Баррикады на пути произвола Версия для печати
17.11.2010
Ольга ЯКОВЕНКО. (Соб. корр. «Правды».) г. Санкт-Петербург.
Последние годы приходится частенько слышать сентенцию о пассивности народа, о том, что протестующих практически нет, а уж на баррикады и подавно никто не пойдет. Однако политическая осень 2010 года в Петербурге ознаменовалась строительством самых настоящих баррикад.
ПРОИЗОШЛО ЭТО на окраине города, в районе так называемой промышленной зоны «Парнас». Помимо еще сохранившихся промышленных предприятий и административных зданий, на этой огромной территории расположены многочисленные гаражные кооперативы. Всего около 8,5 тысячи гаражей. Вокруг одного из них и выросли баррикады. Причиной для их строительства стало решение властей о сносе гаражей без предоставления их владельцам компенсации за потерянное имущество. Зная о том, что владельцы гаражей готовятся оказать сопротивление, власти не ограничились приездом судебных приставов, а снарядили на «Парнас» бойцов ОМОНа.
Проблема сноса гаражей возникла в Петербурге не вчера. Практически все гаражи города объединены в так называемые гаражные кооперативы. Создавались они в советское время, и участники кооператива вносили свои деньги, на которые и осуществлялось строительство. Земля же под гаражами принадлежала народу, и государство распоряжалось ею в народных же интересах, поэтому она была отдана кооперативам в бессрочную аренду. Советская власть закончилась, и именно вопрос собственности на землю стал поводом к уничтожению имущества людей.
Поначалу гаражные кооперативы никто не трогал — объектов для «приватизации» и так хватало. Однако со временем, когда этап первоначальной дележки народной собственности был закончен, взоры властей предержащих обратились на земли, занимаемые гаражниками. Кусок лакомый, так как земля в Петербурге очень дорогая, а главное, с точки зрения городских властей, используется совершенно бездарно, то есть крайне мало приносит этой власти материальных дивидендов. А ведь по данным Комитета по градостроительству и архитектуре правительства города, плоскостные гаражи в общей сложности занимают в Санкт-Петербурге территорию около 980 гектаров. Зарегистрировано порядка 450 гаражных кооперативов, каждый из которых занимает 2—3 земельных участка.
Ведь эти участки можно сдать в аренду под строительство, скажем, гипермаркета, паркинга и т.п. Как известно, самые астрономические размеры взяток чиновникам связаны именно с решением вопросов о выделении участков под строительство. А тут такие территории — и не используются «должным образом». Предлог для уничтожения гаражей был найден быстро: дескать, городу нужно развиваться, строить дома, инфраструктуру, дороги, а тут помеха на пути к идиллической картине.
С тезисом, что городу необходимо развиваться, никто, конечно, спорить не станет, однако каким будет это развитие — вот вопрос. Те же новые кварталы будут застроены многоквартирными, высотными домами. И именно под их окна переедут машины, которые сейчас стоят в гаражах. И это в условиях, когда уже сейчас припарковать машину у дома, особенно многоэтажного, — большая проблема. Итог: вредные выхлопы, и так оседающие в квартирах и легких горожан, только увеличатся.
Несмотря на все эти доводы, с 2005 года гаражи начали сносить. В соответствии с новым Генеральным планом развития Петербурга четверть плоскостных гаражей подлежит сносу в связи с реализацией проектов строительства. Сначала потихоньку ликвидировались небольшие стоянки по 100—300 гаражей, затем и более крупные. Сносы на Кубинской и Предпортовой улицах были проведены при сопротивлении со стороны владельцев гаражей. Их опасения оказались небеспочвенны: они так и не получили никакой компенсации.
Лазейка в законе, позволяющая властям действовать таким образом, была найдена быстро. В КУГИ Петербурга (Комитет по управлению городским имуществом) сослались на ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей при прекращении в установленном порядке договоров аренды, земельных участков, занятых гаражами, не относящимися к недвижимому имуществу и капитальным объектам, арендатор обязан освободить или обеспечить освобождение арендуемого земельного участка от любого имущества, размещенного на участке во время действия договора аренды и вернуть арендодателю имущество, то есть в данном случае землю.
Таким образом, освобождение земельных участков от расположенных на них гаражей вроде бы и не противоречит действующему законодательству, что подтверждается решениями судов.
Но здесь возникает сразу целый ряд весьма существенных вопросов. Так, например, почему бессрочный договор аренды, заключенный между государством и кооперативом, вдруг превратился в срочный? И если арендатор обязан обеспечить освобождение территории от своего имущества, то он, по крайней мере, должен быть в курсе того, когда это должно произойти. Однако на деле люди зачастую узнают об уничтожении своего имущества уже постфактум.
Яркий пример тому — недавние события в гаражном кооперативе «Шуваловская», расположенном в Выборгском районе города. Владельцы гаражей, а их 1600 человек, вернувшись из отпусков, обнаружили на месте своих гаражей кучи мусора. «Пропали железная обивка, автомобили, другие материальные ценности»,— сообщили представителям СМИ потрясенные, теперь уже бывшие, собственники.
В период отпусков с помощью иностранных рабочих были разграблены и вывезены в неизвестном направлении сотни гаражей вместе с имуществом и автомобилями. Это произошло, несмотря на коварные заверения администрации Выборгского района, что в отпускной период ничего сносить не будут и предоставят автомобилистам другой земельный участок.
Решение суда о сносе гаражей было, и выполнить его предстояло службе судебных приставов. Однако, получив это постановление, судебные приставы сами обратились в суд за разъяснениями.
Опасения приставов понятны: по закону, они должны освободить территорию от имущества, принадлежащего кооперативу. Однако как на деле узнать, является ли гараж собственностью кооператива или на него уже оформлена частная собственность? Да и имущество, находящееся в гаражах: машины, запчасти и т.п. — личная собственность, не подлежащая уничтожению. Об этом в постановлении суда ничего не говорится, и покушение на эту собственность — прямое самоуправство. Чтобы избежать исков в свой адрес, судебные приставы решили обратиться в суд.
Однако чиновники администрации Выборгского района тратить время на такие церемонии не стали. Заключили договор с подрядной организацией и с бригадой чернорабочих пришли сносить гаражи. В течение нескольких дней гаражный комплекс превратился в руины. При этом начальник бригады предъявил сотрудникам кооператива договор с администрацией района, а вот сотрудник этой самой администрации никаких документов не предъявил и даже представиться категорически отказался. Зато попытался привлечь сотрудников кооператива к составлению актов об изымаемом из гаражей имуществе. Сотрудники, естественно, участвовать в этом беззаконии отказались.
Администрация Выборгского района трактует эти действия лишь как применение «государственной функции принудительного исполнения судебных решений» (есть у наших исполнительных властей и такие полномочия). Но администрация умалчивает при этом о намеренном введении людей в заблуждение относительно сроков сноса и об отсутствии необходимого по закону «требования» судебного пристава-исполнителя, которое было вынесено уже после сноса.
Наученные горьким опытом, осенью владельцы гаражей подготовились к более серьезному сопротивлению. Это и привело к тому, что гаражники из «Парнаса» встретили представителей власти в буквальном смысле слова на баррикадах из старой мебели и металлолома. Главным плакатом, поднятым над баррикадами, был «Власть против народа!» По уже отработанной в кооперативе «Шуваловская» схеме на месте появились представители администрации Выборгского района, но к непокорным гаражникам подходить не стали и двинулись в сторону небольшой кооперативной площадки «Парнас-1А», к которой имелся отдельный подъезд. Туда же прибыли судебные приставы и ОМОН, который традиционно перегородил въезд в ГСК.
Вскоре на территории площадки 1А уже вовсю визжали «болгарки». Рабочие срезали замки, снимали двери, осматривали добро, оставленное в гаражах. Несколько членов гаражного кооператива пытались узнать, по какому праву будут сносить и эти гаражи, однако говорить с ними никто не стал.
Вскоре на подмогу представителям власти подоспела спецтехника, с помощью которой баррикада была снесена. Также были вырваны главные и вторые пожарные ворота. Трактор снёс часть пристройки рядом с помещением охраны. Были задержаны милицией четверо активистов. Несмотря на сопротивление людей, часть из 8,5 тысячи гаражей, расположенных в районе «Парнас», была снесена.
После этих событий в Законодательном собрании состоялось заседание депутатов совместно с представителями владельцев гаражей, на котором гаражникам объяснили, что на достойные компенсации для них денег в бюджете нет, и отпустили с миром. Поэтому совсем недавно протестующие снова возвели баррикады в промзоне «Парнас». В акции протеста против сноса построек приняли участие почти 200 человек. Подъезды к кооперативам были заблокированы автомобилями гаражников.
«Парнас-2» защитники отстояли, на штурм ОМОН не пошёл. В отличие от площадки «Парнас-1», где в стычке с бойцами ОМОНа силы оказались неравными, представителям власти удалось прорваться и снести два гаража. В тот же день гаражники устроили автопробег — в знак протеста против сноса своих владений. Автомобилисты колонной с минимальной скоростью и включенными аварийными сигналами проследовали до Смольного, где отдали обращения со своими требованиями в приемную губернатора В. Матвиенко.
Свою роль в борьбе гаражников играет созданный год назад активистами профсоюз владельцев гаражей «Рубеж».
Противостояние на «Парнасе» набирает обороты. Утром 15 ноября стало известно, что ночью сгорел экскаватор, который сносил постройки. А днем колонна из нескольких десятков машин подъехала к резиденции полномочного представителя президента по Северо-Западному федеральному округу. Владельцы гаражей привезли письмо для президента с жалобами на нарушения прав и подробным рассказом о том, как сносят гаражи в Петербурге.
Борис Карпов, председатель профсоюза «Рубеж», так прокомментировал ситуацию: «Основных требований у нас три: введение прямого президентского правления в нашем городе; наказание чиновников Выборгского и Приморского районов за антиконституционные действия по отношению к владельцам гаражей; введение моратория на снос гаражей до правового урегулирования механизмов разрешения гаражных конфликтов».
Возле здания полпредства колонну встретили милиционеры. Защитников гаражей они в здание, естественно, не пустили, сославшись на отсутствие И. Клебанова.
Сейчас люди дежурят в кооперативах круглосуточно, они вынуждены защищать свою собственность от мародеров. Ведь в ходе последнего штурма омоновцы с помощью спецтехники снесли ворота и несколько примыкавших к ним гаражей, оставив кооператив без охраны и защиты от преступников. Хотя от кого в данном случае необходима более серьезная защита: от уголовников или властей предержащих? Зная историю конфликта, ответ очевиден.
x