Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)

8 years

6



Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы.

Датчик концентрации кислорода

В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.

В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:

• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера

Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра

Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа

Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.

На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
posted image
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).

В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
posted image
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем

Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода

Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.

В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.

Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).

Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода

Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.

Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zond
Инструкция
датчик, лямбда, кислородный зонд, лямбда-зонд, датчик кислорода, выхлопная система, выпускная система

Aleksandr2006
8 October 2015

Датчик кислорода (Лямбда-зонд). (Р)
691,3K
views
324
members
1,7K
posts

avatar
kojanij
27 May 2015


kaktuss69
хз, из темы я так понял что датчик NGK OZA624-E4 подходит вместо первой и второй лямбды для двухлитровых американцев.
Aleksandr2006
28 May 2015

2

A
Aleksandr2006:

Вот и мне пришлось вчера поменять лямбду.
Отловил,что он перестал правильно работать сканером на ELM327. Синусоида на холостых в пределах 0.3-0.45в.Если газонуть,то подпрыгивала до 0.9в. Буквально пол года назад смотрел,всё было в норме.Ну вообщем-то ему уже пора пишла как никак 205 тыс.На вид корпус был сильно белого цвета,то есть смесь была очень бедной и датчик "душил" всю динамику,что я и замечал в последнее время,но грешил на сеточки и насос(даже купил пару сеточек на запас).
После замены на этот датчик Era570056 стоимостью 2 046,07р. появилась "элластичность" работы двигателя и прибавилась мощность на низах.Разьём и внешний вид один в один,но это и не удивительно-дачтчик то фордовский. Меньше стал давить на газульку. Поезжу, посмотрю как он поведёт себя дальше.

Сегодня научился сохранять графики из Torque.Вот график работы нового датчика кислорода Era570056.График снимал на холостых оборотах,примерно 700 об/мин.Может кому пригодится для сравнения со своим старым датчиком.
posted image
Недавно сосед тоже заменил датчик на своей машине Шевроле круз.Ставил он универсальный,марку не знает,но похоже NGK.График работы был идентичный.Чек у него больше не загорался.
patrik88
28 May 2015


Aleksandr2006
Датчик меняли снизу? И еще такой вопрос на вашем датчике ERA фишка белая?
Aleksandr2006
28 May 2015mobile


У меня руссфокус.Датчик только один,до катализатора.Менял сверху.Отсоединил фишку датчика.Откусил старые провода,затем молотком сбил длинный "набалдажник",чтобы головкой можно было подлезть.Сдёрнул датчик головкой с трубкой(думал туго пойдёт,12лет не трогал).Открутился довольно легко,рожковым на 22.На всё ушло минут 15.
Да,фишка белая.
avatar
шурец
28 May 2015

1

Aleksandr2006
получается на ХХ рабочий диапазон ровные колебания от 0 до 8 В?
patrik88
недавно на форуме выяснили, что первый датчик у всех фокусов одинаковый
Aleksandr2006
29 May 2015mobile


Да,примерно так.Ну не только фокусов.Датчик ведь не знает какая марка машины,объём двигателя и какая коробка.Он тупо показывает сколько кислорода в определённом пространстве.
avatar
шурец
29 May 2015


это определенное пространство с кислородом у всех марок одинаковое?
avatar
proFFi
1 June 2015


таже история,загорелся чек...сначала думал на первую лямбду так как уже были с ней проблемы, но потом залез под машину и увидел что фишка от второго датчика вырвана с корнями и отсутствует. Теперь имею белый с красной полосой, голубой с белой полосой, синий с черной полосой и красный провода которые уходят в проводку и новый универсальный датчик с двумя белыми, черным и серым проводами. Подскажите как это все соединить? За что какие провода отвечают?Может кто-нибудь сможет сфоткать этот разъем чтобы было понимание куда какие провода сажать?
Aleksandr2006
1 June 2015


avatar
proFFi:

таже история,загорелся чек...сначала думал на первую лямбду так как уже были с ней проблемы, но потом залез под машину и увидел что фишка от второго датчика вырвана с корнями и отсутствует. Теперь имею белый с красной полосой, голубой с белой полосой, синий с черной полосой и красный провода которые уходят в проводку и новый универсальный датчик с двумя белыми, черным и серым проводами. Подскажите как это все соединить? За что какие провода отвечают?Может кто-нибудь сможет сфоткать этот разъем чтобы было понимание куда какие провода сажать?

Скачивайте схему и всё будет ясно.
Второй вариант-тестер.Прозваниваете землю по мин.сопротивлению,потом два провода подогрева,там 12в должно быть.Четвёртым будет выход с датчика.
По новому датчику белые провода это подогрев лямбды полярность подключения не имеет значения.
avatar
proFFi
1 June 2015mobile


А где можно схему найти на эту часть проводки?
Ruslan.D
1 June 2015


всем привет.
У кого была такая проблема, на горячую глушишь потом какое-то время машина не заводится пока не остынет. Заранее благодарен за помощь.
avatar
rombik
1 June 2015


Ruslan.D
возможно регулятор давления топлива
avatar
proFFi
2 June 2015


Блин люди ну может кто-нибудь сфоткает данный разъем, реально напрягает ездить с чеком
avatar
proFFi
10 June 2015


Перекурив кучу разных форумов нашел способ как определить провода к лямбда зонду: обычным мультиков минусовым щупом цепляемся к кузову, вторым щупом ищем из этой косы в четыре провода плюс. Затем когда нашли плюс минусовым щупом ищем минус. Это два провода подогрева. Полярность значения не имеет, на универсальном датчике подогрев - белые провода. Остальные два провода сигнальные и возможно только две комбинации их подключения. Но вот только одна проблемка - у меня почему то все-равно ошибка не убралась как быть то??
Aleksandr2006
10 June 2015


avatar
proFFi:

Перекурив кучу разных форумов нашел способ как определить провода к лямбда зонду: обычным мультиков минусовым щупом цепляемся к кузову, вторым щупом ищем из этой косы в четыре провода плюс. Затем когда нашли плюс минусовым щупом ищем минус. Это два провода подогрева. Полярность значения не имеет, на универсальном датчике подогрев - белые провода. Остальные два провода сигнальные и возможно только две комбинации их подключения. Но вот только одна проблемка - у меня почему то все-равно ошибка не убралась как быть то??

Диагностическим сканером сбросить.
avatar
proFFi
10 June 2015


A
Aleksandr2006:

Диагностическим сканером сбросить.

при скидывании клеммы, ошибка пропадает. Но через 20 км езды опять загорается. Сегодня поеду к корешу на диагностику, посмотрим что сканер скажет.
avatar
proFFi
15 June 2015


Диагностика показала что именно вторая лямбда является причиной ошибки. В проводах которые идут к ЭБУ быстро нашел +/-12В. Их точно надо подключать на белые провода нового датчика? Потому что кореш у которого диагностировался говорит что -12В надо сажать на серый провод универсального датчика.
На самом деле простом нужен один ХОРОШИЙ человек, который бы сфоткал у себя этот разъем и сразу бы решилось куча проблем
avatar
Killercat
8 July 2015


Приветствую колллеги. Прошерстил всю ветку и понял, что мнения о лямдах таки разделяются.
В поисках лямбды от бош наткнулся на лямбду для ваз BOSCH 0258005133 и на универсальную BOSCH 0258986507.
У второй в списке авто числится Focus I 131 л/с, но Европа. У меня американец Zetec 2.0 131 л/с.
Подскажите, есть смысл брать универсальную 0258986507, или можно плюнуть и поставить от ВАза 0258005133?
А то жрет, что то то много машинка. Есть подозрение на лямбду.
avatar
kojanij
8 July 2015


Killercat
я бы почистил сначала оба датчика ортофосфорой кислотой, в интернете (может и тут) подобных инструкций много, типа даже необязательно срезать колпачок и типа помогает
avatar
Killercat
8 July 2015


цитата:
я бы почистил

Говорят от лукавого это
И подскажите, заместо второго, какая лямбда подойдет?
avatar
proFFi
8 July 2015


avatar
Killercat:

Говорят от лукавого это
И подскажите, заместо второго, какая лямбда подойдет?

любая универсальная, они что для первого что для второго одинаковы
я себе такой брал Patron 60014
avatar
kojanij
8 July 2015

1

цитата:
Говорят от лукавого это

хз, парни пишут что кака сходит и эффект есть если рабочий слой датчика жив. Я на днях буду первый дк чистить, отпишусь о результатах (вероятно даже с графиками до и после)
цитата:
И подскажите, заместо второго, какая лямбда подойдет?

как я понимаю, первая и вторая одинаковые, т.к. например и вместо первого и вместо второго втыкают универсальный NTK OZA624-E4 с сопротивлением 6-7 Ом.
Из предложенных вами BOSCH 0258005133 имеет 2 Ом на подогрев, 0258986507 - 4 Ом. По форуму больше упоминаний что ставят бош 537 (8-9 Ом)
апд: И счас еще почитал, что малоомные дк эбу может некорректно обрабатывать (если изначально предусмотрено бОльшее сопротивление нагрева), т.е. для америки получается лучше ставить 537 бош.

proFFi и как он (Patron 60014) нормально работает?
avatar
Замирович
8 July 2015


Killercat

Bosch

0 258 005 718

Датчик кислородный передний верхний левый перед катализатором
avatar
Killercat
8 July 2015


цитата:
0 258 005 718

Это я так понимаю замена оригинала первого лямбда зонда от BOSH?
На USA пойдет?
avatar
Замирович
8 July 2015

2

avatar
Killercat:

Это я так понимаю замена оригинала первого лямбда зонда от BOSH?
На USA пойдет?

!Разницы нет амер-евро.
avatar
шурец
9 July 2015


цитата:
парни пишут что кака сходит и эффект есть если рабочий слой датчика жив. Я на днях буду первый дк чистить, отпишусь о результатах (вероятно даже с графиками до и после)

интересен результат
цитата:
как я понимаю, первая и вторая одинаковые

вот это новость
avatar
Killercat
9 July 2015


цитата:
Bosch

0 258 005 718

Заказал этот. Ждёмс
avatar
kojanij
9 July 2015


Подцепил елм, и через демо форскан снял данные во время хх и поездки с 1 лямбды и со 2ой, в екселе построил графики
График для 1 датчика posted image
оригинал тут posted image

сетка по оси Х - 1 секунда. Как я понимаю, время реакции медленное и датчик устал.

График для 2 датчика posted image
оригинал тут
http://i10.pixs.ru/thumbs/9/2/2/GrafikDK2G_3414070_17965922.jpg

сетка по Х - 1 сек, датчик новый нтк. Заметил что на ХХ показывает мало кислорода, при нагрузке - много.

графики не связаны, т.к. на демо форскане только один параметр можно мониторть
Кто что думает по графикам и датчикам?
Aleksandr2006
9 July 2015


Рекомендуют снимать показания без движения на 2000 об/мин. Я снимал без движения на холостых оборотах.Если график правильный, то да, датчик уже не айс, но ездить пока можно.
avatar
kojanij
10 July 2015


загнался этой темой, посмотрел через ноут с нормальным форсканом
цитата:
без движения на 2000 об/мин.

получилось так
posted image

при движении и ускорении ДК1 начинает побыстрее шевелиться
posted image

1 person online

1 person online

Log in to leave a message or Sign up


up