Нет в законодательстве понятия "маршрутка". Это слэнг. Типа как один современный юноша может сказать другому: "А я вчера на тачке с двумя тёлками по Ленина позажигал!" Но мы понимаем, что данный индивидуум не сидел с факелом и двумя молодыми самками крупного рогатого скота в одноколёсном садово-огородном безмоторном транспортном средстве, правда?
В законодательстве есть понятие "автобус". Это транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения помимо места водителя (это определение, кстати, у каждого из вас в кармане лежит). Есть понятие "маршрутный автобус" и "маршрут регулярных перевозок" – это уже Устав автомобильного транспорта, который, "частники" знать не обязаны, но обязаны знать ПДД. А там определено:
цитата: |
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок." |
Частенько разные "комментаторы" начинают утверждать – "а, мол, "это" может остановиться для посадки / высадки и вне обозначенной остановки". Может. Технически вне обозначенной остановки может остановиться и автобус, и троллейбус, и трамвай, и даже поезд. И действующими нормативными документами федерального уровня это не запрещено, Устав автотранспорта прямо предусматривает такой режим работы маршрутного пассажирского ТС (п.3 ст.19 главы 3). Междугородные маршрутные автобусы, например, частенько останавливаются там, где формального оборудованного, "как положено", остановочного пункта нет – на развилке к конкретной деревне и т.п.
Запретить посадку / высадку пассажира вне обозначенных остановок может инструкция конкретного предприятия, но такой документ не является НПА, так как действует только на работников этого конкретного работодателя.
Но тем не менее, каждый маршрут имеет и обозначенные места остановок. Вот если бы в ПДД формулировка была типа "… движущееся по установленному маршруту с остановками исключительно в специально обозначенных местах…" – иное дело. Но ПДД (не Закон, а всего лишь постановление Правительства) не может противоречить Федеральному Закону, а тем более Кодексу и Уставу. В противном случае это положение ПДД просто не имело бы права на применение.
В ПДД же никогда никаких изменений, что
цитата: |
маршрутки приравнены к ГОРОДСКОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ ТРАСПОРТУ! |
За непредоставление преимущества маршрутному ТС, отъезжающему от обозначенной остановки в черте населённого пункта, лишения (к моему сожалению) не предусмотрено. Всего-то штраф от ста до трёхсот рублей. Кроме того, нарушение это, как говорят ДэПСы, "нефиксируемое". То есть стоит троллейбус у остановки, мигает левым поворотом, я его объезжаю – вроде как "не уступил". А ДэПСу я заявляю – "так я же не помешал, он потихоньку трогался, я объехал, ни резкого торможения у него не было, ни столкновения". И всё. За триста рублей ДэПСы просто не хотят связываться.
До середины 80-ых годов действовала иная формулировка ПДД. При ДТП в таких обстоятельствах вина с водителя маршрутного ТС снималась однозначно. Но в те годы ст.18.3 была дополнена гнусным предложением:
цитата: |
Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу. |
Я вам как-нибудь при личной встрече объясню и покажу, как должен вести себя и машину водитель автобуса или троллейбуса при отъезде от остановки. Как их учат себя вести, до автоматизма. И зачем именно так. А пока скажу на словах – при отъезде от остановки водитель не смотрит в левое зеркало. Это постулат обучения, специально оцениваемый экзаменатором при сдаче на категорию. Почему – повторяю, расскажу и покажу лично, так не поймёте, точнее – очень долго писать.
Кстати, откуда пошёл термин "маршрутное такси" и что он на самом деле означает – тоже могу рассказать.
По поводу "запретить их всех", "гнать их всех" – это типа как "все менты – козлы". Не от большого ума такие лозунги разбрасывающего. Почему-то, когда человек сталкивается с нормальным и отвечающим требованиям своей профессии милиционером, он никогда не кричит "все менты – прекрасные профи!". А вот даже одного действительно "козла" всегда достаточно для вывода о 100% милиции. Да и не только.
Как бы ни было страшно со стороны, есть неумолимая статистика. За всё время эксплуатации в Петрозаводске так называемых "маршруток" (и при социализме, и в новейшей истории – с 1996 года они вновь появились) трупов среди их пассажиров меньше, чем, например, пешеходов, убитых за то же время и на той же территории упавшими на голову деревьями. С начала этого года в Птз – более 300 учётных ДТП. По вине водителей автобусов (всех, не только маршрутных) – 3. Те же троллейбусы в этом деле гораздо "эффективнее".
Если же я начну сравнивать статистику между "Газелями" и "Фордами-Фокусами"…. Сразу будет ясно, кого бы надо срочно запретить. Один только "Фокус" с шестью(!) пассажирами, "прилетевший" недели 4 назад в забор в/ч на верху Невского, привёз больше пострадавших, чем все "Газели" вместе. А трупов ИМХО не было только потому, что трезвых там не было.