Германия сегодня
С 1943 года вся территория была передана СС для создания здесь лагеря смерти. Правда, и до этого язык не повернулся бы назвать это место лагерем жизни. Всего за войну здесь погибло 19 580 советских военнопленных. Рядом, кстати, располагались еще два лагеря, Эрбке и Вицендорф, — и там погребено не менее 30 тысяч наших солдат и офицеров.
За всеми кладбищами тщательно ухаживают. И это по всей территории Германии. И не только ухаживают (в ФРГ есть специальное общество «Народный немецкий союз по уходу за военными могилами»), но и стараются приобщать к исторической памяти молодежь, воспитывая ее в духе антимилитаризма и антинацизма. В частности, в Берген-Бельзене на кладбище советских военнопленных с 2007 года начался проект для местных школ «Мы пишем ваши имена»: дети изготовляют глиняные дощечки с именами и личными данными военнопленных. Каждый берет на себя чью-то биографию, изучает ее, потом глиняные таблички с именами в торжественной обстановке возлагают на валу, окружающем кладбище.
Можно ли сказать, что юное поколение немцев продолжает расплачиваться за грехи своих прадедов? Вряд ли. Речь идет не о расплате, скорее — об осознанном и нравственном отношении к своей истории, которая не ставит целью воспитать чванливых гордецов и патологических неучей. Но воспитывает граждан, которые становятся не просто посетителями музеев, не болельщиками за «наших», не «сыновьями промотавшихся отцов» и даже не теми, для кого важнее всего «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» — ибо все эти качества вполне доступны не гражданам, а всего лишь подданным, населению. Граждане, в отличие от неграждан, отвечают за все прошлое государства, потому что выполнять заветы предков и отвечать по их обязательствам — святое дело.
Меня поразило, что работники местного музея пытаются проследить судьбу каждого выжившего военнопленного и в музее ему посвящена отдельная мемориальная папка.
А ведь еще до 1991 года имена советских военнопленных, захороненных на кладбище Херстен, были немцам неизвестны. И только после распада СССР в одном из архивов недалеко от Москвы была найдена картотека с учетными карточками наших военнопленных.
Нашему государству всегда было недосуг разбираться с умершими за родину, особенно в плену. Оно с трудом успевало разбираться с живыми… (С)