При гидрокрекинговой очистке масел – удаляются следующие основные примеси:
· Соединения серы и органические кислоты, вызывающие коррозию металлов;
· Непредельные углеводороды, понижающие антиокислительную стойкость масла;
· Смолистые и асфальтеновые соединения, которые образуют лаковые отложения и нагар на горячих поверхностях деталей, ухудшают низкотемпературные свойства, подавляют эффективность антиокислительных и антикоррозионных присадок;
· Растворенные в масле твердые углеводороды – парафины, которые повышают температуру застывания масла и ухудшают его низкотемпературную фильтруемость;
· Полициклические соединения, ухудшающие низкотемпературные свойства масла и способствующие образованию смолистых отложений и нагара.
Вся нефть, попадающая на перерабатывающий завод, будет разделена на фракции.
Одна из них станет основой минеральных масел, или, как говорят, базовым маслом. При этом нефть подвергают крекингу – разрушают чересчур длинные молекулы углеводородов, «доводя» их до нужной длины и повышая тем самым выход конечного продукта. При более сложном процессе – гидрокрекинге, это «разрезание» молекул ведут в присутствии водорода, который моментально заполняет все освободившиеся связи, что позволяет повысить в продукте долю так называемых предельных углеводородов, более устойчивых к окислению и другим нежелательным реакциям, чем их «недоукомплектованные» собратья. Что это дает конкретному потребителю? Более устойчивая и стабильная по своим свойствам «база» позволяет получать масла, заметно превосходящие параметры классических минеральных, по стойкости к высоким температурам и прокачиваемости при низких. По своим свойствам и производительности гидрокрекинговые масла, произведенные по новейшим технологиям, приближаются по свойствам к синтетической обработке, поэтому их часто называют синтетическими, что не лишено оснований с точки зрения их качества и свойств. Эксплуатационные свойства этих масел при низких температурах на уровне синтетической обработки, и гораздо лучше, чем у минеральных масел. Некоторые производители называют их полусинтетическими, некоторые – синтетическими, хотя, по сути – это все-таки минеральные масла, но подвергнутые глубокой химической обработке. В США есть фирма, которая рекламирует свои масла как «полностью синтетические», хотя они изготовлены из гидрокрекинговых базовых масел нового поколения.
Заметим, что Американский Институт Нефти (API) официально признал, что любой смазочный материал, сделанный из базового масла группы III (гидрокрекинговые масла), являются «Синтетическим маслом».
Самое интересное, что подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полу–синтетические, и даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Castrol, Mobil, Esso, Chevron, Fuchs постороена на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC, входящей в корпорацию SK - это только гидрокрекинг.
Определить гидрокрекинговое это масло или нет, по этикетке практически невозможно. Например, на канистре Esso Ultron SAE 5W-40 с лицевой стороны стоит надпись Fully Synthetic, а на обратной стороне указано, что это масло НС –синтеза! Масла НС-синтеза правильнее было бы отнести к полностью синтетическим (содержание синтетического компонента до 80%), а уж никак не к минеральным. Почему гидрокрекинговые масла принято называть полу – синтетикой? Просто наиболее распространенный класс вязкости таких масел SAE 10W-40, традиционно ассоциируется в сознании потребителя с «полу-синтетикой». Ведь у большинства автовладельцев хроническая болезнь – выбирать мсла не по уровню работоспособности, а по классу вязкости по SAE! И это при том, что НС-масла уже прочно оcвоили такой «100% синтетический» класс вязкости как SAE 5W-30 и 5W-40. Единственное, в чем ПАО – масла превосходят масла НС-синтеза – так это в цене. По критерию «стоимость – эффективность», масла НС-синтеза, на сегодняшний день, прочно удерживают ведущее положение в мире моторных масел.
x