лидеры виража ненавидят Быстрова, но и все остальные сидящие в той части стадиона. И все же, именно оно кажется тем самым компромиссом, на который могут пойти и руководители клуба, и болельщики.
3. Оставить Быстрова в «Зените». Силовым способом убрать всех не согласных. Останется часть виража, на который купят абонементы новые болельщики, до этого сидевшие в других секторах. А для настоящих фанатов поступит предложение поступить аналогично настоящим фанатам «Манчестер Юнайтед».
Решение, конечно дикое для всего виража, но самое логичное с футбольной точки зрения и с точки зрения абсолютного большинства болельщиков (не путать с фанатами) «Зенита». Если в начале всей этой истории команду и болельщиков просто немного раздражало поведение фанатского виража, то после матча с ЦСКА и нальчинским «Спартаком» дело зашло слишком далеко. Стулья, летящие в болельщиков, сидящих на трибуне, и смотрящих футбол, драки после матча прямо при выходе из сектора – это ни в какие ворота не лезет. Это уже не относится к футболу. Это уже должно стать делом органов правопорядка.
Итак, выбор есть. Каким путем пойдет «Зенит» и его болельщики? Наверное, станет известно, лишь по окончании сезона. Но задаваться этим вопросом надо уже сейчас. Ведь впереди два домашних матчах, а на трибунах полнейший раскол. Про футбол на стадионе уже практически забыли. И это угнетает. Причем угнетает не только болельщиков и специалистов. Угнетает в первую очередь команду, которая должна выкладываться ради этих трибун на поле, а слышит лишь унылый свист, гул и ропот.
x