Итак, друзья мои, у меня создалось впечатление, что я знаю, в чём причина стука рейки. Вполне может быть, что я ошибаюсь, может даже очень сильно ошибаюсь, однако я всё таки поделюсь с Вами своими мыслями, которые вторую ночь мучают меня. Я не шкаф и не музей хранить секреты от друзей. Разумеется, всё что я скажу, ни в коем случае не является руководством к действию, ибо отвечать за последствия я не собираюсь, однако сделаю себе так.
Начнём благословясь. Ну так и в чём проблема стука, спросите Вы меня, теперь я её знаю ( по моему скромному мнению, ничуть не претендующему на истину в последней инстанции) она в ...в нас. Да, да , именно так. Мы уверовали производителю, рейка не регулируется. Почему не регулируется? Так не бывает, может эта рейка и совершеннее других, красивее, с супер-пуперским оригинальным механизмом ЭУРа...но она мало чем отличается от реек автособратьев по дороге. Принцип один! Шток имеет две точки опоры, упор слева и втулку справа. Любая подобная рейка регулируется , и наша рейка не исключение ( опять таки по моему мнению).
А как исправить? Нужно отрегулировать! Ну так многие регулировали и не помогло, скажите Вы, а может не правильно регулировали?
А как правильно? спросите Вы, а я точно не знаю! Но догадался как примерно нужно.
Прежде чем регулировать рейку, нужно понять как она устроена, а именно как устроен механизм регулировки, и что конкретно происходит в рейке при вращении регулировочной гайки. И вот тут-то есть проблема! Оказывается многие из Нас (в том числе и я до некоторых пор) неправильно понимают суть регулировки. При вращении гайки пружина сжимается и сильнее давит на упор, из-за чего тот препятствует болтанию штока. Это в корне НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ! Это не так! Пружина не сможет удержать шток, она вообще тут ПОЧТИ непричём. Даже пружина удвоенной жесткости не даст удовлетворительного результата.
Всё это я понял наткнувшись на форум, посвященный автомобилю Samand. Когда я прочитал, как владельцы этой машины регулируют зазор в рулевой рейке всё в моей голове встало на свои места. Кстати конструкция рейки почти идентична ПЕЖО-405. Предлагаю посмотреть рисунок.
Регулировочной гайки нет, регулировка осуществляется подбором регулировочных шайб таким образом, чтобы зазор между ними и упором был НЕ БОЛЕЕ 0,13 мм при движении штока на 30 мм от среднего положения, и НЕ БОЛЕЕ 0,18 мм при всём ходе штока от кранего левого до крайнего правого положений. То есть, обратите внимание, ход упора, а значит и ход штока очень мал, а значит и стука не будет.
Теперь посмотрим на конструкцию рейки автомобилей ВАЗ.
Смотрите внимательно, гайка, аналогичная нашей, при врещении регулирует не поджатие пружины, а зазор в паре «гайка-упор». Номинальный зазор 0,12мм, и предельный 0,20 мм. Рекомендации завода по регулировке есть: затянуть до отказа усилием 1.12 -1.37 кгс м и отвернуть на 24 градуса. Вот вам правильная регулировка зазора в рулевой рейке.( не в нашей)
Исходя из вышесказанного, устройство рейки форд мне видится следующим образом:
Регулировочная гайка должна регулировать не степень поджатия пружины ( знакомые с законом Гука поймут, что в этом случае прижимающая упор к штоку сила меняется в ничтожных пределах), а зазор в паре «упор-гайка». Тут правда меня смущает тот факт, что нет никаких эластичных лементов типа фторопластовой шайбы, как на Форд-Мондео.
Приступим к способу регулировки. Вот тут-то и засада: ни FoMoCo, ни изготовитель рейки не дают номинального зазора в рейке. Ответ один: рейка регулируется на заводе и в процессе эксплуатации регултровки не требует. А как регулировать не зная зазора? ...и я не знаю. Ни на фф3, ни на фф2, ни на фф1 никаких данных нет, нет их и на Мондео, Куга, Фиеста...во всяком случае я не нашел. Если сможете раздобыть эти данные, Вы окажите неоценимую услугу всем владельцам ФФ3, во всяком случае тем, у кого стучит...
Буду ли я регулировать свою рейку? Да, и как можно раньше. Какой зазор выставить? Возьму ( это основной риск) за основу 0,20 мм. В чём риск? Зимой, градусов так в 35 корпус рейки сожмётся сильнее вала и зазора может и не стать совсем. Тут конечно, неплохо бы найти фокусовода, который имеет возможность занести рейку в морозильную камеру и проверить. Можно подождать полгода, и проверить лютой зимой на снятой рейке. Можно выточить упор из капролона, у него температурный коэффициент линейного расширения больше чем у алюминия, а значит зимой он сожмётся сильнее корпуса рейки. В этом случае я возьму за основу зазор 0,15мм.
Как будет проходить процесс: затягиваю гайку до упора, и ослабляю на 35 градусов для обеспечения зазора в 0,15мм или на 50 градусов для зазора 0,20мм. ( используя тот факт, что при повороте гайки на 1 оборот, то есть на 360 градусов она углубляется на шаг резбы 1,5 мм).
Регулировка рейки Форд -Эскорт : затягиваем и отпускаем 30 - 60 градусов.
Регулировка рейки Форд -Скорпио : затягиваем и отпускаем 65 градусов.
Конечно, все упомянутые рейки разные, и сравнивать их не корректно...а с другой стороны не так уж они о отличаются, особенно в той части, которую мы будем регулировать.
Итог: теперь я понимаю суть процесса регулировки рейки. Подтягтвать буду.
Всё сказанное, не является руководством к действию, это лишь размышления